Средняя группа (от 4 до 5 лет
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ СЕМЬИ. СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»
Цель
Активизация деятельности педагогов.
Задачи
Развивать творчество, желание сотрудничать, умение презентовать свою работу.
Воспитывать чувство толерантности, взаимопонимание, коммуникативные отношения.
Оборудование
Опознавательные знаки (эмблемы) для трех подгрупп воспитателей; наглядный материал, приготовленный педагогами по подгруппам (см. Приложения); аудиокассета с песней «Старый альбом» (сл. Л. Дербенева, муз. В. Добрынина); раздел программы М. А. Васильевой «Ребенок и окружающий мир» (распечатан крупно, по возрастам — для демонстрации); разрезная пословица «Вся семья вместе, так и душа на месте».
Ход
I. Организационный момент
В зале звучит песня «Старый альбом».
• Игра «Определись в родственных отношениях»
Ведущий. В зал входит тот, кто правильно ответит на один из вопросов.
— Кем приходится мама папе?
— Кем приходится папа маме?
— Кем является мама бабушке?
— Почему родители называют дедушку папой?
— Кем являетесь вы папе и маме?
— Кто бабушка и дедушка между собой?
— Кто старше — мама или бабушка?
— Кто родился раньше — дедушка или папа?
— Кем вы приходитесь свекрови
— Мама мужа?
— Брат жены?
— Мужчина по отношению к своим детям?
— Дочь тех же родителей или одного из них по отношению к другим детям?
— Сестра мужа?
II. Основная часть
Доклад воспитателя
История семьи, ее изучение — это, по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье.
На Руси родословные росписи появились в конце XV века, а ведение материнских книг во всех церковных приходах стало обязательным с 1799 года. Генеалогические исследования были прекращены в России в 1917 году Возрождение российской генеалогии началось лишь после 1986 года.
Условно генеалогов можно разделить на три группы: те, кто увлечен ее общественным и просветительным аспектом; работающие на частный заказ; академические ученые, которые занимаются генеалогией как научной дисциплиной.
Семья — это величайшая социокультурная ценность, которая когда- либо за всю историю существования человечества создавалась. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и укреплении заинтересованы и общество, и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
Во все времена семье отводилась особая социальная роль — сопровождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребенка семья — источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Да и его знакомство с окружающей действительностью на чинается со знакомства со всем т чем живет семья.
Семейные отношения — люб( близких, определенные обязанное привязанность к дому, соблюдем традиций — питают более широкие высшие сферы жизни человека — ч> ство Родины, патрио'тйзм.
2. А сейчас давайте обратимся программе М. А. Васильевой, к разде «Ребенок и окружающий мир» (подрг дел «Явление общественной жизни»), проследим по возрастам содержан работы по теме «Семья».
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Беседа с детьми о членах семь подчеркивать их заботу друг о друге
Средняя группа (от 4 до 5 лет
Дать детям представление о тс» что такое семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоватся тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогает- накрывать стол и т. п.). Учить дете знать и называть своих ближних родственников. Дать детям представлен,"! о родственных отношениях (сын, мама папа, дочь и т. д.).
Старшая группа (от 5 до 6 лет]
Формировать интерес к своей родословной, вместе с ребенком изображать генеалогическое древо (начинать с дедушек и бабушек); рассматривать фотографии родственников, помочь ребенку увидеть внешнее сходство с другими родственниками (цвет глаз, цвет волос...). Дети должны знать, где работают их родители, как важен длр общества их труд, уважать труд и занятия других членов семьи, хорошо знать свой домашний адрес. Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников. Познакомить детей с понятием «Хозяйство семьи».
Первая подгруппа
1. Родословная и фольклор.
2. Сообщение по теме «Составление генеалогического древа как один из способов ознакомления дошкольников с родословной» (см. Приложение 1).
3. Разновидности изображения генеалогического древа (см. Приложение 2).
Вторая подгруппа
1. Коллаж «Профессии в моей семье» (см. Приложение 3).
2. Фотовернисаж «Моя семья на природе» (см. Приложение 4).
3. Диафильм «Мой ребенок» (см. Приложение 5).
Третья подгруппа
1. «Шкала привязанности ребенка к членам семьи» (см. Приложение 6).
2. Анкеты для детей (см. Приложения 7, 8).
3. Анкета для родителей (см. Приложение 9).
4. Работа в подгруппах по заданиям:
• Рассказ о наглядных пособиях, их демонстрация, способы и формы применения в работе с детьми и семьей.
• Дидактическая игра «Сложи пословицу и объясни ее значение».
IV. Заключительная часть
В конце семинара гости и участники заполняют анкету.
Что ребенок может понять?
То, что он является не только членом своей семьи, но и представителем своего рода, даже нескольких родов.
в Что род объединяет родственников, то есть людей, имеющих одну и ту же фамилию.
® Что рассказ о своей семье, о своем роде называется родословной. Причем рассказать о них можно и словами, и рисунками.
• Есть восходящая и нисходящая родословная. Она действительно напоминает разветвленное дерево. Только в восходящей родословной начинают, допустим, с ребенка, а потом идут по восходящим ступеням к отцу, деду, прадеду. В нисходящем — родословная начинается с самого отдаленного предка и постепенно переходит к потомкам. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на ветвях и разветвлениях. Есть и другие виды родословных: в виде таблицы, в виде круга (в центре человек, для которого доставляется родословие, далее круг делят пополам, в одной половине вписывают предков по отцовской линии, в другой — по материнской.
Для маленьких детей наиболее доступна восходящая родословная, которая включает родителей, бабушек и дедушек. Причем вряд ли дошкольнику будет интересно вписывать имена своих близких в скучные прямоугольники или овалы. А вот если заранее подготовить раскраски в виде раскидистого дерева или старинного замка, он с удовольствием вклеит фотографии близких в нужные окошки.
Приложение 3 Коллаж «Профессии в моей семье»
Цель
Показать детям разнообразный труд членов семьи и объяснить достижения в труде родственников через приобщение к коллажу (газетные вырезки, грамоты, награды).
Дать детям конкретные представления о труде взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду, научить узнавать по внешнему виду профессию.
Наблюдения за трудом взрослых имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют воспитанию положительного отношения, уважения к их труду. Когда мы используем коллаж, этот труд нагляден и понятен для детей. Здесь можно показать, как повар готовит обед, какая посуда используется, какие продукты и т. д. Или, например, как кусок ткани в руках швеи превращается в предмет одежды. Полезно спросить: «Кем ты хочешь стать, на кого бы ты хотел быть похож?»
Приложение 4
Вопросы ребенку
1. С кем ты живешь?
2 Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше или младше тебя?
1. Есть ли у тебя дедушка, бабушка? Где они живут?
2. Какие игрушки есть у тебя дома? Где они лежат?
3. С кем ты хочешь гулять? С кем играешь?
4. Кто тебе покупает книги, игрушки, гостинцы?
5. Как ты ведешь себя дома — хорошо или плохо? Когда ты плохо себя ведешь, что ты делаешь?
6. Что тебе не разрешает делать дома папа? Если ты плохо делаешь, что скажет папа, за что и как он тебя наказывает? А мама? А другие (бабушка, дедушка)?
7. Кого ты дома больше всех слушаешься, а с кем чаще капризничаешь?
8. Кому больше всех жалуешься, если тебя обидят?
2. Кому больше всех рассказываешь о своих делах?
• Помогаешь ли ты дома маме, папе, младшему брату, сестре и т. д.? Чем и как помогаешь?
• Есть ли у вас дома цветы? Кто их поливает?
• Есть ли у вас дома какие-нибудь животные? Кто за ними ухаживает?
• Ходишь ли ты в кино, цирк, театр? Как часто и с кем?
• Есть ли у вас дома телевизор, компьютер? Какие ты смотришь телепередачи? В какие компьютерные игры ты играешь?
• Какие у тебя дома есть любимые игрушки и книжки?
• Чем ты любишь заниматься дома (рисовать, петь, танцевать, строить из кубиков, лепить, рассказывать сказки, придумывать интересные игры)
• Есть ли у тебя друзья во дворе? Как давно ты с ними дружишь? Почему ты с ними дружишь? Что
Анкета для родителей
Цель
Выявить связь родственных отношений в семье.
— Ф. И. О. ______________________________________________________________
— Сколько детей в семье:________________________________________________
— Возраст детей в семье:________________________________________________
— Поддерживаете ли вы связь с родственниками:
• с близкими_____________
• с дальними__________________________________________________________
1) Каким образом поддерживаете родственные отношения? (Переписка, телефон, встречи,
cемейные праздники и т. п.)
2) Приходят ли к вам в гости родственники?_______________________________
3) Какие общие семейные дела вы выполняете совместно?__________________
4) Помогаете ли вы родственникам в трудностях?__________________________
5) А они вам?___________________________________________________________
6) Какую связь с родственниками предполагаете в будущем для семейных отношений
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ СЕМЬИ. СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»
Цель
Активизация деятельности педагогов.
Задачи
Развивать творчество, желание сотрудничать, умение презентовать свою работу.
Воспитывать чувство толерантности, взаимопонимание, коммуникативные отношения.
Оборудование
Опознавательные знаки (эмблемы) для трех подгрупп воспитателей; наглядный материал, приготовленный педагогами по подгруппам (см. Приложения); аудиокассета с песней «Старый альбом» (сл. Л. Дербенева, муз. В. Добрынина); раздел программы М. А. Васильевой «Ребенок и окружающий мир» (распечатан крупно, по возрастам — для демонстрации); разрезная пословица «Вся семья вместе, так и душа на месте».
Ход
I. Организационный момент
В зале звучит песня «Старый альбом».
• Игра «Определись в родственных отношениях»
Ведущий. В зал входит тот, кто правильно ответит на один из вопросов.
— Кем приходится мама папе?
— Кем приходится папа маме?
— Кем является мама бабушке?
— Почему родители называют дедушку папой?
— Кем являетесь вы папе и маме?
— Кто бабушка и дедушка между собой?
— Кто старше — мама или бабушка?
— Кто родился раньше — дедушка или папа?
— Кем вы приходитесь свекрови
— Мама мужа?
— Брат жены?
— Мужчина по отношению к своим детям?
— Дочь тех же родителей или одного из них по отношению к другим детям?
— Сестра мужа?
II. Основная часть
Доклад воспитателя
История семьи, ее изучение — это, по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье.
На Руси родословные росписи появились в конце XV века, а ведение материнских книг во всех церковных приходах стало обязательным с 1799 года. Генеалогические исследования были прекращены в России в 1917 году Возрождение российской генеалогии началось лишь после 1986 года.
Условно генеалогов можно разделить на три группы: те, кто увлечен ее общественным и просветительным аспектом; работающие на частный заказ; академические ученые, которые занимаются генеалогией как научной дисциплиной.
Семья — это величайшая социокультурная ценность, которая когда- либо за всю историю существования человечества создавалась. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и укреплении заинтересованы и общество, и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
Во все времена семье отводилась особая социальная роль — сопровождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребенка семья — источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Да и его знакомство с окружающей действительностью на чинается со знакомства со всем т чем живет семья.
Семейные отношения — люб( близких, определенные обязанное привязанность к дому, соблюдем традиций — питают более широкие высшие сферы жизни человека — ч> ство Родины, патрио'тйзм.
2. А сейчас давайте обратимся программе М. А. Васильевой, к разде «Ребенок и окружающий мир» (подрг дел «Явление общественной жизни»), проследим по возрастам содержан работы по теме «Семья».
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Беседа с детьми о членах семь подчеркивать их заботу друг о друге
Средняя группа (от 4 до 5 лет
Дать детям представление о тс» что такое семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоватся тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогает- накрывать стол и т. п.). Учить дете знать и называть своих ближних родственников. Дать детям представлен,"! о родственных отношениях (сын, мама папа, дочь и т. д.).
Старшая группа (от 5 до 6 лет]
Формировать интерес к своей родословной, вместе с ребенком изображать генеалогическое древо (начинать с дедушек и бабушек); рассматривать фотографии родственников, помочь ребенку увидеть внешнее сходство с другими родственниками (цвет глаз, цвет волос...). Дети должны знать, где работают их родители, как важен длр общества их труд, уважать труд и занятия других членов семьи, хорошо знать свой домашний адрес. Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников. Познакомить детей с понятием «Хозяйство семьи».