Тема 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века.
Кризис античной цивилизации. Варвары и Рим. Кельты, германцы, готы, франки и славянские племена в Европе. Великое переселение народов. Распад общественных порядков в европейском обществе. Синтез римского и варварского миров.
Преемственность и новые черты в общественном развитии. Попытка возрождения «Римской империи». Становление христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь.
Церковь и государственная власть. «Государство в государстве». Политическое развитие Западной Европы и Византии. Власть и общество. Феодальная раздробленность и имперское единство. Католический и православный мир. Догматика христианского вероучения (католического и православного). Церковные соборы. Монастыри. Миссионерская деятельность. Ереси в средние века. Инквизиция. Социальная структура западноевропейского общества. Сословия.
Корпорации. Социальная иерархия. Становление сословного представительства в Западной Европе. Города средневековья. Коммуны и сеньоры. Городские республики. Рыночные структуры в экономике аграрного общества.
Место религии и церкви в жизни средневекового общества. Власть светская и духовная. Сословно-представительная монархия и «средневековая демократия».
Картина мира средневекового европейца. Вера и знание. Богословие. Сигер Брабантский. Фома Аквинский. Уильям Оккам. Европейское средневековье. Искусство. Начало Ренессанса. Культура Возрождения.
Возникновение и распространение ислама. Арабские завоевания. Образование Халифата. Арабы и христианская Европа. Крестовые походы.
Кризис XIV столетия в Европе. Освобождение крестьян от зависимости. Королевская власть и феодальные сеньоры. От политической раздробленности к национальным государствам.
Византийская цивилизация. Окружающий мир. Византия и варвары. Византия и Османская империя. Османская экспансия. Падение Константинополя. Место средневековья во всемирно-историческом процессе (версии, точки зрения, оценка).
Студент должен:
знать:
- хронологические рамки и периоды средневековья;
- даты важнейших событий средневековья;
- важнейшие исторические термины и понятия средневековья;
- исторические факты и события христианской цивилизации;
- изменения на геополитической карте мира средневековья;
- основные процессы и динамику развития средневекового общества и государства;
- наиболее значимые события стран средневековой Европы;
- основные исторические личности эпохи средневековья;
- результаты важнейших исторических событий средневековья;
уметь:
- составлять хронологические и синхронистические таблицы из истории средних веков;
- характеризовать периоды в развитии основных событий;
- читать историческую карту и показывать территории расселения племён в период Великого переселения народов, государства Западной Европы, основные города средневековья, территории империй, крестовые походы;
- использовать данные исторической карты средневековья для характеристики политического и экономического развития Западной Европы, Османской империи, Арабского Халифата и Византии;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках и высказывать суждение о назначении, ценности источника;
- характеризовать позиции, взгляды автора источника;
- рассказывать (устно или письменно) о кризисе античной цивилизации, Великом переселении народов, материальной и хозяйственной жизни Западной Европы, становлении феодализма и развитии городов, социальной структуре, развитии государственности в средние века, о роли религии и церкви в средневековой Европе, крестовых походах и культуре;
- давать оценку историческим личностям и событиям эпохи средневековья;
- работать с понятиями и оперировать ими (синтез, догматы, теократия, феод, рента, «коммуна», теология, мистицизм, догма, миссионеры, ересь и т.д.), объясняя их значение;
- раскрывать причинно-следственные связи событий.
Самостоятельная работа.
1. Используя учебник, хрестоматию, саги и эпос, философские учения и трактаты, рыцарские романы и т.д., написать историческое сочинение на тему: «Христианское мировосприятие, народная культура и средневековый ренессанс и их влияние на формирование системы ценностей западноевропейского средневековья».