Лекция №6. Французский реализм
Стендаль (1783-1842). Мировоззрение. Атеизм. Эготизм. Взгляды Стендаля на смысл жизни, счастье, нравственность и религию. Ключевые моменты биографии. Отношение к французскому обществу эпохи Реставрации. Особенности творчества. Лучшее произведение - роман «Красное и чёрное» (1830). Смысл названия и смысл романа. Первое реалистическое описание войны в романе «Пармская обитель» (1839). Эссе «О любви» (1822) – подробный психологический анализ любви.
Творчество О. Бальзака (1799-1850). Раздвоенность личности и мировоззрения. «Человеческая комедия». Структура и идейное содержание. Рассказ «Гобсек» (1830). Ростовщик Гобсек – типичный стяжатель, одно из ярких воплощений скупости в мировой литературе, воплощение власти денег. Образ прожигателя жизни Максима де Трая. Роман «Отец Горио» (1834). Роман «Евгения Гранде» (1833). Роман «Утраченные иллюзии» (1842) – раскрытие продажной сути современной журналистики и шоу-бизнеса. Главный герой перед выбором: либо честная бедность, либо слава и богатство ценой сделки с совестью. Неизбежная расплата за сладкую жизнь. Бальзак как знаток женщин. Лучший роман на эту тему – «Воспоминания двух юных жён» (1842).
Гюстав Флобер (1821 – 1880). Мировоззрение. Пессимизм. Эстетизм. Эстетическое наслаждение – единственное счастье, доступное человеку. Совершенство композиции и стиля – основа поэтики Флобера. Красота точности и краткости. Идея полной объективности искусства.
«Госпожа Бовари» (1857) - изображение ненавистной Флоберу среды – провинциального мещанства. Реалистическая неоднозначность основных образов.
Лекция №7. Английский реализм.
Творчество Джейн Остен (1775 – 1817) – начало английского реализма.
Чарльз Диккенс (1812 – 1870) - самый популярный англоязычный писатель во второй половине 19 века. Основные особенности творчества. Творчество.
Юмористический роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837).
«Приключения Оливера Твиста» (1838). Рождественские повести (1843-1848). «Рождественская песнь в прозе». Зрелые романы – поворот к трезво-пессимистическому взгляду на жизнь. «Жизнь Дэвида Копперфильда» (1850) – роман-автобиография. «Крошка Доррит» (1859). «Большие надежды» (1861). Основные герои, сюжет, смысл.
Шарлотта Бронте (1816-1855). Основные факты биографии. Лучший роман «Джен Эйр» (1847).
Общие работы
1) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. А. Соловьевой. – М., 1991.
2) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. А.Соловьевой. – М. : «Высшая школа», 1-изд. 1991 ; 1994 ; 1999.
3) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Е. М. Апенко. – М., 2001.
4) История западноевропейской литературы. XIX век. Франция. Италия. Испания. Бельгия. – М. ; СПб., 2003.
5) История западноевропейской литературы. XIX век. Англия. – М. ;СПб., 2004.
6) История западноевропейской литературы. XIX век. Германия. Австрия. Швейцария. – М. ; СПб., 2005.
7) Луков, В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней / В. А. Луков. – М., 2003.
8) Проскурнин, Б. М. История зарубежной литературы XIX века: западноевропейская реалистическая проза / Б. М. Проскурнин, Р. Ф. Яшенькина. – М. : «Флинта-Наука», 1998.
9) Храповицкая, Г. Н. История зарубежной литературы XIX в. Романтизм /
Г. Н. Храповицкая, А. В. Коровин. – М. : Флинта, 2003.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1
Поэма Д.Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»
(проблематика, особенности жанра, романтический герой)
Вопросы
1. Английский романтизм.
– Социально-политические и идеологические основы английского романтизма.
– Этапы и особенности развития английского романтизма; основные представители.
2. Творчество Джорджа Байрона.
а) Периодизация творчества Джорджа Байрона.
б) Значение творчества Байрона в истории английской и мировой литературе.
в) Место поэмы в творчестве Д.Байрона, история ее создания.
3. Идейный смысл поэмы. Проблема свободы в творчестве Д.Байрона и ее воплощение в поэме.
4. Своеобразие жанра.
а) «Паломничество Чайльд-Гарольда» как лиро-эпическая романтическая поэма.
б) Соотношение эпического и лирического пластов повествования.
в) «Паломничество», путешествие как организующее начало в свободной романтической композиции поэмы.
5. Проблема романтического героя:
а) «байронический герой», его черты, отражение в его образе типического умонастроения эпохи;
б) проблема центрального героя поэмы.
5. Образ природы и романтический пейзаж в поэме, его функции.
Задания
1. Обратитесь к научной литературе, выясните сущность понятий: романтизм, романтическое мировоззрение, романтическое мировосприятие, романтическая личность.
2. В чем состояли основные достижения романтической литературы?
Сообщения
Манифест “Озерной школы”. Предисловие к “Лирическим балладам” У. Вордсворта и С. Кольриджа.
Рекомендуемая литература
Великий романтик. Байрон и мировая литература.- М.: Наука, 1991.
Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики.- М.: Наука, 1978.
Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона.- М.: Наука, 1991.
Елистратова А.А. Байрон.- М.: Наука, 1991.
Жирмунский В.М. Байрон // Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских
литератур.- Л.: Наука, 1981.- С.188-245.
Кургинян М.С. Дж.Байрон.- М.: Гослитиздат, 1958.
Ромм А.С. Дж.Г.Н.Байрон.- Л.; М.: Искусство, 1961.
Самарин Р.М. Байрон и его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» // Самарин Р.М. Зарубежная литература.- М.: Высш. шк., 1987.- С.180-199.
Занятие 2