Средняя группа (от 4 до 5 лет

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ СЕМЬИ. СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»

Цель

Активизация деятельности педагогов.

Задачи

Развивать творчество, желание со­трудничать, умение презентовать свою работу.

Воспитывать чувство толерантности, взаимопонимание, коммуникативные отношения.

Оборудование

Опознавательные знаки (эмблемы) для трех подгрупп воспитателей; нагляд­ный материал, приготовленный педаго­гами по подгруппам (см. Приложения); аудиокассета с песней «Старый альбом» (сл. Л. Дербенева, муз. В. Добрынина); раздел программы М. А. Васильевой «Ребенок и окружающий мир» (рас­печатан крупно, по возрастам — для демонстрации); разрезная пословица «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Ход

I. Организационный момент

В зале звучит песня «Старый альбом».

• Игра «Определись в родствен­ных отношениях»

Ведущий. В зал входит тот, кто правильно ответит на один из вопросов.

— Кем приходится мама папе?

— Кем приходится папа маме?

— Кем является мама бабушке?

— Почему родители называют де­душку папой?

— Кем являетесь вы папе и маме?

— Кто бабушка и дедушка между собой?

— Кто старше — мама или бабушка?

— Кто родился раньше — дедушка или папа?

— Кем вы приходитесь свекрови

— Мама мужа?

— Брат жены?

— Мужчина по отношению к своим детям?

— Дочь тех же родителей или одного из них по отношению к другим детям?

— Сестра мужа?

II. Основная часть

Доклад воспитателя

История семьи, ее изучение — это, по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье.

На Руси родословные росписи по­явились в конце XV века, а ведение материнских книг во всех церковных приходах стало обязательным с 1799 года. Генеалогические исследования были прекращены в России в 1917 году Возрождение российской генеалогии началось лишь после 1986 года.

Условно генеалогов можно раз­делить на три группы: те, кто увлечен ее общественным и просветительным аспектом; работающие на частный за­каз; академические ученые, которые занимаются генеалогией как научной дисциплиной.

Семья — это величайшая социо­культурная ценность, которая когда- либо за всю историю существования человечества создавалась. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и укреплении заинтересованы и общество, и госу­дарство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Во все времена семье отводилась особая социальная роль — сопро­вождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребенка семья — источник психоло­гической защиты и эмоциональной поддержки. Да и его знакомство с окружающей действительностью на­ чинается со знакомства со всем т чем живет семья.

Семейные отношения — люб( близких, определенные обязанное привязанность к дому, соблюдем традиций — питают более широкие высшие сферы жизни человека — ч> ство Родины, патрио'тйзм.

2. А сейчас давайте обратимся программе М. А. Васильевой, к разде «Ребенок и окружающий мир» (подрг дел «Явление общественной жизни»), проследим по возрастам содержан работы по теме «Семья».

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Беседа с детьми о членах семь подчеркивать их заботу друг о друге

Средняя группа (от 4 до 5 лет

Дать детям представление о тс» что такое семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоватся тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогает- накрывать стол и т. п.). Учить дете знать и называть своих ближних родственников. Дать детям представлен,"! о родственных отношениях (сын, мама папа, дочь и т. д.).

Старшая группа (от 5 до 6 лет]

Формировать интерес к своей ро­дословной, вместе с ребенком изобра­жать генеалогическое древо (начинать с дедушек и бабушек); рассматривать фотографии родственников, помочь ребенку увидеть внешнее сходство с другими родственниками (цвет глаз, цвет волос...). Дети должны знать, где работают их родители, как важен длр общества их труд, уважать труд и за­нятия других членов семьи, хорошо знать свой домашний адрес. Привлекать детей к посильному участию в подго­товке различных семейных праздников. Познакомить детей с понятием «Хозяй­ство семьи».

Первая подгруппа

1. Родословная и фольклор.

2. Сообщение по теме «Составление генеалогического древа как один из способов ознакомления дошкольников с родословной» (см. Приложение 1).

3. Разновидности изображения генеалогического древа (см. Прило­жение 2).

Вторая подгруппа

1. Коллаж «Профессии в моей се­мье» (см. Приложение 3).

2. Фотовернисаж «Моя семья на природе» (см. Приложение 4).

3. Диафильм «Мой ребенок» (см. Приложение 5).

Третья подгруппа

1. «Шкала привязанности ребенка к членам семьи» (см. Приложение 6).

2. Анкеты для детей (см. Прило­жения 7, 8).

3. Анкета для родителей (см. При­ложение 9).

4. Работа в подгруппах по за­даниям:

• Рассказ о наглядных пособиях, их демонстрация, способы и формы при­менения в работе с детьми и семьей.

• Дидактическая игра «Сложи по­словицу и объясни ее значение».

IV. Заключительная часть

В конце семинара гости и участники заполняют анкету.

Что ребенок может понять?

То, что он является не только членом своей семьи, но и предста­вителем своего рода, даже нескольких родов.

в Что род объединяет родственни­ков, то есть людей, имеющих одну и ту же фамилию.

® Что рассказ о своей семье, о своем роде называется родословной. Причем рассказать о них можно и словами, и рисунками.

• Есть восходящая и нисходящая родословная. Она действительно напо­минает разветвленное дерево. Только в восходящей родословной начинают, допустим, с ребенка, а потом идут по восходящим ступеням к отцу, деду, прадеду. В нисходящем — родословная начинается с самого отдаленного предка и постепенно переходит к потомкам. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на ветвях и разветвлениях. Есть и другие виды родословных: в виде таблицы, в виде круга (в центре человек, для ко­торого доставляется родословие, далее круг делят пополам, в одной половине вписывают предков по отцовской линии, в другой — по материнской.

Для маленьких детей наиболее до­ступна восходящая родословная, ко­торая включает родителей, бабушек и дедушек. Причем вряд ли дошкольнику будет интересно вписывать имена своих близких в скучные прямоугольники или овалы. А вот если заранее подготовить раскраски в виде раскидистого дерева или старинного замка, он с удоволь­ствием вклеит фотографии близких в нужные окошки.

Приложение 3 Коллаж «Профессии в моей семье»

Цель

Показать детям разнообразный труд членов семьи и объяснить достижения в труде родственников через приобщение к коллажу (газетные вырезки, грамоты, награды).

Дать детям конкретные представле­ния о труде взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду, научить узнавать по внешнему виду профессию.

Наблюдения за трудом взрослых имеют большое образовательное зна­чение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, спо­собствуют воспитанию положительного отношения, уважения к их труду. Когда мы используем коллаж, этот труд нагля­ден и понятен для детей. Здесь можно показать, как повар готовит обед, какая посуда используется, какие продукты и т. д. Или, например, как кусок ткани в руках швеи превращается в пред­мет одежды. Полезно спросить: «Кем ты хочешь стать, на кого бы ты хотел быть похож?»

Приложение 4

Вопросы ребенку

1. С кем ты живешь?

2 Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше или младше тебя?

1. Есть ли у тебя дедушка, бабуш­ка? Где они живут?

2. Какие игрушки есть у тебя дома? Где они лежат?

3. С кем ты хочешь гулять? С кем играешь?

4. Кто тебе покупает книги, игруш­ки, гостинцы?

5. Как ты ведешь себя дома — хорошо или плохо? Когда ты плохо себя ведешь, что ты делаешь?

6. Что тебе не разрешает делать дома папа? Если ты плохо делаешь, что скажет папа, за что и как он тебя наказывает? А мама? А другие (бабушка, дедушка)?

7. Кого ты дома больше всех слушаешься, а с кем чаще каприз­ничаешь?

8. Кому больше всех жалуешься, если тебя обидят?

2. Кому больше всех рассказы­ваешь о своих делах?

• Помогаешь ли ты дома маме, папе, младшему брату, сестре и т. д.? Чем и как помогаешь?

• Есть ли у вас дома цветы? Кто их поливает?

• Есть ли у вас дома какие-нибудь животные? Кто за ними ухаживает?

• Ходишь ли ты в кино, цирк, театр? Как часто и с кем?

• Есть ли у вас дома телевизор, компьютер? Какие ты смотришь теле­передачи? В какие компьютерные игры ты играешь?

• Какие у тебя дома есть люби­мые игрушки и книжки?

• Чем ты любишь занимать­ся дома (рисовать, петь, танцевать, строить из кубиков, лепить, рассказы­вать сказки, придумывать интересные игры)

• Есть ли у тебя друзья во дво­ре? Как давно ты с ними дружишь? Почему ты с ними дружишь? Что

Анкета для родителей

Цель

Выявить связь родственных отношений в семье.

— Ф. И. О. ______________________________________________________________

— Сколько детей в семье:________________________________________________

— Возраст детей в семье:________________________________________________

— Поддерживаете ли вы связь с родственниками:

• с близкими_____________

• с дальними__________________________________________________________

1) Каким образом поддерживаете родственные отношения? (Переписка, телефон, встречи,

cемейные праздники и т. п.)

2) Приходят ли к вам в гости родственники?_______________________________

3) Какие общие семейные дела вы выполняете совместно?__________________

4) Помогаете ли вы родственникам в трудностях?__________________________

5) А они вам?___________________________________________________________

6) Какую связь с родственниками предполагаете в будущем для семейных отношений

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ СЕМЬИ. СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»

Цель

Активизация деятельности педагогов.

Задачи

Развивать творчество, желание со­трудничать, умение презентовать свою работу.

Воспитывать чувство толерантности, взаимопонимание, коммуникативные отношения.

Оборудование

Опознавательные знаки (эмблемы) для трех подгрупп воспитателей; нагляд­ный материал, приготовленный педаго­гами по подгруппам (см. Приложения); аудиокассета с песней «Старый альбом» (сл. Л. Дербенева, муз. В. Добрынина); раздел программы М. А. Васильевой «Ребенок и окружающий мир» (рас­печатан крупно, по возрастам — для демонстрации); разрезная пословица «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Ход

I. Организационный момент

В зале звучит песня «Старый альбом».

• Игра «Определись в родствен­ных отношениях»

Ведущий. В зал входит тот, кто правильно ответит на один из вопросов.

— Кем приходится мама папе?

— Кем приходится папа маме?

— Кем является мама бабушке?

— Почему родители называют де­душку папой?

— Кем являетесь вы папе и маме?

— Кто бабушка и дедушка между собой?

— Кто старше — мама или бабушка?

— Кто родился раньше — дедушка или папа?

— Кем вы приходитесь свекрови

— Мама мужа?

— Брат жены?

— Мужчина по отношению к своим детям?

— Дочь тех же родителей или одного из них по отношению к другим детям?

— Сестра мужа?

II. Основная часть

Доклад воспитателя

История семьи, ее изучение — это, по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье.

На Руси родословные росписи по­явились в конце XV века, а ведение материнских книг во всех церковных приходах стало обязательным с 1799 года. Генеалогические исследования были прекращены в России в 1917 году Возрождение российской генеалогии началось лишь после 1986 года.

Условно генеалогов можно раз­делить на три группы: те, кто увлечен ее общественным и просветительным аспектом; работающие на частный за­каз; академические ученые, которые занимаются генеалогией как научной дисциплиной.

Семья — это величайшая социо­культурная ценность, которая когда- либо за всю историю существования человечества создавалась. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и укреплении заинтересованы и общество, и госу­дарство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Во все времена семье отводилась особая социальная роль — сопро­вождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребенка семья — источник психоло­гической защиты и эмоциональной поддержки. Да и его знакомство с окружающей действительностью на­ чинается со знакомства со всем т чем живет семья.

Семейные отношения — люб( близких, определенные обязанное привязанность к дому, соблюдем традиций — питают более широкие высшие сферы жизни человека — ч> ство Родины, патрио'тйзм.

2. А сейчас давайте обратимся программе М. А. Васильевой, к разде «Ребенок и окружающий мир» (подрг дел «Явление общественной жизни»), проследим по возрастам содержан работы по теме «Семья».

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Беседа с детьми о членах семь подчеркивать их заботу друг о друге

Средняя группа (от 4 до 5 лет

Дать детям представление о тс» что такое семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоватся тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогает- накрывать стол и т. п.). Учить дете знать и называть своих ближних родственников. Дать детям представлен,"! о родственных отношениях (сын, мама папа, дочь и т. д.).

Старшая группа (от 5 до 6 лет]

Формировать интерес к своей ро­дословной, вместе с ребенком изобра­жать генеалогическое древо (начинать с дедушек и бабушек); рассматривать фотографии родственников, помочь ребенку увидеть внешнее сходство с другими родственниками (цвет глаз, цвет волос...). Дети должны знать, где работают их родители, как важен длр общества их труд, уважать труд и за­нятия других членов семьи, хорошо знать свой домашний адрес. Привлекать детей к посильному участию в подго­товке различных семейных праздников. Познакомить детей с понятием «Хозяй­ство семьи».

Наши рекомендации