Тема 4.5. Страны Европы и Америки в XIX в.
Промышленный переворот XIX в. в странах Европы и Северной Америки, его экономические и социальные последствия. Завершение колониального раздела мира. Империализм. Политическое развитие стран западного мира. Утверждение конституционных порядков, развитие парламентаризма. Становление гражданского общества. Консерваторы и либералы. Распространение социалистических учений. Социалистические организации. Политический радикализм. Социальные движения. Реформы и революции в Европе XIX в.
Культура XIX в. Наука и образование. Развитие национальных культур. Демократизация культуры.
Студент должен:
знать:
- даты важнейших событий стран Европы и Северной Америки периода промышленного переворота и модернизации общества во всех сферах жизни;
- хронологические рамки процесса модернизации, протекавшего в Европе и Северной Америке в экономической, политической и культурно-духовной сферах;
- изменения, происходившие на геополитической карте стран Европы и Северной Америки в XIX в.;
- основные термины и понятия;
- основные события, имена исторических государственных деятелей этого периода;
- основные идеи новой идеологии XIX в., её ценности;
уметь:
- характеризовать периоды становления индустриального общества и масштабных событий XIX в.;
- составлять хронологические и синхронистические таблицы;
- читать историческую карту с опорой на полученные знания и использовать данные исторической карты для характеристик стран Западной Европы и Северной Америки XIX в.;
- проводить поиск информации в исторической, справочной литературе по данному периоду стран Европы и Северной Америки;
- высказывать суждение о назначении и ценности источника;
- рассказывать (устно или письменно) о модернизации, протекавшей в Европе и Северной Америке в политической, экономической и культурно-духовной сферах общества XIX столетия;
- показывать последовательность возникновения и развития процессов модернизации;
- объяснять смысл и значение таких важнейших исторических понятий как: модернизация, промышленный переворот, империализм, конституционные порядки, парламентаризм, социализм, демократизация культуры;
- излагать суждения о причинно-следственных связях периода модернизации в странах Европы и Северной Америки;
- излагать и оценивать события и выдающихся общественных и политических деятелей в странах Европы и Латинской Америки XIX в.;
- высказывать суждение о подходах, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе этого периода.
Самостоятельная работа.
1. Определить и объяснить своё отношение к процессам и основным тенденциям развития мировой цивилизации XIX в. в области экономической, политической и духовно-нравственной. Составить развернутый план проходивших процессов модернизации в Западной Европе и Северной Америке в XIX веке, выявить сходство и различия.
Тема 4.6. Россия в XIX в.
Попытка проведения реформ в начале века. Либеральные идеалы и либеральные преобразования. Отечественная война 1812 года, её влияние на развитие общественного самосознания. Консервативный период в истории страны, сложившийся после Отечественной войны, и его последствия. Выступление декабристов.
Власть, общество, личность в России. Внутренняя политика самодержавия: между реформами и контрреформами. Взгляды на пути развития страны: охранители, славянофилы и западники, сторонники общинного социализма. Старчество.
Социально-экономическое развитие. Особенности экономики.
Промышленный переворот. Кризис феодально-крепостнической системы. Развитие товарно-денежных отношений. Развитие транспортной системы и торговли: аграрный вопрос в середине XIX века. Либеральные реформы 60-70-х гг., их экономические и социальные последствия. Контрреформы. Консерваторы, либералы. Радикалы в пореформенный период: народничество, социал-демократы.
Начало массового рабочего движения.
Народы Российской империи в XIX в. Обращение к национальным истокам. Общественное служение литературы и искусства.
Студент должен:
знать:
- даты важнейших событий XIX в. (Отечественной войны и либеральных реформ);
- хронологические рамки и периоды Отечественной войны и либеральных реформ;
- изменения на геополитической карте России и Европы в XIX веке;
- понятия и термины;
- называть место, обстоятельства, участников событий в период Отечественной войны, «великих реформ», важнейших военных кампаний; основные течения и организации участников общественного движения, выдающихся представителей и достижения российской науки и культуры;
уметь:
- составлять хронологические и синхронистические таблицы из истории России XIX в.;
- характеризовать периоды отечественной истории XIX века, Отечественной войны 1812 г., социально-экономического и общественного развития XIX в.;
- читать историческую карту и показывать территории, присоединённые к России в XIX в., места военных действий и военных кампаний;
- использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития России XIX века;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках и высказывать суждение о ценности источника (Указ о свободных хлебопашцах 20 февраля 1903 г., Манифест об образовании Государственного Совета 1810 г., «Конституция» Н.Муравьева, «Русская правда» П.И.Пестеля, «Катехизис» С.И.Муравьева-Апостола, «Манифест 19 февраля 1861 г.», «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», «Учреждение судебных установлений», «Положение о начальных народных училищах», «городское положение 16 июня 1870г.», «Устав о воинской повинности»);
- характеризовать позиции, взгляды автора источника; сравнивать данные разных источников - «Конституции» Н.Муравьёва, «Русской правды» П.И.Пестеля, «Катехизиса» С.И.Муравьёва и т.д.;
- рассказывать (устно или письменно) о попытках реформирования страны и реформах XIX века, о воздействий Отечественной войны 1812 г. на развитие общественного самосознания в стране, о процессах модернизации, о социальных и политических доктринах: либерализм, консерватизм; социалистических учениях, общественных движениях в России, развитии Российской культуры XIX века и её вкладе в мировую;
- на основании текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.п.
составлять описание событий данного исторического периода;
- составлять биографическую справку исторических деятелей XIX века: Александр II, Н.М.Сперанский, А.Н.Аракчеев, Г.Ф.Канкрин, Н.Н. Новосильцев, П.Д.Киселев, М.И.Кутузов, лидеров декабристского движения, Г.В.Плеханов и т.д.), характеризуя деятельность исторических личностей;
- соотносить факты и общие процессы, явления, происходящие основные события политического развития, реформ и контрреформ XIX в., общественного движения;
- называть характерные, существенные черты социально-экономического и политического строя России XIX в., положения различных слоев общества, внутренней и внешней политики самодержавия, идеологии и методов общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных);
- классифицировать события и явления по их принадлежности к дореформенному и пореформенному этапам развития страны, основным течениям общественной мысли;
- объяснять значение понятий: реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, интеллигенция, православие, национализм;
- сравнивать развитие капитализма России до и после реформ 60-70-х годов, позиции, программные положения общественных движений, групп, партий;
- излагать суждение о причинах и последствиях исторических событий: возникновение общественных движений XIX в., взглядах на пути развития страны, либеральных реформах 60-70-х гг. и контрреформах, присоединении к империи новых территорий и народов;
- объяснять, в чём состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей XIX века, оценивая характер и значение социальных реформ и контрреформ, общественных движений;
- высказывать и аргументировать свою оценку событий и давать оценку деятельности государственных деятелей и других выдающихся личностей XIX века;
- высказывать суждение и давать личностную оценку отдельным версиям, точкам зрения, документам XIX в.
Самостоятельная работа.
1. Составить таблицу с предложениями правительственных чиновников, либералов, революционеров в области государственного устройства, местного самоуправления, решения аграрного вопроса накануне реформ 60-70-х гг. и после их проведения. В чём Вы видите причины расхождения их позиций?
2. Перечислите и оцените мероприятия Александра III в области государственного устройства и местного самоуправления. Сравните их с теми мерами, которые предпринял Александр П. Как вы могли бы объяснить и оценить эти шаги?