Комплексы изменений: усложнение динамических концепций

Концепция социальных изменений охватывает мельчайшие «атомы» социальной динамики — одиночные сдвиги р состоянии системы или в любом из ее компонентов. Но такие сдвиги редко бывают изолированными, обычно они связаны с другими, и со­циология выработала более сложные, комплексные концепции, с помощью которых можно анализировать типичные формы по­добных связей.

Самой важной из них является идея «социального процесса», описывающая последствия взаимовлияющих изменений. Класси­ческое определение социального процесса дал Питирим Сорокин (1889—1968): «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», ко­роче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в тече­ние определенного времени, будь то изменение его места в про­странстве, либо модификация его количественных или качествен­ных характеристик» (367; I, 153). Эта концепция более точно помо­гает определить изменения, относящиеся к самой системе (проис­ходящие в ее рамках и трансформирующие ее как целое). Они либо случайно связаны друг с другом (в том смысле, что по край­ней мере хотя бы одно частично является каузальным условием другого, а не просто сопровождающим его или предшествующим ему фактором), либо следуют одно за другим на протяжении оп­ределенного времени. Процессы, идущие от макро- к микроу­ровню, включают в себя индустриализацию, урбанизацию, глоба­лизацию, секуляризацию, демократизацию, эскалацию войны, мобилизацию социальных движений, ликвидацию фирм, исчез­новение добровольных ассоциаций, кристаллизацию дружеских компаний, кризис в семье. И здесь снова встает принципиально важный теоретический вопрос о связи микро- и макропроцессов.

Среди социальных процессов социологи выделили две специ­фические формы их, которые многие десятилетия были в центре их внимания. Во-первых, это «социальное развитие» — форма, раскрывающая потенциал, который изначально заложен в систе­ме. Речь в данном случае идет о направленном процессе, т. е. таком, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней выходит на более высокий уровень в какой-либо сфере (например, наблюда­ются рост дифференциации структуры или экономических пока­зателей, продвинутость технологий или увеличение населения). Кроме того, система последовательно приближается к некоему всеобщему состоянию (например, общество приближается к со­стоянию социального равенства, процветания или демократичес­кого представительства), причем это стимулируется имманент­ными (эндогенными, автодинамичными) свойствами самой сис­темы (внутренние противоречия разрешаются благодаря появле­нию качественно новых форм социальной жизни; присущее лю­дям творческое начало направляется на масштабные организаци­онные инновации и т.д.). Теория развития, предполагая неизбеж­ность, необходимость и необратимость описываемых процессов, легко переходит в фаталистический и механистический взгляд на изменения, согласно которому последние не зависят от человечес­ких действий, свершаются помимо людей и ведут к предопределен­ному финалу. Далее мы рассмотрим теории, в которых идея разви­тия стала центральной и которые могут быть объединены под на­званием «девелопментализма», или теории развития. Сюда вхо­дят все разновидности эволюционизма (от Конта до Парсонса) и исторического материализма (от Маркса до Альтшуллера).

Другая форма социального процесса, которой социологи уде­ляют особое внимание, — это «социальный цикл». Он не имеет определенной направленности, хотя и не является случайным. Любое состояние, в котором пребывает система на той или иной стадии, может возникнуть в будущем, причем данное состояние, в свою очередь, уже когда-то случалось в прошлом/Это повторе­ние заложено в самой системе и раскрывает свою природу имен­но в таком специфическом ритме колебаний. В коротком вре­менном интервале изменения происходят, но на длительном от­резке времени — нет, поскольку система возвращается к перво­начальному состоянию. У нас еще будет возможность предста­вить циклические теории изменений (от Шпенглера до Сороки­на) , которые объясняют человеческую историю в терминах соци­альных циклов.

К числу, возможно, наиболее спорных, но одновременно и

наиболее влиятельных во всей истории человеческой мысли (а не только в истории социологии) относится идея «социального про­гресса». Привнося аксиологическое, ценностное измерение в объ­ективную и нейтральную категорию социального развития, она уводит ее от строго научного, нейтрального расчета в область норм и предписаний. Под «прогрессом» мы понимаем направленный процесс, который неуклонно подводит систему все ближе либо к более предпочтительному, лучшему состоянию (или, другими сло­вами, к реализации определенных ценностей этического поряд­ка, таких, например, как счастье, свобода, процветание, справед­ливость, достоинство, знания и т.д.), либо к идеальному состоя­нию общества, описанного в многочисленных социальных уто­пиях. Чаще всего идея прогресса устанавливает, как такое обще­ство должно выглядеть согласно взглядам того или иного автора, его мировоззрению. Очевидно, что такая теория находится вне сферы науки, ограничивающей свои интересы тем, что есть, а не тем, что должно быть. Тем не менее в ряде случаев идея прогрес­са приобретает категориальный, описательный статус: она утверж­дает мысль о том, что некоторые ценности уже реализованы в человеческой истории и в целом общество неизбежно меняется к лучшему (как бы ни понимал это лучшее тот или иной автор). Такие, преисполненные исторического оптимизма заявления под­вергаются проверке временем, которую они, к сожалению, редко выдерживают. (Мы еще вернемся к этой теме в гл. 2 и поговорим о триумфе данной идеи, ее недавнем низвержении и возможнос­тях ее спасения.)



Наши рекомендации