Диалогическая и монологическая речь
Основные аспекты темы
* Диалог и монолог как форма речи.
* Коммуникативно-речевая стратегия.
* Конструкции, обеспечивающие диалогическое единство.
* Цели монологической речи.
Основные теоретические положения
Диалог. Характеристика диалога
Обратите внимание на последовательную связь реплик, образующих диалогическое единство в следующем примере, где вопросно-ответная форма предполагает логическое следование от одной темы, затрагиваемой в диалоге, к другой. (
Структура диалога
Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалога, как в принципе и в любом тексте, остается стабильной: зачин — основная часть — концовка. Зачином может быть формула речевого этикета (Добрый вечер, Николай Иванович!) или первая реплика-вопрос (Сколько сейчас времени?), или реплика-суждение (Сегодня хорошая погода).
Следует отметить, что размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой: продолжение практически любого диалога возможно за счет увеличения составляющих его диалогических единств. На практике же любой диалог имеет свою концовку (реплику речевого этикета (Пока!), реплику-согласие (Да, конечно!) или реплику-ответ).
Типы диалога
В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.
Бытовой диалог характеризуется незапланированностью, возможным отклонением от темы, разнообразием обсуждаемых тем, отсутствием целеустановок и необходимости принятия каких-либо peшений, широким использованием несловесных (невербальных) средств общения, личностным выражением, разговорным стилем.
Монолог. Характеристика монолога
Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.
Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи. Во-вторых, монолог — это речь наедине с самим собой, т.е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.
Задания
1. Почему произошло непонимание собеседников:
А: Почему вы сердитесь на меня?
Б :Я не сержусь на вас. Но почему вы в последнее время хотите меня подколоть?
А :Я вовсе не хочу вас подколоть. Вы просто относитесь ко мне с предубеждением
Б :Что вы называете «предубеждением»? Я вовсе не предубежден против вас.
2. Составьте словник (10 – 15 слов) к данной теме.
3. Составьте 4 тестовых задания к данной теме (с ответами).
Форма контроля
Устный опрос на практических занятиях.
Вопросы контрольной работы.
Индивидуальное собеседование на консультации.
Вопросы для самоконтроля
1. Могут ли монолог и диалог быть в письменной и устной форме?
2. Есть ли у монолога композиционная форма?
3. Существуют ли нормы у устной речи?
4. Ораторская речь: это диалог или монолог?
5. В чем заключается принцип экономии средств словесного выражения?
Литература
Основная
- Горшков А.И. Русская стилистика. – М., 2001.
2. Диалогическая речь. Монологическая речь // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
3. 3. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. – М., 2010.
4. 4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под. Ред. проф. Р89 В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001. – 413 с.
5. 5. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М.. 1982.
Дополнительная
1. Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М., 1987.
2. Соснин В. А. Учимся общению: взаимопонимание, переговоры, тренинг. М., 1993.
3. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004.
4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003.
Тема № 5 (12 часов)