Основатели социологического эволюционизма

Давайте начнем с самого начала и воспроизведем классичес­кие формулировки социологического эволюционизма в работах шести представителей этого направления: Конта, Спенсера, Мор­гана, Дюркгейма, Тенниса и Уорда.

Огюст Конт и идеалистическая концепция эволюции

Основатель социологии О. Конт считал: для того, чтобы по­нять современную эпоху, необходимо поместить ее в более ши­рокий исторический контекст и рассматривать просто как фазу на долгом пути человеческой истории. Индустриально-урбанис­тическое капиталистическое общество — не случайность, а есте­ственный, необходимый продукт предыдущих процессов. Невоз­можно дать адекватное объяснение, что-либо предсказать и дать практические рекомендации относительно любого современного феномена без реконструкции всей предшествующей истории.

Конт пытался сделать это с помощью знаменитого «закона трех стадий». Он считал, что движущая сила исторических изме­нений обнаруживается в области мысли и духа: в тех способах,

при помощи которых люди постигают реальность, в методах, ко­торые они применяют, чтобы объяснить, предсказать и управлять миром. Качество и количество знаний, которыми обладает обще­ство, постоянно растут. Эта основная черта общества определяет все другие аспекты социальной жизни — экономические, поли­тические, военные. Человеческий род в своей истории проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии люди заклинают сверхъестественные существа и силы, словно те ответственны за земные события. Вначале это духи или души, находящиеся внутри предметов, растений, жи­вотных (фетишизм, анимизм), затем — многочисленные, бога, ответственные за различные фазы жизни (политеизм), и наконец единый всемогущий бог (монотеизм). Данный период характери­зуется доминированием военного образа жизни и широким рас­пространением института рабства. Вторая, метафизическая, ста­дия наступает тогда, когда люди заменяют богов абстрактными причинами и сущностями, фундаментальными принципами ре­альности, воспринимаемыми разумом. Идеи суверенитета, уза­коненного права и легитимного правительства доминируют в по­литической жизни. На третьей, позитивной, стадии люди обра­щаются к законам, основанным на эмпирической очевидности, наблюдении, сравнении и эксперименте. Это век науки и про­мышленности. Достигнув позитивной стадии, развитие оконча­тельно становится открытым. Резервуар человеческих знаний постоянно пополняется. Наука вечно движется вперед, все более приближаясь к познанию реальности, но так никогда и не дости­гая полной и окончательной истины. «Такова история изменений в сознании и обществе, которые совпадают и отражают друг дру­га» (281; 197). Эволюция, таким образом, представляет собой преж­де всего эволюцию методов получения я накопления знаний.

Герберт Спенсер и натуралистическая концепция эволюции

Спенсер трактовал эволюцию как основополагающий и еди­ный принцип всей реальности — природы и общества в равной степени. В разработке этого принципа он исходил из того факта, что реальность в основе своей материальна, она представляет со­бой единство материи, энергии и движения. «Эволюция — это из­менение, переход от бессвязной гомогенности (однородности) к гетерогенности (неоднородностный по составу), который сопро­вождается процессами рассеяния движения и интеграции материи» (373; 71). Модель этого процесса демонстрирует органический рост.

На начальной стадии каждый зародыш состоит из субстанции, однородной по плотности ткани и химическому составу. Сначала возникает различие между двумя частями этой субстанции; или, говоря языком психологов, происходит дифференциация. Каждая из появившихся в результате дифференциации час­тей начинает противопоставлять себя другой части; понемногу подобные вто­ричные дифференциации становятся столь же определенными, как и первая... Благодаря таким бесчисленным дифференциациям и образуется в конце концов та сложная комбинация тканей и органов, которые составляют взрослое живот­ное или растение. Такова история всех без исключения организмов (373; 39).

Если говорить кратко, то эволюция достигается средствами структурно-функциональной дифференциации (1) от простоты к сложности; (2) от аморфности к четкости; (3) от однообразия, гомогенности к специализации, гетерогенности; (4) от текучести к стабильности. Этот процесс универсален. «Где бы он ни проис­ходил, в развитии планеты Земля, в развитии жизни на Земле, в развитии общества, какого-либо правительства, промышленнос­ти, коммерции, языка, литературы, науки, искусства, — везде путем успешных дифференциаций происходит одна и та же эволюция от простого к сложному» (373; 40).

В истории человеческого общества закон эволюции находит специфическое выражение. В основе механизма социальной эво­люции лежат три фактора. Во-первых, однообразному, гомоген­ному населению присуща нестабильность, люди в основе своей неравны с точки зрения приобретенного наследства, индивиду­ального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, ли­шений, с которыми сталкиваются. Таким образом, обязательно возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности.

Во-вторых, существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации посте­пенно расширяются.

В-третьих, поскольку люди, занимающие одинаковое поло­жение (относительно ролей, функций, престижа, достатка), как правило, стремятся объединиться, постольку общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, националь­ным или профессиональным различиям. Появляются границы, ох­раняющие эти объединения, поэтому сегрегация населения усили­вается и возвращение к гомогенности становится невозможным.

Благодаря упомянутому механизму человеческая история про­ходит ряд последовательных стадий. Простые, изолированные друг от друга общества, в которых все члены заняты примерно одной и той же деятельностью и поэтому отсутствует политическая ор­ганизация, сменяются сложными, в которых появляется разделе-

Таблица 7.1

Наши рекомендации