Процесс возникновения языка в хронологии.
Процесс возникновения языка в хронологии.
Процесс становления естественного звукового языка человека называют глоттогенезом. Глоттогенез может быть представлен в виде условных этапов развития человеческогоязыка.Этапынакладываются друг на друга.
В определенныеисторические периоды, к примеру, питекантроп сосуществовалс человеком умелым, а неандерталец — с кроманьонцем.
Схематически процесс глоттогенеза может быть представлен следующим образом.
1-ястадия. Австралопитек.
Жил 3-5 миллионов лет назад — 600 тыс. лет назад. Ходил по земле, руками хватал предметы, орудий труда не изготовлял, пользовался камнями и дубинами. Мозг 420-650 см3,челюсть укорочена. Австралопитеки — еще обезьяны, последнее звено в эволюции животного мира.
2-я стадия.Первобытный человек.
Человек умелый(homohabilis).
Обнаружен J1. Лики в1959 г. в Олдувайском ущелье в Танзании. Жил около 2 млн.лет назад. Обладал прямохождением, изготовлял орудия труда.
Питекантроп.
Жил 1,3-0,8 млн. лет назад. Изготовлял орудия труда,
объем мозга около 900 см3. Лоб покатый, узкий. Средняя продолжительность жизни — 20 лет.
Синантроп.
Жил 800 тыс. — 300 тыс. лет назад, найден в Китае. Стал
обогреваться огнем.
Гейделъбергский человек.
Жил 300-40 тыс. лет назад. Найден в Европе.
У синантропа и гейдельбергского человека, которые жили
одновременно с неандертальцем, речь нечленораздельная, как
у питекантропа. Используется коммуникативная система животных
3-я стадия. Неандерталец (древний человек).
Жил 500 тыс. — 40 тыс. лет назад. Крупные размеры тела,
большая мышечная масса. Начал изготавливать специализированные орудия труда из кости и камня. Объем мозга 1300—
1400см3.
У неандертальца примерно 200 тыс. лет назад появляются
зачатки языка. Начинает формироваться голосовой мускул,
благодаря которому напряжение голосовых связок становится
независимым от работы стенок гортани. Этот мускул был
предназначен для передачи голосовым связкам команд из мозга, однако специального речевого центра в мозге еще не было,
И голосовой мускул не мог правильно использоваться. Это означает, что у неандертальца произнесение любого звука вызывало колебание голосовых связок (то есть гласный призвук) и эти гласные не могли дифференцироваться, они были все похожи друг на друга.
Поздний неандерталец уже обладает начатками членораздельной речи — заработал голосовой мускул, более подвижной становится нижняя челюсть.
Постепенно формируются речевые центры в коре головного мозга, происходит перестройка межполушарных связей,что меняет психику человека.
Новый период
Язык письменного периода также претерпел существенные изменения на пути к своему современному состоянию. Каждый язык имеет свою судьбу, но многие изменения былиобщими для большинства языков, функционировавших в сходных общественных условиях.
Врабовладельческийпериод развития общества в большинстве культур возникаютпонятия языковой нормы и языкового стиля, возникает понятие правильной и неправильной речи, хорошей речи, возникают многочисленные синонимы, которые обеспечивают выбор выразительных средств.
В период феодализма появляются кастовые языки, обслуживающие отдельные социальные слои. В Индонезии доXV века знать говорила на санскрите, а крестьяне на малайских наречиях, в Ирландии крестьяне использовали кельтский
язык, а знать — английский. В Англии в период французскоговладычества народ говорил по-английски, а знать — по-французски ит. д. Однако постепенно кастовые языки исчезают, и к концу феодального периода побеждают народные языки. Появляются литературно-письменные языки, формируетсякнижная подсистемы языка.
В период развивающегося капитализма происходит формирование нацийи национальных языков. Происходитчеткая дифференциация языковых стилей. Широкое развитиеполучают социальные диалекты и жаргоны при ослаблениивлияния территориальных-диалектов. В многонациональных государствах возникают языки межнационального общения.
Теории объяснения причин изменений языка
Существует несколько теорий, которыми лингвисты пытаются объяснить причины и механизмы внутренних исторических изменений в языке.
Теория давления системы
Содержание этого понятия у младограмматиков исчерпывалось действием
аналогии. Российский лингвист Никита Ильич Толстой считает, чтодавление системы максимально в фонологии, меньше ощущается в морфологии и минимально — в лексике. ЭнверАхмедовичМакаев объясняет это тем, что для большего давления системы нужно ее более простое устройство, меньше элементов,меньше вариантов. Чем больше вариативность в системе, тем
меньше ее давление на элементы.
Примером давления системы могут служить процессы ассимиляции иноязычных слов. Французское слово пальто врусском литературном языке относится к несклоняемым существительным, но в просторечии под давлением парадигм словоизменения слов среднего рода на -о (типа село) пальто приобрело почти все русские падежные формы: нет пальта, пришел в пальте, лежат польта, нет польт и др
Теория вероятностного развития языка
Естественная вариативность языка создает основу для
множества возможных изменений каждой единицы языка. Так,в одном из экспериментов дети в возрасте до пяти лет предложили шесть вариантов образования сравнительной степени отприлагательного сладкий:сладкей, сладей, сладче, сластей,слаще, сладней;
Основываясь на явлении вариативности, Тимофей Петрович Ломтев построил теорию вероятностного развития языка.
По его мнению, каждая из возможностей изменения языковой
единицы имеет свою меру вероятности для осуществления.
Система языка в любой точке своего развития содержит множество вероятных преобразований, одно из которых и реализуется. Например, в древнерусском языке существовали вариантные формы для выражения значения конечного пункта перемещения: к + дат. падеж, в + вин. падеж, до + род. падеж, на
+ вин. падеж. Первоначально эти формы употреблялись послеглаголов перемещения, имевших соответствующие приставкив, на, до, при. После расхождения русского, украинского и белорусского языков взаимодействие между этими четырьмяпредложно-падежными формами происходило в каждом из
восточнославянских языков в отдельности и привело к разнымрезультатам.
Теория инноваций
Косериу признает существование в языке
разнообразных отклонений от традиционной нормы, которые
он называет инновациями.Причины же принятия / непринятия лежат уже в сфере социальной. В частности, на принятие / непринятие инноваций оказывает воздействие их оценка — эстетическая (красиво / некрасиво), психологическая (легко / трудно), социологическая (торжественно / грубо и т. п.) и др.
Теория антиномий
Антиномиями называют противоречия, которые не могут
быть окончательно преодолены и, будучи разрешены на каком-то конкретном этапе развития системы, тут же возникают вновь. К примеру, к разряду антиномий относится противоречие между родителями и детьми — в конкретной ситуации конкретные родители могут урегулировать противоречие с конкретными детьми, но назавтра оно возникнет опять и у
них, и у всех остальных родителей — противоречие неустранимо.
Антиномия говорящего и слушающего.В интересах говорящего упростить высказывание мысли,в интересах слушающего — облегчить понимание. Говорящему удобно говорить тихо, слушающему удобнее слушать достаточно громкую речь. Говорящему удобнее использовать свой
привычный словарь, а слушающий не понимает некоторых его
слов.
Антиномия нормы и возможностей системы Люди стремятся сохранить
норму и вместе с тем вынуждены постоянно ее менять. Вследствие этого возникают такиеупотребления каквисю, победю, иметь роль, играть значение, сниженная лексика попадает в литературную речь и т. д.
Процесс возникновения языка в хронологии.
Процесс становления естественного звукового языка человека называют глоттогенезом. Глоттогенез может быть представлен в виде условных этапов развития человеческогоязыка.Этапынакладываются друг на друга.
В определенныеисторические периоды, к примеру, питекантроп сосуществовалс человеком умелым, а неандерталец — с кроманьонцем.
Схематически процесс глоттогенеза может быть представлен следующим образом.
1-ястадия. Австралопитек.
Жил 3-5 миллионов лет назад — 600 тыс. лет назад. Ходил по земле, руками хватал предметы, орудий труда не изготовлял, пользовался камнями и дубинами. Мозг 420-650 см3,челюсть укорочена. Австралопитеки — еще обезьяны, последнее звено в эволюции животного мира.
2-я стадия.Первобытный человек.
Человек умелый(homohabilis).
Обнаружен J1. Лики в1959 г. в Олдувайском ущелье в Танзании. Жил около 2 млн.лет назад. Обладал прямохождением, изготовлял орудия труда.
Питекантроп.
Жил 1,3-0,8 млн. лет назад. Изготовлял орудия труда,
объем мозга около 900 см3. Лоб покатый, узкий. Средняя продолжительность жизни — 20 лет.
Синантроп.
Жил 800 тыс. — 300 тыс. лет назад, найден в Китае. Стал
обогреваться огнем.
Гейделъбергский человек.
Жил 300-40 тыс. лет назад. Найден в Европе.
У синантропа и гейдельбергского человека, которые жили
одновременно с неандертальцем, речь нечленораздельная, как
у питекантропа. Используется коммуникативная система животных
3-я стадия. Неандерталец (древний человек).
Жил 500 тыс. — 40 тыс. лет назад. Крупные размеры тела,
большая мышечная масса. Начал изготавливать специализированные орудия труда из кости и камня. Объем мозга 1300—
1400см3.
У неандертальца примерно 200 тыс. лет назад появляются
зачатки языка. Начинает формироваться голосовой мускул,
благодаря которому напряжение голосовых связок становится
независимым от работы стенок гортани. Этот мускул был
предназначен для передачи голосовым связкам команд из мозга, однако специального речевого центра в мозге еще не было,
И голосовой мускул не мог правильно использоваться. Это означает, что у неандертальца произнесение любого звука вызывало колебание голосовых связок (то есть гласный призвук) и эти гласные не могли дифференцироваться, они были все похожи друг на друга.
Поздний неандерталец уже обладает начатками членораздельной речи — заработал голосовой мускул, более подвижной становится нижняя челюсть.
Постепенно формируются речевые центры в коре головного мозга, происходит перестройка межполушарных связей,что меняет психику человека.