Как пишут о варягах летописцы.
Здесь нас будет интересовать именно как, а не что. И по этому принципу разделим сведения о варягах, сообщаемые летописцами, по группам.
К 1-й группе отнесём сведения современников событий. Эти сведения характеризуются упоминанием конкретных имён, времени и места события, приведением подробностей, которые не мог знать или выдумать позднейший писец или сказитель, фрагментами прямой речи, которые явно не принадлежат редакторам исходного текста. Такие сведения, обычно, удовлетворительно датируются, и их можно считать достаточно достоверными. Конечно, не всегда все перечисленные признаки налицо, но обычно их бывает довольно, чтобы отнести данный фрагмент к этой группе.
Ко 2-й группе, по контрасту, отнесём записи, сделанные явно позже происшедших событий. Таковые, обычно, имеют характер комментариев, ссылок, примеров и противопоставлений, бывают тенденциозны, иногда сопровождаются нравоучениями, а иногда имеют явный оттенок легенды. Достоверность подобных сообщений сомнительна. Они могут быть и просто ошибочны.
Ю группу составляют случайные сведения, распределённые по тексту, мимоходные упоминания, иногда косвенные. Часто их трудно отнести к автору или редактору определённой эпохи. Трудно определить и степень их достоверности. Брать их за основу рассуждений нельзя. Но в некотором комплексе они могу свидетельствовать за или против какого-то положения.
Применительно к нашей теме выделим отдельно сведения о варягах, которые можно почерпнуть из пресловутой басни о призвании князей в составе летописей основной версии. Эта вставка в летописный свод была произведена, вероятно, игуменом Сильвестром уже в начале XII в. Сильвестр был далёк от описываемых событий в пространстве и времени. Он писал по плохо сохранившемуся устному преданию и находился под влиянием окружения Гиды Английской, жены Владимира Мономаха, откуда узнал древнеанглийское предание о призвании саксонских вождей, и вставил в нашу летопись перевод его фрагмента, включая знаменитый абзац «Земля наша велика и обильна…». Всё обращение многоплеменных послов к собравшимся кучно варягам частью заимствовано у древнеанглийского историка Видукинда («terralataetspatiosaetomniumrerumcopiareferta»), частью присочинено. Так что не стоит и обсуждать, можно ли переводить «наряд» как «порядок», и был ли тогда на Руси порядок. Нельзя забывать, что Сильвестр (и его монастырь) кормился от щедрот Мономаха и писал так, как было угодно князю. Во всём материале, который мы далее рассмотрим, это – наименее достоверный кусок.
Ретроспектива, как метод.
Далее мы рассмотрим все упоминания о варягах в ПВЛ вплоть до редакторской подписи Сильвестра от 1116 г. При этом возникает вопрос о порядке этого рассмотрения.
Если формально следовать тексту ПВЛ, то вначале идут сведения о варягах в контексте географического и этнографического обзора, принадлежащего, видимо, Нестору. Эти записи включены в свод не ранее конца XI в. и соответствуют представлениям автора этого времени. Затем следует ещё более поздняя «вставка Сильвестра». Только с описания походов Олега начинаются более древние конкретные указания на участие варягов в событиях русской истории, но они ещё кратки и косвенны, так что принадлежат к сведениям 3-й группы. Сведения 1-й группы появляются при описании событий не ранее 944 г. Такой порядок рассмотрения нельзя признать удачным. Ещё менее удачно следовать формальной хронологии свода. При этом нам придётся начать с самого позднего и неясного текста вставки Сильвестра и обсуждать согласие с ней известий, хронологически более поздних, но на деле включённых в летопись ранее, в т. ч. современниками событий.
Поэтому мы предлагаем начать рассмотрение текста ПВЛ с конца, опираясь в первую очередь на сведения 1-й группы. Т. о., мы начнём с записей более поздних, но и более достоверных, менее подвергшихся порче и редактированию. Опираясь на них, мы сможем последовательно и более критично переходить к записям более древнего происхождения. Конечно, нельзя вести изложение в виде «кино наоборот». Поэтому, мы пойдём вспять по истории шагами, последовательно обсуждая статьи о каждом княжении, начиная с позднейших и доходя до первых. В каждой статье рассматриваемые фрагменты будем цитировать в обычном порядке. Мы ограничимся теми сообщениями, где определённо названы варяги. В других случаях их участие в событиях есть гипотезы, которые нельзя класть в основу выводов. Сведения из других источников будут привлекаться по мере нашего продвижения в прошлое.