Необходимо отметить несколько общих важных моментов.

Из всех скандинавских стран Норвегия была менее всего связана с Русью. Норвегия была заселена позднее Дании и Швеции, население её в IX в. было малочисленно, а интересы его были обращены на запад, в Атлантику. Вдобавок, норвежцы всегда были моряками, избегавшими жить в глубинах материка. До конца X в. между Норвегией и Русью практически отсутствовали прямые торговые, политические или культурные взаимоотношения. Одной из причин этому, было то обстоятельство, что Балтийскими проливами владели шведы и датчане, препятствовавшие проникновению в Балтику норвежских конкурентов. Первый исторически удостоверенный случай таких отношений связан с пребыванием Олафа Тригвассона у князя Владимира, т. е. много позже Олега.

Далёкая, холодная и, прямо скажем, небогатая Русь отнюдь не привлекала викингов, живших по берегам незамерзающих морей и предпочитавших искать добычу в более тёплых и богатых странах.

Между любым пришельцем-претендентом и народом страны всегда стоит языковый барьер (до ускоренных курсов иностранного языка в раннем средневековье ещё не додумались). Этот барьер невысок, пока герой вращается в кругу скандинавско-германских племён, но резко возрастает при его перемещении в иноязычную славянскую среду. Славянам не нужен ни князь, ни воевода, с которым нельзя толком объясниться. Равно и норманну трудно сделать карьеру среди людей, которые его не понимают, и которых он сам не понимает. При различии же обычаев и верований это резко уменьшает возможность плодотворного сотрудничества.

Все герои саг носят скандинавско-германские имена; славянских имён мы среди них не находим.

Все названия стран и населённых пунктов в сагах также скандинавско-германские.

О географии восточной Европы сказители саг ничего не знают. Знаменитый «путь из варяг в греки» им неизвестен (Одд попадает в Константинополь через Средиземное море). Неизвестны им Днепр, Днестр, Дон, Волга, Ока, Ильмень, Волхов. Нет в сагах упоминаний о Киеве, Чернигове, Переяславле, Смоленске, Ростове, Любече и других городах, входивших в державу Олега. Не знают сказители названий славянских племён: полян, древлян, кривичей, словен и др. Не знают они и соседей славян: печенегов, хазар, мадьяр, мерю и проч. Ничего не известно им ни о походах на Царьград, ни о договорах с Византией.

И ещё одно, весьма показательное, обстоятельство. Герой саг, в сущности, есть ранний вариант ставшего позднее типичным образа странствующего рыцаря. Это – бродяга, искатель приключений и добычи, иногда воевода-наёмник на службе у некоего правителя, иногда, как и положено герою преданий, удачливый жених и наследник королевства. Он никак «не тянет» на роль создателя обширного славянского государства, тридцать лет его возглавлявшего и возвысившего оное до уровня одной из ведущих европейских держав.

Выводы однозначны: содержание саг не относится к русской истории; их многочисленный герой Одд-Хрольв-Хельги не идентичен князю Олегу Историческому. Все построения на этом материале подобны рассуждениям одного из героев Гоголя: «А вот, если бы слоны из яиц вылупливались…».

Конечно, надо учитывать, что, начиная с XI в., быстро развиваются русско-скандинавские связи – торговые, брачно-династические, культурные. Поэтому нельзя исключить взаимопроникновения в преданиях отдельных исторических эпизодов и элементов художественного вымысла, привязываемых, по упомянутому свойству фольклора, к наиболее известному герою. Этим можно объяснить сходные моменты в сагах и в наших летописях, если таковое сходство не чисто случайно и не примышлено позднейшими комментаторами. Но это никоим образом не отменяет основных выводов, сделанных выше.

Никакой «норвежский конунг Одд» не приходил на Русь и не был основателем русского государства.

Даже если об этом пишут в энциклопедиях.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ИЛИ БАСНЯ?

А как же история с конём и змеёй? – воскликнет читатель, и я вместе с ним. Поскольку эта запоминающаяся история обычно и является поводом для попыток произвести Олега Исторического от героя саг, она заслуживает отдельного рассмотрения.

Прежде всего, сравним это предание в его летописном варианте (по основной версии) с норвежским аналогом:

Сага: Одд получает предсказание, будучи ещё юным отроком.

Наши рекомендации