Доклад психолога детского сада «Ребенок рисует семью»
Итак, мама и папа попросили ребенка нарисовать свою семью. Ребенок долго трудился и, наконец, радостный прибежал к родителям с изрисованным листочком бумаги. Конечно же, такое замечательное произведение не понравиться не может Не забудьте похвалить художника и обсудить с ним нюансы произведения. А после этого внимательно рассмотрите рисунок. Пространство бумажного листа — своеобразный аналог жизненного пространства ребенка. Компоновка персонажей, их наличие, размер и взаимные пропорции отражают то, каким образом ребенок видит свое место в жизни, какую нишу в его душе занимает тот или иной член семьи.
^Мелкие фигурки говорят о заниженной самооценке. Если они скомпонованы в верхней части листа, оставляя его основную часть чистой, это означает, что ребенок недоволен своим нынешним положением и стремится его улучшить. Размещение «мелочи» внизу «холста» свидетельствует о сочетании низкой самооценки и такого же уровня притязаний.
•S Чем большее место в душе ребенка занимает тот или иной родственник, чем он авторитетнее, тем большим в сравнении с изображениями других членов семьи он будет выглядеть на рисунке.
^Расстояние между персонажами рисунка связано с их духовной близостью друг другу. По крайней мере, с тем, как ребенок воспринимает их взаимоотношения. Мама и папа по разным углам и котенок у самых ног сынишки — характерные симптомы семейной «болезни».
S Обилие предметов при явном недостатке людей — тревожный признак. Наверное, в семье главное не эмоции и душевное состояние, а вещи и материальный достаток. Ребенку не хватает внимания и родительской любви.
^Нарисованное в углу солнце — типичный сюжет. Солнце — символ тепла и благополучия. Если между ним и малышом находится кто-то еще, это означает, что этот кто-то в реальной жизни мешает ребенку чувствовать себя комфортно и защищенно.
•S Отсутствие кого-то на рисунке не объясняется недостатком места на «холсте» или забывчивостью юного дарования. Дело в другом. Скорее всего, ребенок безразличен к «пропаже» или даже испытывает неприязнь. Возможно, папа, «машина для зарабатывания денег», совсем не интересуется своим чадом. Или младшая сестренка занимает все (по мнению рисовальщика) внимание родителей и вызывает ревнивые чувства.
Если на рисунке нет самого автора — это очень тревожный показатель. В сложившихся семейных отношениях ребенок просто не находит себе места и чувствует себя лишним и чужим.
^Иногда можно встретить на семейном рисунке сказочных персонажей — волшебников, фей, Деда Мороза и т. д. В детских фантазиях находит выход "Ькрытая неудовлетворенность. Поговорите с малышом, выясните, в чем причина.
^Поиски информации о каких-то семейных тайнах отражаются в рисунке закрытыми дверьми и зашторенными окнами, замками, застегнутой на все пуговицы одеждой и т. п. Ребенок догадывается, что от него что-то скрывают, но не знает, где искать ответы на важные для него вопросы.
^У вас дома есть кошка? Птичка? Никого нет?! А на рисунке есть. Значит, малыш хочет быть кому-то нужным. Ему требуется объект заботы, который в семейной иерархии стоял бы несколькими ступеньками ниже.
Теперь присмотримся к рисунку чуть более пристально и разглядим «мелкие» детали.
^Обратите внимание на общую цветовую гамму. Преобладание темных и мрачных тонов настораживает. Если исключить недостаток «веселых» карандашей на стадии творения «шедевра», то можно предположить, что ребенок чем-то подавлен.
Люди, вызывающие тревогу, обычно рисуются толстыми линиями с усиленным нажимом и неоднократной обводкой. Их фигуры тщательно заштриховываются. Можно встретить и прямо противоположную форму выражения озабоченности. Как бы не решаясь изобразить опасный персонаж, ребенок рисует его тоненькой дрожащей линией.
/Характерный признак «заорганизованных» детей, ограниченных жесткими рамками большого количества правил, — изображение на рисунке множества мелких деталей. Они говорят о том, что ребенок вынужден обращать повышенное внимание на внешнюю сторону проявления своих желаний и чувств, сдерживать и подавлять эмоции. Возможно, кто-то из родителей именно к этому и стремится. Но повышенное давление может вызвать взрыв.
Обратите внимание, как нарисованы детали фигур персонажей. Части тела для малыша несут несколько иную смысловую нагрузку, чем для взрослого.
/ Голова символизирует ум. Поэтому того, кто «нечаянно» получился с непропорционально огромной головой, ребенок считает самым умным в своем окружении.
/У некоторых персонажей можно увидеть голову, пририсованную прямо к туловищу. У других почему-то ясно видна шея. Дело в том, что если голова — символ ума, то тело — символ эмоций. Пока ребенок не поймет, что рисовать туловище без шеи неправильно, до тех пор, скорее всего, он будет изображать ее только у того, кто способен контролировать свои чувства и эмоции.
/ Рот в понятии детей — орган агрессии. С его помощью можно кусаться, кричать и ругаться. Поэтому самый большой рот обычно «достается» тому, от кого чаще других ребенок «получает по первое число», или тому, кто просто любит поскандалить, пусть даже эти скандалы и не имеют прямого отношения к малышу.
•/Из глаз часто льются слезы. Большие глаза на рисунке — символ беспомощности. Ребенок считает что этому человеку нужна опора и поддержка. Узенькие щелочки или точки вместо глаз отражают внутренний запрет на выражение эмоций и плач, боязнь попросить помощи.
В начале жизни ребенку нужны руки, чтобы держаться за маму, контактировать. Со временем он узнает, что с помощью рук можно воздействовать на мир. Чем длиннее руки, тем могущественнее воспринимается их обладатель.
/Еще одна деталь на руках — количество пальцев. Дети далеко не всегда рисуют их по пять на каждой руке. Дело здесь не в арифметике и умении считать. Количество пальцев — это тоже символ могущества и возможностей.
Если ребенок нарисовал себе больше пальцев на левой руке, значит, он увереннее чувствует себя дома, если на правой — вне семьи, в детском саду или школе. Если же пальчиков меньше пяти — малыш чувствует себя слабее окружающих.
/Ноги — это опора в жизни и свобода перемещения. Чем больше площадь опоры, тем увереннее человек, тем прочнее он стоит на земле. Иногда встречаются «отрывы» конечностей и головы от туловища. Это — сигнал страха и неуверенности.
/И еще. Обратите внимание, где и . когда нарисовал ребенок себя самого. Автопортрет в центре «картины», да еще если рисование начинается «с себя, любимого», означает, что малыш чувствует собственную востребованность , и необходимость в доме^апротив, обособленное изображение «под занавес» процесса — признак ревности i и неблагополучия.
Нравится вам то, что получилось, или нет, но это отражение реальных взаимоотношений в семье. Бессмысленно ругаться и впадать в депрессию по поводу «нежелательных» результатов. Подумайте, что нужно изменить, чтобы j ребенок чувствовал себя любимым и нужным. Усилия обязательно вернутся к вам сторицей.
IV. Заключительная часть
В конце семинара гости и участники заполняют анкету.