Рабочая тетрадь по курсу «история»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ»
Составители:
И.А. Королёв
Е.А.Акимова
Нижний Новгород
ВВЕДЕНИЕ
Данная рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям и экзаменам.
Работа выполняется по всем разделам, которые соответствуют изучаемому периоду.
Дополнительные рекомендации и задания даются преподавателем на предыдущем групповом занятии.
По первой теме работа может проводится на занятии, чтобы показать студентам, как заполнять тетрадь.
Тетрадь может заполняться как на ПК, так и в рукописном виде, исходя из возможностей студентов.
1. Хронологическая таблица всемирной истории
ДРЕВНИЙ МИР | |||||
Дата | ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ | ||||
Древний Восток | |||||
вторая половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивается для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э. | создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение обществ | ||||
создание института частной собственности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появление возможности концентрации богатств в руках одних и потери их у других. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных | |||||
появление особого органа, регулирующего социальные отношения и конфликты, а именно, института государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин | |||||
появление города как хозяйственного, административного, военного и культурно-религиозного центра области или региона, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным организатором прогресса общества | |||||
возможность монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами | |||||
создание письменности, т. е. системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности — это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации | |||||
Древняя Греция | |||||
Крито-микенский этап (конец III—II тыс. до н. э.) | Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев. | ||||
Полисный этап (XI—IV вв. до н. э.) | Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации | ||||
Эллинистический этап(IV—I вв. до н. э.) | Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности | ||||
Древний Рим | |||||
царский период (середина VIII до н.э. – 510 до н.э.) | Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. Им подчинялись плебеи, являвшиеся, возможно, потомками побежденного народа. Однако не исключено, что по происхождению патриции были просто богатыми землевладельцами, организовавшимися в кланы, и присвоившими привилегии высшей касты. Власть избранного царя ограничивалась Сенатом и собранием кланов, которая даровала царю после избрания imperium (верховную власть). Плебеям не дозволялось носить оружие, их браки не признавались законными — эти меры были рассчитаны на то, чтобы оставить их без защиты, без поддержки семьи и родовой организации.Так как Рим был самым северным форпостом латинских племен, соседствующим с этрусской цивилизацией, римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству. | ||||
Республиканский период (510–30 до н.э.) | Завоевание Римом Италии, Свержение монархии и появление Римской республики, борьба плебеев за равноправие с патрициями. Первая Пуническая война (264 — 241 до н. э.). Вторая Пуническая война (Ганнибаловая война) (218—202 до н. э.). В 171—168 до н. э. римляне разгромили коалицию Македонии, Эпира, Иллирии и Этолийского союза (Третья Македонская война) и уничтожили Македонское царство, создав на его месте четыре самостоятельных округа, плативших им дань. В ходе Третьей Пунической войны (149—146 до н. э.) Карфаген был взят римской армией и разрушен до основания. Диктатура Суллы. Восстание Спартака. Правление Юлия Цезаря. | ||||
императорский период (30 до н.э. – 476 н.э.) | Постреспубликанская фаза в развитии древней римской цивилизации, характерной чертой которой были автократическая форма правления и большие территориальные владения в Европе и Средиземноморье.Правление Августа (31 г до н. э. — 14 г н. э.). Династия Юлиев-Клавдиев(Во внешней политике Юлии-Клавдии превратили следующие покоренные царства в римские провинции: Каппадокия, Коммагена, Мавритания, Фракия, Понт, южная Британия. Границы Римской империи значительно расширились). Династия Флавиев. Династия Антонинов. Династия Северов. Кризис III века в Римской империи (235—284 гг.). Правление Константина I Великого. Образование Западной и Восточной Римских империй. Распад Западно-римской империи. | ||||
СРЕДНИЕ ВЕКА | |||||
Дата | Западные страны | Страны Востока и Латинской Америки и Африки | Россия | Международные отношения | |
Раннее средневековье | |||||
Высокое (классическое) средневековье | |||||
Позднее средневековье | |||||
НОВОЕ ВРЕМЯ | |||||
Дата | Западные страны | Страны Востока и Латинской Америки и Африки | Россия | Международные отношения | |
XV-XVII вв. | |||||
XVIII век | |||||
XIX – нач. XX в.в | |||||
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ | |||||
Дата | Западные страны | Страны Востока и Латинской Америки и Африки | Россия | Международные отношения | |
1917-1929 гг. | |||||
1930-е гг. | |||||
1940-е гг. | |||||
1950-е гг. | |||||
1960-е гг. | |||||
1970-е – I пол. 1980-х гг. | |||||
II пол. 1980-х – нач. 1990-х гг. | |||||
ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД | |||||
Дата | Западные страны | Страны Востока и Латинской Америки и Африки | Россия | Международные отношения | |
1990- е гг. | |||||
2000-е гг. | |||||
Темы для анализа
Реформация
Просветительство
Общественно-политическая мысль в России 1820-50 гг.
Общественно-политическое движение в России 1860-нач. 1890 х гг. и др.
Электронные материалы
Учебники:
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ»
Составители:
И.А. Королёв
Е.А.Акимова
Нижний Новгород
ВВЕДЕНИЕ
Данная рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям и экзаменам.
Работа выполняется по всем разделам, которые соответствуют изучаемому периоду.
Дополнительные рекомендации и задания даются преподавателем на предыдущем групповом занятии.
По первой теме работа может проводится на занятии, чтобы показать студентам, как заполнять тетрадь.
Тетрадь может заполняться как на ПК, так и в рукописном виде, исходя из возможностей студентов.
1. Хронологическая таблица всемирной истории
ДРЕВНИЙ МИР | |||||
Дата | ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ | ||||
Древний Восток | |||||
вторая половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивается для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э. | создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение обществ | ||||
создание института частной собственности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появление возможности концентрации богатств в руках одних и потери их у других. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных | |||||
появление особого органа, регулирующего социальные отношения и конфликты, а именно, института государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин | |||||
появление города как хозяйственного, административного, военного и культурно-религиозного центра области или региона, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным организатором прогресса общества | |||||
возможность монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами | |||||
создание письменности, т. е. системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности — это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации | |||||
Древняя Греция | |||||
Крито-микенский этап (конец III—II тыс. до н. э.) | Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев. | ||||
Полисный этап (XI—IV вв. до н. э.) | Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации | ||||
Эллинистический этап(IV—I вв. до н. э.) | Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности | ||||
Древний Рим | |||||
царский период (середина VIII до н.э. – 510 до н.э.) | Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. Им подчинялись плебеи, являвшиеся, возможно, потомками побежденного народа. Однако не исключено, что по происхождению патриции были просто богатыми землевладельцами, организовавшимися в кланы, и присвоившими привилегии высшей касты. Власть избранного царя ограничивалась Сенатом и собранием кланов, которая даровала царю после избрания imperium (верховную власть). Плебеям не дозволялось носить оружие, их браки не признавались законными — эти меры были рассчитаны на то, чтобы оставить их без защиты, без поддержки семьи и родовой организации.Так как Рим был самым северным форпостом латинских племен, соседствующим с этрусской цивилизацией, римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству. | ||||
Республиканский период (510–30 до н.э.) | Завоевание Римом Италии, Свержение монархии и появление Римской республики, борьба плебеев за равноправие с патрициями. Первая Пуническая война (264 — 241 до н. э.). Вторая Пуническая война (Ганнибаловая война) (218—202 до н. э.). В 171—168 до н. э. римляне разгромили коалицию Македонии, Эпира, Иллирии и Этолийского союза (Третья Македонская война) и уничтожили Македонское царство, создав на его месте четыре самостоятельных округа, плативших им дань. В ходе Третьей Пунической войны (149—146 до н. э.) Карфаген был взят римской армией и разрушен до основания. Диктатура Суллы. Восстание Спартака. Правление Юлия Цезаря. | ||||
императорский период (30 до н.э. – 476 н.э.) | Постреспубликанская фаза в развитии древней римской цивилизации, характерной чертой которой были автократическая форма правления и большие территориальные владения в Европе и Средиземноморье.Правление Августа (31 г до н. э. — 14 г н. э.). Династия Юлиев-Клавдиев(Во внешней политике Юлии-Клавдии превратили следующие покоренные царства в римские провинции: Каппадокия, Коммагена, Мавритания, Фракия, Понт, южная Британия. Границы Римской империи значительно расширились). Династия Флавиев. Династия Антонинов. Династия Северов. Кризис III века в Римской империи (235—284 гг.). Правление Константина I Великого. Образование Западной и Восточной Римских империй. Распад Западно-римской империи. | ||||
СРЕДНИЕ ВЕКА | |||||
Дата | Западные страны | Страны Востока и Латинской Америки и Африки | Россия | Международные отношения | |
Раннее средневековье | |||||
Высокое (классическое) средневековье | |||||
Позднее средневековье | |||||
НОВОЕ ВРЕМЯ | |||||
Дата | Западные страны | Страны Востока и Латинской Америки и Африки | Россия | Международные отношения | |
XV-XVII вв. | |||||
XVIII век | |||||
XIX – нач. XX в.в | |||||
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ | |||||
Дата | Западные страны | Страны Востока и Латинской Америки и Африки | Россия | Международные отношения | |
1917-1929 гг. | |||||
1930-е гг. | |||||
1940-е гг. | |||||
1950-е гг. | |||||
1960-е гг. | |||||
1970-е – I пол. 1980-х гг. | |||||
II пол. 1980-х – нач. 1990-х гг. | |||||
ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД | |||||
Дата | Западные страны | Страны Востока и Латинской Америки и Африки | Россия | Международные отношения | |
1990- е гг. | |||||
2000-е гг. | |||||