Социальные и территориальные диалекты, просторечие
В процессе развития общества язык народности, при определенных исторических предпосылках, преобразуется в язык нации. Но нация не продолжение народности, не результат ее количественного роста. Считается, что для образования нации должны быть социальные, экономические, государственные, культурные предпосылки (ликвидация феодальной раздробленности и образование централизованных крупных капиталистических государств; новые экономические отношения, основанные на единой государственной, политической, хозяйственной системе, едином рынке). Нация характеризуется единой территорией, наличием централизованного государства, единством языка и экономической жизни.
Национальный язык возникает в период сложения наций. Национальный язык полностью наследует структуру языка народности, что позволяет ему выполнить функцию хранения и передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций. Отличие от языка народности:
- нивелировка диалектов (укрепление языкового единства, становление единых норм);
- увеличение форм существования языка;
- расширение объема выполняемых общественных функций;
- формирование единой письменной и устной форм литературного языка.
Национальныйязыквключает литературный язык, социальные (профессиональная речь, сленг, жаргоны) и территориальные диалекты, просторечие.
Задания
1. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос, что доказал опыт падишаха?
Рассказывают, что свыше 350 лет тому назад индийский падишах Акбар решил проверить утверждение придворных мудрецов о том, что каждый ребенок сам собою начинает говорить на языке своих отцов. Падишах поставил страшный «опыт». Несколько маленьких детей вместе с немым евнухом закрыли в покои, ключи от которых Акбар носил на своей груди. Чтобы дети никогда не слышали человеческого голоса, их обслуживали немые. Семь лет длился этот чудовищный эксперимент. Когда же падишах открыл двери покоев, он услышал нечленораздельные вопли, дикий вой и мяуканье. Мудрецы были посрамлены, а жизнь детей искалечена.
2. Какие функции и свойства языка получили отражение в характеристике языке, данной древнегреческим философом Эзопом?
Язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передавать наши мысли. Язык – ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим «любимая» и священное слово «мать». Это языком мы говорим «да». Это языком мы приказываем войскам победить.
3. Как называется описанная ниже языковая ситуация?
В допетровской Руси книжно-письменным был церковнославянский язык (по происхождению южнославянский), а в обиходном и деловом общении использовался русский язык.
Форма контроля
Устный опрос на практических занятиях.
Вопросы контрольной работы.
Индивидуальное собеседование на консультации.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем отличие языка животных от языка человека? Можно ли считать язык биологическим явлением?
2. Как в лингвистической литературе решается вопрос о соотношении языка и общества?
3. Каковы основные аспекты взаимодействия языка и общества?
4. В каких формах существует общенародный язык? Чем формы существования языка отличаются друг от друга?
5. Каковы основные черты литературного языка как высшей формы языка?
6. Охарактеризуйте нелитературные формы языка: территориальные диалекты, койне, социальные диалекты.
7. Дайте определение языковой политики. Каково содержание языковой политики в развитых и развивающихся странах?
8. Какие обязательные компоненты определяют языковую ситуацию?
9. В чем проявляется социальная дифференциация языка?
Литература
Основная
1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Сов. энциклопедия, 1990. – С. 337–338; 607–608; 616–617.
2. Тропина Н. П. Учебный социолингвистический словарь-справочник / Н. П. Тропина. – Херсон : Издатель Гринь Д. С., 2013. – 150 с.
Дополнительная
1. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов / Ж. Марузо ; пер. с фр. И. Д. Андреева. – М. : Изд-во иностранной литературы, 1960. – 436 с.
2. Поливанов Е. Д. Статьи по общему языкознанию / Е. Д. Поливанов. – М, 1968.
3. Соссюр Ф. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. – М. : Прогресс, 1977. – 695 с.
Тема № 2 (10 часов)