Первый вопрос к тем, кто стоял у истоков создания Вечевого центра. Как и когда у его будущих основателей возник сам замысел?

Иггельд:

Идея такого Центра, в котором представители разных языческих объединений и ветвей Традиции с пользой для движения за сохранение дохристианских верований и традиционной культуры обменивались бы мнениями и информацией по общим вопросам, касающимся их всех, возникла не спонтанно. Практически сразу после Летнего солнцестояния, в начале третьей декады июня 2016 года, в связи с появлением «законопроекта Яровой», начались консультации самых разных деятельных участников и участниц языческого Возрождения в России, что ожидать от нововведений.

Исторически так сложилось, что где-то с 2008 года, то есть уже восемь лет на тот момент, была налажена регулярная совещательная связь между Союзом Славянских Общин Славянской Родной Веры (далее — ССО СРВ), Содружеством общин «Велесов Круг» (далее ВК) и международным общественным движением «Круг Языческой Традиции» (далее – КЯТ). Приблизительно с того же периода мы в КЯТ информационно взаимодействовали с российским представительством PFI — Международной Языческой Федерации (некогда, в 1970-х, основанной последователями Европейского Ведовства). Идея о более широком обсуждении перспектив, в связи с некоторыми неясностями в упомянутом законопроекте, и выработке единой линии поведения совместно с представителями разных ветвей Традиции родилась в процессе первого же обмена мнениями лидеров и представителей этих объединений и организаций.

Уже в конце июня практически ежедневно шло обсуждение, вовлекающее всё большее и большее число участников и участниц, в том числе от организаций стоящих на позициях Родноверия (Славянского язычества), Викки, Трота (Асатру) и Эллинской веры из самых разных городов России. Стало ясно, что необходима встреча вживую, очная встреча, поскольку Интернет-общение носит всё же неестественный характер, а хотелось бы видеть человека в глаза, чтобы ему довериться. Дату согласовывали долго и тщательно так, чтобы на неё прибыло наибольшее число из тех, кто принимал участие в «виртуальном» обсуждении». Это заняло ровно два месяца, с 26 июня по 26 августа.

Постепенно за эти два месяца приватного сетевого общения выяснилось, что есть множество иных тем, кроме «проекта Яровой», которые все готовы охотно и с пользой для себя обсуждать. Между тем, хотя проект был принят, многие юристы, к которым мы обращались за консультациями, подтвердили, что он не ставит целью как-то попрать созидательные языческие проекты и объединения, при соблюдении ими прежних «норм приличия». Но не отменять же уже столькими трудами согласованную и выстраданную встречу?

При подготовке черновика будущего протокола собрания в сухом остатке в 20-х числах августа 2016 года образовалась страница текста, которая предварительно была разослана всем участникам предстоящего живого совещания в Коломенском в Москве. Документ обсуждался на этой встрече открыто по распечаткам, тут же в них вносились коррективы, вычёркивали спорные моменты, вносили устраивающие всех формулировки. Так что окончательный вид «Слово о Вечевом центре и Содружестве языческих объединений» приобрело 27 августа и оставалось лишь согласовать его с теми, кто всё равно не сумел на встречу прибыть сам. Это заняло ещё несколько дней.

Однако, как все понимают, на одной странице можно уместить лишь тезисы. Поэтому понадобилось ещё дополнительное время для составления «Положения о Вечевом центре» и принятии его вечевым образом представителями разных направлений язычества и разных языческих объединений, организаций, групп, проектов. Поскольку всем хотелось бы быть предельно справедливыми при решении таких сложных вопросов даже просто информационно-аналитического взаимодействия, то в начале сентября в Вечевой центр, для соблюдения паритета и объективности, были приглашены дополнительно деятельные участники и участницы ССО СРВ, ВК, Олимпийской религиозной лиги «Освобождение разума», «Викканского Альянса» и Дома «Варген». Таким образом, у истоков создания Вечевого центра по праву стоят 25 основателей и основательниц из Волгограда, Калуги, Москвы, Новосибирска, Ногинска, Подольска, Обнинска, Омска, Орла, Пермской области, Рязани, Санкт-Петербурга (по алфавиту).

Ведослав:

Инициатором встречи представителей языческих объединений и общин выступили участники PFI (Международной Языческой Федерации) и КЯТ («Круга Языческой Традиции»), и предполагалась она изначально для обсуждения вышедшего закона о миссионерской деятельности и возможных сложностях в связи с этим законом для язычников всех Традиций.

Но, поскольку в процессе согласования даты предстоящей встречи этот закон, фактически, был уже рассмотрен нами в приватном обсуждении в Интернете, было бы глупо упускать такую возможность, как встреча стольких известных представителей объединений и общин. Вот и возникла идея пойти дальше, вынести на обсуждение в историко-архитектурном заповеднике «Коломенское» предложение о создании Вечевого центра (далее Центра). Обсуждение на встрече вышло достаточно бурным, с несколькими острыми моментами (которые и по сей день периодически волнуют умы персоналий, достаточно далеких от Центра), но, тем не менее, решение о его создании было полностью поддержано.

Гвиддон:

Думаю, что у каждого из нас будет свой ответ. Я помню, как мы обсуждали с Иггельдом возможные последствия принятия так называемого «пакета Яровой» в июне 2016-го года. Уже не помню точно, у кого именно первого возникла мысль пообщаться с главами других общин и прочими разумными людьми, узнать, что они думают об этом законопроекте. Мне было интересно понять, что думают остальные представители языческих общин, какие риски видят они. Так возникла идея собрать многих активистов разных общин, традиций и путей в одном месте, познакомиться, поделиться своими соображениями.

Наши рекомендации