История возникновения и развития SMS-языка

Влияние интерактивного общения

На письменную речь учащихся

Автор работы:

Антипина Елена Анатольевна,

учащаяся 11 класса

МБОУ Хазанская СОШ

Иркутской области, п. Ц. Хазан

Руководитель:

Анисимова ЕленаАлександровна,

Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной

МБОУ Хазанская СОШ

Иркутской области,

Зиминского района, п. Ц. Хазан

Зиминский район, 2013 г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….. 1-3

Глава 2

2.1. История почтового письма……………………………………………………. 4-5

2.2. История возникновения и развития SMS-языка…………………………….. 6-7

2.3. Язык Интернет – общения…………………………………………………….. 8-9

Глава 3

3.1. Разногласия в вопросе о влиянии интерактивного общения на грамотность..10-11

3.2. Результаты исследований……………………………………………………......12-18

Глава 4. Выводы…………………………………………………………………………..18-19

Использованная литература………………………………………………………………20

Приложения……………………………………………………………………………….21-23

Введение

21 век считается веком виртуального общения, но так было не всегда. До изобретения телефона и вхождения Интернета в нашу повседневную жизнь переписка занимала большое место в жизни человека. Это были письма родным, друзьям. Одним словом, единственное средство общения на расстоянии. А теперь? Телефон, скайп, сотовый телефон, электронная почта – можно мгновенно передать нужную информацию или просто дружеский привет. Всё это быстро, удобно, не требует больших затрат времени. Люди давно перестали активно пользоваться почтой. Сейчас, приходя на почту, мы приобретаем газеты, наши родители оплачивают коммунальные услуги, бабушки и дедушки получают пенсию. Человечество стремительно шагает в модернизированный мир. Живое общение всё чаще заменяют мобильная связь и Интернет. Конечно, это большой плюс. Люди, находящиеся на далеком расстоянии, не лишены общения, им намного проще найти друг друга. Электронная почта обеспечивает быструю и надёжную передачу информации, успешно вытесняя присутствие обычных писем в нашей жизни. Хорошо ли это? Не пожалеем ли мы в дальнейшем об этой утрате?

Сегодня уже ни для кого не секрет, что общаясь на различных сайтах, молодые люди не утруждают себя соблюдением орфографических и пунктуационных правил. Чаще всего (примерно 60%) сообщений и комментариев на сайтах написаны с ошибками.

Рассказывая кому-то о своих мыслях и текущих событиях вне зависимости от местоположения, многие традиционные правила грамматики пали в угоду скорости и моментальному удовлетворению. С одной стороны это абсолютно логично: тратить деньги на пространное и грамотное изложение небольшой новости, просьбы или вопроса в SMS правильным построением предложений, без сокращений, со всеми знаками препинания, когда нет времени исправлять даже нечаянно допущенные ошибки - глупо и неэффективно. С другой стороны, к сожалению, это незаметно, но верно ведет к безграмотности. Даже написание обычного электронного письма становится невыполнимой задачей. Что же является причиной этого явления?

Все дело в тотальном нежелании читать образцовую (классическую) литературу, в неразумном использовании информационных коммуникативных технологий. Часто родители школьников совсем не рады, что их дети с головой окунаются в мир безграничного текстового общения. Более того, согласно проведенным исследованиям, общение в виртуальном пространстве самым негативным образом влияет на уровень грамотности, а именно на правописание и пунктуацию. Мы заметили, что слова русского языка часто употребляются не по правилам. В чатах, форумах, сообщениях электронной почты, SMS – сообщениях тексты пишутся на бегу и выглядят примерно одинаково - без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями. Люди сокращают слова для того, чтобы уложить за короткое время максимум информации, что влияет на грамотность и владение чистым русским языком.

Актуальность нашей темы очевидна: существуют проблемы, возникшие с появлением SMS и Интернет – общения и не решенные до сих пор:

· SMS – язык превратился из модного течения в новый стиль общения, наличие ошибок входит в привычку и становится причиной падения грамотности;

· Из- за SMS - сленга подрастающее поколение вскоре не сможет отличить, хорошо это или плохо – употреблять «аффтарский текст», и разница между ним и нормальным языком очень скоро может стать совсем незаметной;

· Невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью сленга, а потом, когда это необходимо, заговорить на образцовом языке

Практическая значимость работы: В своей исследовательской работе мы попытались ответить на вопрос, поставленный в заглавии работы, привлечь внимание детей и взрослых к поставленной проблеме.

Объектом исследованияявляется процесс общения школьников посредством мобильной связи и Интернет.

Предметом исследования являются SMS - сообщения и общения в сети Интернет учащихся- старшеклассников нашей школы.

Цельданного исследования представляет собой попытку выявить влияние интерактивного общения на грамотность школьников.

Гипотеза исследования:

· Внедрение в повседневную жизнь практики обмена короткими интерактивными сообщениями через социальные сети, специальные программы и SMS приводит к снижению орфографической и синтаксической грамотности.

Задачи:

· на основе анализа различной литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;

· изучить историю возникновения и особенности SMS - сообщений; Интернет – общения;

выяснить объективные причины возникновения практики обмена интерактивными короткими сообщениями, цели использования их в жизнедеятельности современного человека;

· выявить основные негативные влияния коротких сообщений на письменную речь респондентов;

· выяснить степень влияния использования интерактивных коротких сообщений на грамотность респондентов (разработать анкету - опросник и провести тестирование среди учащихся 9-11 классов)

Приложение 3

Для решения поставленных задач использованы следующие научно–исследовательские методы:

а) наблюдение за процессом интерактивного общения школьников;

б) изучение и обобщение опыта работы;

в) опрос и анкетирование

Теоретическую основу работы составили труды ученых Л.В. Щерба, А.М Гвоздев, Л.Р. Зиндер, Р.Ф. Иванова, Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев, Т.Г. Рамзаева, М.Р.Львов. М.Б. Валиахметова, Д.Р. Виноградова, Т.Ю.Виноградова, Г.Г. Иванов, Леонтович, О.А Лесников, С.В.Трофимова.

Авторы сходятся во мнении, что новые формы общения существенно влияют на языковую ситуацию и требует серьезных лингвистических исследований.

Глава 2

2.1 История почтового письма

История почтового письма насчитывает не только столетия, но тысячелетия. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. Самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей.
Узелковое письмо считается одним из древнейших способов тайнописи.
Этот вид шифрования представлял из себя шнур или веревку с последовательно завязанными на ней узлами. Каждый узел имел свое местоположение на шнуре и, иногда, отличался от соседствующих с ним узлов по способу завязывания. Чаще всего комбинации узлов соответствовали не буквам или слогам, а целым понятиям. Например, два узла вместе, означали слово «да», три узла – «нет», четыре узла – «опасность» и т.д.

Берестяные грамоты– письма, записки, документы 11–15 вв., написанные на внутренней стороне отделенного слоя березовой коры (бересте).
Возможность использования бересты в качестве материала для письма была известна многим народам. Античные историки Дион Кассий и Геродиан упомянули записные книжки, изготовленные из бересты. Заготавливавшие бересту для своих писем американские индейцы долины реки Коннектикут называли росшие в их земле деревья «бумажными березами».
Пергамент имел целый ряд преимуществ и всего один недостаток. Преимущества заключались в чрезвычайной прочности и долговечности материала. Чернильную надпись на пергаменте можно было смыть и использовать полотнище повторно. Срок службы пергамента определялся механической прочностью выделанной кожи и был, по сути, неограниченным. Недостаток пергамента заключался в трудоемкости производства, что приводило к его непомерной дороговизне.

Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, просуществовавший почти без изменений тысячелетия. Глиняные таблички появились там, где возникла первая письменность, — в Египте и Месопотамии. Они представляли собой деревянные дощечки со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. Благодаря тому, что слой глины был достаточно тонким, табличка при высыхании не растрескивалась и сохранялась в целости довольно долго. Надпись стирали, смачивая табличку водой и выравнивали глиняную поверхность.

Если же письмена надо было сохранить надолго, табличку обжигали в печи. Надписи на обожженных табличках не разрушались со временем.

Письма в картинках.Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами. Если нужно было написать «тигр», то люди рисовали тигра. Надо было написать «охота» — люди рисовали охотника и зверя. На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма-рассказы, хотя и не умели писать. А иногда всю биографию человека можно прочитать на нем самом: у многих народов существует обычай украшать свое тело рисунками и узорами.
Голубиная почта. Голубей особых пород отличает прекрасная память, привязанность к месту гнездования и отличные навигационные способности. Голубеграммы применялись для военных и гражданских целей. Знания об удивительных характеристиках голубей еще в древности натолкнули людей на мысль использовать их для быстрой передачи важных письменных сообщений. Они так и назывались «голубеграммы».

Приложение 1

В античные времена обходились вовсе без конвертов. Послания писались на восковых табличках, их складывали попарно лицом друг к другу и перевязывали шнурком, на котором ставили печать.

На содержание письма указывал цвет печати: свадебные приглашения обозначались белым цветом, а трагические сообщения–черным.

Бумажные конверты появились в 1820 году, а до этого корреспонденцию писали на бумаге, потом складывали определенным образом и опечатывали.

История возникновения и развития SMS-языка

На улице и в школе, в транспорте мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы, не номера, а SMS-сообщения. Иными словами, общаются.

Язык как средство общения постоянно ищет наилучшую форму передачи мысли, являясь своеобразным барометром общественного развития, чутко реагирует на малейшие изменения во всех сферах жизни. Средства массовой информации, реклама, деловое общение, наука, литература являются основными источниками обновления языка. В связи с ростом объема информации наблюдается тенденция к экономии языковых усилий и времени.

Появлению SMS-языка, сформированного на основе сокращений, способствовало широкое распространение высоких технологий, а именно – мобильных телефонов, разнообразны Интернет - чатов, а также благодаря стремлению человека к мобильности в бизнесе и жизни, увлечение новыми коммуникационными технологиями.

За последние годы вспомогательный сервис к основной голосовой услуге службы коротких сообщений (Short Message Service, SMS) превратился в популярный инструмент общения. Для множества людей возможность отправлять короткие сообщения становится предпочтительнее телефонных звонков. С помощью эсэмэсок назначают свидания, признаются в любви и даже спасают жизнь. О растущей популярности SMS-языка свидетельствует появление в СМИ конкурсов SMS-стихотворений; выпускаются словари наиболее употребляемых SMS-сокращений, а ФСБ воспринимает изучение SMS-языка как задачу государственного масштаба.

Начало истории языка аббревиатур следует отнести к моменту появления телеграфа. Телеграфисты первыми при передаче сообщений стали опускать гласные буквы в словах. Правда, они ограничились лишь служебными словами, введя в письменную речь «тчк», «зпт», «скб», «квч», «двтч», «вскл».

Далее идея нашла свое продолжение в азбуке Морзе, где радисты вместо целого слова использовали его начальные слоги. Аббревиатура в виде начальных букв устойчивых словосочетаний и вводных конструкций к концу ХХ века употребляется не только в СМИ, рекламе, Интернете, факсовых и SMS-сообщениях, но и в разговорной речи.

Люди всегда мечтали создать единый язык, который объединил бы все страны и народы. Сегодня на эту роль претендует SMS-язык, который сформировался на основе сокращений и условных обозначений, активно использующихся для передачи коротких текстовых сообщений. Прогнозы ученых о широком распространении SMS-языка не подтвердились: получив свое развитие в социально-бытовой сфере, он не был признан в деловых кругах, не стал языком делового общения. Прежде всего SMS-язык следует рассматривать не только как элемент молодежной субкультуры. Являясь популярным инструментом общения, он позволяет снять проблему существования в языковом пространстве и служит своеобразным источником пополнения лексики языка. Основные черты SMS - краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации - мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объем сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причем порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв. Несколько лет назад при появлении SMS, выдвигались предположения о том, что SMS-язык может стать языком делового общения.

Однако по последним данным в деловой сфере SMS не прижились. Специалисты считают, что SMS-язык – это средство неформального общения, которое не способствует успешному установлению деловых контактов (было бы некорректно использовать его, например, для официальных приглашений).

Сегодня популярность SMS настолько велика, что оно стало оказывать серьезное влияние на современный русский язык. Все чаще происходит подмена живого языка языком аббревиатур и условных обозначений, и причиной тому является принцип крылатого выражения “Краткость – сестра таланта”, с помощью которого можно выделить самые важные элементы сообщения.

Специалисты, обеспокоенные будущим литературного русского языка, считают, что подобные эксперименты могут оказать губительное влияние, как на формирование личности подростков, так и на образовательный процесс в целом. Ведь короткие текстовые сообщения стали неотъемлемой частью массовой культуры, явлением, объединяющим людей.

Таким образом, мобильная связь и своеобразный SMS-язык проникают в самые разные области нашей жизни, оказывая влияние на культуру в целом.

Язык Интернет - общения

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества, историческая фаза развития, в цивилизации которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Его отличительными чертами являются:
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
нарастающая информатизации общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

· эффективное информационное взаимодействие людей,

· их доступ к мировым информационным ресурсам,

· удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Сегодня сложно переоценить роль Интернета в организации течения потоков всевозможной информации, а также в организации общения, как одного из аспектов, непременно сопутствующего течению этих потоков. Ведь общение - есть способ взаимодействия людей друг с другом, а с появлением всемирной паутины это общение вышло за рамки одного дома, города и даже одной страны. Бесспорно, многие годы существовали и другие средства передачи информации на расстояния (такие как почта, телефон, телеграф), но те неудобства, с которыми часто сталкиваются участники такого общения, вынуждают многих из них перейти в ряды тех, людей, кто уже оценил преимущества нового мира цифровых технологий и в частности Интернета.
Следует согласиться с тем, что в настоящее время электронная почта, всевозможные форумы, организованные в сетевом пространстве, многочисленные Интернет - журналы и газеты, да и сам, собственно, Интернет для многих стали не менее важным аспектом повседневности, чем телевизор или телефон, а порой они и полностью вытесняют своих «отсталых»братьев.
Интернет - это глобальная компьютерная сеть, которая на сегодняшний день охватывает практически весь мир. Интернет имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира, причем ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10 %. Сеть Интернет образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире.
Если ранее Всемирная сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня с ее помощью решаются более сложные задачи распределенного доступа к Интернет-ресурсам. Интернет, служивший изначально исследовательским и учебным интересам, становится все более популярным в мире обычного общения.
Общение посредством Интернета особенно важно для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным причинам межличностно обеднена. Такие люди используют всемирную сеть Интернет, как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. К слову сказать, около половины пользователей Интернета выходят на просторы Сети, для того чтобы расширить свой круг общения, так как опосредованная компьютером коммуникация создает иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Таким образом, Интернет играет колоссальную роль в организации такого общения.
Все формы Интернет - общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают некоторыми особенностями:

· анонимность - несмотря на то, что иногда есть возможность получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию виртуального собеседника, это недостаточно для реального и более - менее адекватного восприятия личности.

· раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

· Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
Интернет стал основным источником информации, и кроме того - одним из любимейших источников развлечений.

Всемирная сеть – это общение с миром посредством клавиатуры, то есть при помощи письменного языка, а значит, Интернет и грамотность тесно взаимосвязаны, вряд ли кто-то осмелится оспорить данное утверждение.

Глава 3

Наши рекомендации