Идейно-художественное своеобразие

Сказочных новелл Э.Т.А.Гофмана «Золотой горшок» и «Крошка Цахес»

Вопросы

1 Развитие романтизма в Германии.

а) иенская школа: роль братьев Шлегелей в создании эстетики немецкого романтизма, борьба с классицизмом, романтическая ирония;

б) гейдельбергская школа: собирание и изучение фольклора, «Волшебный рог мальчика» А. фон Арнима и К. Брентано;

– поздний романтизм.

2. Сколько «миров» в этих произведениях?

3. Структура идеального и реального мира. Какой из миров более значим в

каждой из новелл, законы какого из них являются определяющими и для другого

мира?

4. Как соотносятся мир фантастический и мир реальный в НОВЕЛЛАХ Гофмана?

а) какова роль образов-двойников, «двойных» имен?

б) каковы формы существования представителей волшебного мира в реальности?

в) в каких эпизодах проявляется прозрачность границ между мирами?

5. Образ Цахеса, его происхождение. Функции Цахеса в реальном мире.

6. Какова роль Ансельма и Бальтазара в новеллах? Чем они отличаются друг от друга? Какой из образов в большей степени является предметом иронии?

7. В чем состоит специфика образа Кандиды в новелле «Крошка Цахес»? С какой традицией полемизирует Гофман?

8. Исторический и социальный фон новеллы «Крошка Цахес» и его отражение в произведении.

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, найдите сведения о жанре новеллы.

Сообщения

Интерес Э.Т.А.Гофмана к различным видам искусств.

Рекомендуемая литература

Бент М.И. Немецкая романтическая новелла.- Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 1987.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии.- Л.: Худ. лит., 1973.

Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма.- М.: Наука, 1978.

Гейне в воспоминаниях современников.- М.: Худ. лит., 1988.

Грешных В.И. В мире немецкого романтизма. Ф.Шлегель, Э.Т.А.Гофман,

Г.Гейне: учеб. пособие.- Калининград, 1995.

Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма.- М.: МГУ, 1975.

Художественный мир Гофмана.- М.: Наука, 1982.

Занятие 3

Исторический роман В.Скотта «Айвенго»

Вопросы

1. Творчество Вальтера Скотта.

а) периодизация и особенности творчества В. Скотта.

б) новаторская концепция жанра исторического романа в творчестве писателя.

2. Историческая основа романа. Реальные исторические личности и их роль в развитии сюжета.

3. Система образов в романе:

а) образы англосаксов, их социальный состав. Роль иронии в создании образов;

б) образы нормандцев. Тема рыцарства;

в) образы евреев. Специфика нравственной позиции Скотта. Литературные источники образов;

г) представители народа (йомены) в романе. Роль народа в истории, особенности трактовки этой проблемы в английской литературе. Идея единства короля и народа. Роль фольклора в создании образов.

4. Способы создания исторического колорита. Роль бытовых сцен и исторических деталей в романе (привести примеры).

5. Образ Айвенго. Роль и место центрального героя романов Скотта в историческом конфликте. Влияние литературы Просвещения на концепцию образа главного героя.

6. Женские образы романа. Переосмысление средневековой оппозиции («женщина-ангел» - «женщина-дьявол») в романе.

7. Влияние В.Скотта на мировую литературу. Роль его концепции исторического романа в развитии жанра в литературе (на примере творчества А.Пушкина, Ф.Купера, В. Короткевича и др.).

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, выясните сущность термина «роман», «исторический роман».

Рекомендуемая литература

Бельский А.А. Английский роман 1800-1810-х гг.- Пермь, 1968.

Бельский А.А. Английский роман 1820-х гг.- Пермь, 1975.

Дайчес Д. Сэр В.Скотт и его мир /пер. с англ.- М.: Радуга, 1987.

Долинин А.А. История, одетая в роман: В.Скотт и его читатели.- М.: Книга, 1988.

Орлов С.А. Исторический роман В.Скотта.- Горький, 1960.

Пушкин А.С. О романах В.Скотта (любое издание).

Реизов Б.Г. Творчество В.Скотта.- М.; Л.: Худ. лит., 1965.

Занятие 4

Роман В.Гюго «Собор парижской богоматери»

В контексте открытий романтической прозы

Вопросы

1. Творчество Виктора Гюго.

а) Этапы творческого пути Виктора Гюго.

2. Место романа «Собор парижской богоматери» в творческой судьбе автора. Замысел, история создания.

3. Исторический конфликт в романе:

а) образ Собора как символа средневековья. Квазимодо и Клод Фролло как представители эпохи;

б) образ площади в романе. Роль образа Жана Фролло.

4. Особенности историзма В.Гюго:

а) роль образа Парижа в романе. Живописность манеры Гюго;

б) роль современной проблематики в романе. Образы Феба де Шатопера и Флер де Лис.

5. Социальный конфликт в романе:

а) Дворец правосудия. Социальная иерархия и особенности ее изображения в романе;

б) Двор чудес. Образ народа в романе.

6. Тема искусства в романе. Функция образа Гренгуара.

7. Женские образы в романе, их контрастность. Функция образа Гудулы.

8. Художественное своеобразие исторического романа В.Гюго (сопоставить с

В.Скоттом).

Задания

1. Обратитесь к научным источникам, выявите сущность понятия «роман» (история жанра, законы).

Сообщения

Предисловие к драме «Кромвель» как манифест романтической драматургии (драма и драматизм в понимании В. Гюго)

Рекомендуемая литература

Данилин Ю.И. Виктор Гюго и французское революционное движение XIX в.- М.: Знание, 1953.

Евнина Е.М. Виктор Гюго.- М.: Наука, 1976.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман: (эпоха Просвещения и романтизма).- Ростов: РГУ, 1992.

Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго.- Киев: Мистецтво, 1986.

Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма.- Л.: Гослитиздат, 1958.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX в.- М.: Высш. шк., 1977.

Самарин Р.М. Виктор Гюго // Самарин Р.М. Зарубежная литература.- М.: Высш. шк., 1987.- С.211-221.

Занятие 5

Повесть О. де Бальзака «Гобсек» (проблема характера)

Вопросы

1. Основные особенности раннего французского реализма.

2. Особенности сюжета и композиции у Бальзака. Многосюжетность как важнейший принцип структуры произведений Бальзака.

3. Принципы типизации у Бальзака:

а) в чем суть бальзаковского изображения персонажа в «типических фазах»?

Какие «фазы» в человеческой жизни особенно интересуют писателя?

б) соотношение слов и поступков бальзаковских героев;

в) на какие еще принципы типизации указывает Бальзак в Предисловии к «Человеческой комедии»?

4. Приемы и способы создания характеров у Бальзака:

а) почему для автора очень важны исторические даты и предыстории героев? Почему «история нравов» интересует его больше, чем исторические события?

б) социальная и психологическая мотивировка эволюции героев;

в) описания и их роль в характеристике персонажей (портрет, деталь портрета, город, дом, интерьер, «вещный мир» и др.). Какое место занимает в описаниях

Бальзака пейзаж? Приведите примеры аналитических деталей.

5. Какой смысл в произведениях Бальзака имеют зоологические сравнения?

6. Гипербола, контраст, антитеза, символические образы и их функции в произведениях Бальзака.

7. Почему писателя особенно привлекали отрицательные персонажи?

8. Персонажи второго плана, принципы их создания и связь с главным героем.

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, выявите сущность понятий: реализм (этапы развития), классический реализм (эстетическая программа), повесть (судьба жанра и его законы).

Сообщения

Эстетические взгляды О. де Бальзака, изложенные в «Предисловии к «Человеческой комедии».

Рекомендуемая литература

Гриб В.Р. Статьи о Бальзаке // Гриб В.Р. Избранные работы.- М., 1956.- С.153-274.

Грифцов Б.А. Как работал Бальзак.- М.: Гослитиздат, 1958.

Кучборская Е.П. Творчество Бальзака.- М.: Высш. шк.,1970.

Обломиевский Д.Д. Бальзак: этапы творческого пути.- М.: Гослитиздат, 1961.

Петелин Г.С. Бальзак и естествознание.- Рост. н/Д: Изд-во РГУ, 1986.

Резник Р.А. Философские этюды Бальзака.- Саратов: СГУ, 1983.

Чичерин А.В. Произведения Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии».- М.: Высш. шк., 1982.

Занятие 6

Наши рекомендации