Акустический аспект в изучении звуков языка.

Звук- физическое явление — колебательное движение, передаваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Звук характеризуется определеными физическими, (акустическими) свойствами.

Равномерные и периодические колебания, воспринимаемые слухом- это тоны.

Неравномерное и непериодическое колебание –это шум.

Гласные — это тоны.

Глухие согласные (например, [k], [t]) — это шумы.

Всонантах ([г], [1], [n], [m] и др.) тон преобладаем над шумом,

Взвонких шумных([g], [d]и т. д.), напротив; шум преобладает над тоном.

Звуки характеризуются:

· высотой (чем больше колебательных движений в единицу времени, тем вышезвук)

· силой (интенсивностью);

· длительностью (долготой)

· тембром ( специфическая окраска)

Тембр создается главным образомрезонансными характеристиками, иначе — дополнительными тонами. Роль резонатора выполняют полости
рта, носа и глотки, причем благодаря разнообразным движениям ор-
ганов речи (языка, губ, нёбной занавески и т. д.) форма, объем и стенки резонатора меняются,, что ведет к появлению разных тонов. Этим, собственно, и создается качественное разнообразие речи.
С помощью специальных аппаратов (разного рода спектрографов) получают спектрограммы звуков и звукосочетаний, наглядно изображающие формантную структурукаждого звука и позволяющие точно измерить и oxарактеризовать отдельные форманты, которые определяют его тембр. Спектр- разложение сложных звуков на тоны.

Форманты- полосы концентрации частот.

Звуки, при произнесении которых энергия концентрируется в
центральной части спектра, называются «компактными». Если же концентрации энергии в центральной части спектра нет,то звук называется «диффузным». Таков гласный [i].

Биологический аспект в изучении звуков языка.

Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии,составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков.
Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.

Произносительный аспект.

Для того, чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо следующее: а) импульс из головного мозга; б) передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно выполняющим данную «команду»; в) работа дыхательного аппарата; г) работа голосовых связок, языка, губ, нёбной занавески, стенок глотки и определенныедвижения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол раствораполости рта.

Артикуляция звука -- совокупность работ дыхательного аппарата и движенийпроизносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука. Большинство звуков, используемых в языках мира, нормальнопроизноситсяна выдохе.

Функции произносительных о р г а н о в. Эти органы делят на активные и пассивные: активные выполняют движения, необходимые для произнесения
звука; пассивные служат лишь «точкой опоры» для активного органа.
Важнейшими активными органами являются голосовые связки, язык,губы и нёбная занавеска.

1. Голосовые связки, натягиваясь благодаря движению
мускулов и хрящей гортани наподобие струн музыкального инструмента, приходят при прохождении воздуха через голосовую щель в колебательное движение, создающее музыкальный тон . Тон называется голосом.

Голос используется при образовании гласных, сонантов([1], [г], [m] и звонких шумных согласных[g], [d], [b] и т. д.). Звуки, произносимые без участия голоса глухими[k], [t], [s]). в некоторых языках гортанные согласные (при-сужении голосовой щели и при ее полном смыкании с последующим разрывом смычки возникают шумы).

2.Надгортанные полости, т. е. полость глотки, полость рта и полость носа, выполняют функцию подвижного резонатора,создающего резонаторные тоны.

3.Наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков
играетязык — очень подвижный орган, способный принимать различные положения.

Он может оттягиваться назад, подаваться всей массой вперед.

Разной оказывается также степень подъема языка.

При произнесении так называемых язычных согласных — задне
язычных, например [k], [g], [x], среднеязычных, переднеязычных, например [t], [d], [s], [l],— язык разными своими частями'
сближается с пассивными органами: небом, альвеолами, задней стенкой (иногда и нижним краем) верхних зубов, образуя либо смычку
(при [k],[g], [t], [d] и др.), либо щель (при [x], [j], [s] и др.).

Кроме создания преграды язык при произнесении согласных выполняет движения, меняющие форму и объем резонатора. Так, при образовании русских «мягких» согласных средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, придавая согласному специфическую окраску. Эту особенность артикуляции называют па л а т а ли з а ц и е й (от лат.palatum'твердое нёбо'), а соответствующие согласные — палатализованными. Веляризация (отvelum''мягкое нёбо') — подъем задней части языка в направлении мягкому нёбу.

4.Важным активным органом являются губы, особенно нижняя губа. При произнесении губных согласных губы создают препятствие на пути воздушной струи. Так образуются, во-первых, губно-губные (билабиальные) согласные — смычные, например [р], [Ь], и щелевые, в частности [w],
например в англ.wall'стена'; во-вторых — губно-зубные (лабиоден-
альные), в частности щелевые[v], [f] (щель между нижней губой и нижним краем верхних зубов/

5.Небная занавеска может принимать поднятое положение, закрывая проход в полость носа, или опускаться. Так образуются носовые (назальные) звуки во французском.

6. Важными органами в полости рта являются при произнесении
некоторых звуков также язычок, например, при произнесении
язычкового (увулярного), или «картавого», дрожащего согласного
, а в некоторых языках задняя стенка глотки — при произнесении глоточных (фарингальных) согласных, например глухого щелевого [h] в англ.house'дом'

Анатомическая классификация звуков.

Гласные и согласные

Гласные

1) «ртораскрыватели»

2) при артикуляции речевой канал в надгортанных полостях свободен

3) ток воздуха не встречает препятствий

4) нет места образования

5) общая напряженность мускулов всего произносительного аппарата

6) слабая воздушная струя

Согласные

1) «ртосмыкатели»

2) возникаетпреграда на пути воздушной струи

3) есть место образования

4) сосредоточенное мускульное напряжениев месте образования преграды и более сильная воздушная струя

Гласныеобразуются с голосом, но встречаются и глухиегласные.Голос участвует и в образовании многих согласных.

2.Гласныеклассифицируются:

1) по работе языка:

· ряд- передние, задние и смешанныеи болеедробные подразделения — «передние отодвинутые назад», «задниепродвинутые вперед» и т. д.)

· степень подъема языка - открытые изакрытые

2) работа губ:огубленные и неогубленные

3) по работе нёбной занавески: неносовые и носовые

4) по долготе:долгие и краткие

3.Классификация согласных сложнее.

· сонанты (голос преобладает над шумом)

· шумные:звонкие (произносимыес участием голоса) и глухие (произносимые вовсе без голоса)

Группа сонантов может рассматриваться как промежуточная между гласными и шумными согласными.

4. Делениепо способу образования шума, т. е. п о характеру преграды: смычные, щелевыеи дрожащие

Смычные:

· Взрывные (смычка заканчивается взрывом (например, [p], [t],
[k], [b], [d],[g] в положении перед гласным)

· Аффрикаты (смычка без взрыва переходит в щель-образованы трением). Примеры аффрикат: [с] вцарь,[рф1 в нем.Apfelяблоко (глухая губная аффриката).

5. Делениепо активному артикулируемому органу:

губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные

Губные:

· губно-губные (билабиальные)- активность обеих губ

· губно-зубные (лабиоденальные)- активность нижней губы

6. Для многих языков важны другие признаки согласных:

· палатализация (например, в русском языке),

· веляризация,

· лабиализация и т. д.

К биологическому аспекту относятся изменения звуков в потоке речи. Эти изменения называют позиционными(в широком смысле) и подразделяют на 1) комбинаторные, вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потокеречи в непосредственном или близком соседстве, и 2) собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце слова

Наши рекомендации