Французский реализм. Творчество Стендаля.

Роман «Красное и черное»

Вопросы

1. Развитие реализма во Франции.

2. Фредерик Стендаль (философские, политические, эстетические и этические взгляды Стендаля; периодизация, краткая характеристика творчества писателя, основные произведения каждого периода).

3. Особенности структуры романа. Роман Стендаля и просветительская традиция.

4. Какие преимущества дает Стендалю использование такого художественно-

го приема, как «вертикальный срез» общества? Что объединяет три уровня этой

структуры?

5. Человек и Общество в романе:

а) сколько эпох изображено в романе? Способы (художественные приемы) создания эпох. Традиции В. Скотта в романе;

б) социально-психологические типы современной эпохи в романе. Отношения между сословиями, в частности между дворянством (аристократией) и буржуазией, варианты этих социальных типов. Насколько реалистичен писатель в их изображении?

в) история Жюльена Сореля в романе. Какова эволюция героя, чем она мотивирована?

г) «Красное и черное» как роман воспитания (роман карьеры). «Учителя» Сореля, их уроки и уроки жизни. Почему Ж. Сорель в романе так часто прибегает к военной лексике?

6. Тема духовенства в романе. Почему Стендаль так критичен в изображении Безансонской семинарии?

7. Символическое название романа, его трактовки. Название романа и история главного героя.

Сообщения

Стендаль Ф. «Расин и Шекспир».

Рекомендуемая литература

Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад.- М.: Прогресс, 1985.

Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа.-Ростов н/Д: Изд-во: РГУ,1982.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман: (эпоха Просвещения и романтизма).- Ростов: РГУ, 1992.

Прево Ж. Стендаль.- М.:Гослитиздат, 1960.

Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество.- Л.: Худ. лит., 1978.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX в.- М.: Высш. шк., 1977.

Трапезникова Н.С. Эволюция романтизма в романе: Проблемы взаимосвязи направлений во французской литературе 60-80-х гг. XIX в.- Казань: КГУ,

1980.

Фрид Я.В. Стендаль. Очерк жизни и творчества.- М.: Худ. лит., 1967.

Эсенбаева Р.М. Стендаль и Достоевский: Типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание»: учеб. пособие.- Тверь: ТГУ, 1991.

Занятие 7

Роман Г.Флобера «Мадам Бовари»

(поиск нравственно-эстетического идеала, своеобразие поэтики)

Вопросы

1. Г.Флобер и Вторая империя. В чем особенность развития французского

реализма после 1848 года?

2. Сюжет романа. Что такое «буржуазный сюжет» по Флоберу?

3. Роль композиции в идейном содержании романа:

а) почему роман, посвященный Эмме Бовари, начинается с истории Шарля и не заканчивается с ее смертью? Герой и среда в романе. Что нового в описание среды ввел Флобер?

б) какую роль в идейном содержании романа играют повторы, а также история семьи аптекаря Омэ?

в) какое значение имеет в романе эпизод посещения замка (ч.1, гл.VIII- IX)?

4. Особенности психологического метода Флобера:

а) новаторство писателя в создании портретных характеристик;

б) отказ от метода «господствующей страсти»;

в) слияние сатирического и лирического в образах Эммы и Шарля Бовари;

5. Своеобразие авторской позиции Г.Флобера.

6. Что нового в решение конфликта мечты и действительности внес Флобер в этом романе?

7. Проблема романтизма, псевдоромантизма и антиромантизма в романе.

8. Место романа Флобера в истории французской литературы XIX века. Флобер и ранние французские реалисты.

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, составьте представление об особенностях флоберовской эпохи, которую автор называл «тупиком истории», «концом цивилизации».

Рекомендуемая литература

Реизов Б.Г. Творчество Флобера.- М.: Гослитиздат, 1957.

Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма.- Л.: Гослитиздат, 1958.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX в.- М.: Высш. шк., 1977.

Трапезникова Н.С. Эволюция романтизма в романе: Проблемы взаимосвязи направлений во французской литературе 60-80-х гг. XIX в.- Казань: КГУ, 1980.

Занятие №8

Особенности художественной структуры

Романа Ч.Диккенса «Большие надежды (ожидания)»

Вопросы

1. Особенности композиции романа. Что дает автору прием повествования от первого лица? Почему Диккенс возвращается к структуре «романа об одном герое»?

2. Своеобразие сюжета романа:

а) социальная линия в сюжете (история молодого человека, тема «утраченных иллюзий» и др.);

б) детективная линия в сюжете (криминальный мир в романе, функции приема «ложных следов» и др.);

в) роль «тайн» и случая в развитии событий;

г) функция сюжетной линии Джо – Бидди.

д) каким образом соединены в единое целое все сюжетные линии романа?

е) почему автор «сгущает» пространство и время в произведении?

3. Образная система романа:

а) люди и их «маски»;

б) развитие характеров, углубление психологизма (Эстелла, Пип);

в) образы «добрых фей и волшебников», «вечных злодеев», образ ребенка.

4. Проблема нравственного возрождения человека в романе (история Абеля

Мэгвича).

5. Как отразились в художественной структуре этого романа нравственно-эстетические взгляды и идеал зрелого Диккенса?

Рекомендуемая литература

Ивашева В.В. «Век нынешний и век минувший...». Английский роман XIX века

в его современном звучании.- М.: Худ. лит., 1990.

Катарский И.М. Диккенс.- М.: Гослитиздат, 1960.

Катарский И.С. Диккенс в России. Сер. XIX в.-М.: Наука, 1966.

Сильман Т.И. Диккенс.- М.: Худ. лит., 1970.

Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма.- М.: МГУ, 1988.

Тайна Чарльза Диккенса: (сб.).- М.: Кн. палата, 1990.

Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса / пер.с англ.-М.: Прогресс, 1975.

Урнов М.В. Неподражаемый. Чарльз Диккенс - издатель и редактор.- М.: Книга, 1990.

Честертон Г.К. Чарльз Диккенс / пер. с англ.- М.: Радуга, 1982.

Вопросы для промежуточного микрозачета

Наши рекомендации