Характеристика приполярных областей
1. Солнце всегда видно к югу от точки зенита наблюдателя.
2. Значительное число звезд циркумполярны, т.е. они всегда над горизонтом и всегда видимы.
Другие звезды восходят и заходят, как в среднеклиматической зоне, и вращаются по более наклонным кругам.
3. Год состоит из трех частей: а) долгая непрерывная ночь во время зимнего солнцестояния длится долее 24 часов, но меньше чем 6 месяцев. Это зависит и от локализации; б) во время летнего солнцестояния длится долгий день; в) чередование дней и ночей происходит за сутки и не превышает 24 часа, как бы ни были дни и ночи разновременны по своей длительности.Это заканчивается непрерывной ночью, чем и завершается
год.
4. Рассвет после такой ночи длится ряд дней, но его время и яркость меньше, чем в точке полюса (степень зависит от точки наблюдения)... В дни восходов и заходов солнце то появляется, то скрывается, будучи видимо над горизонтом в течение некоторой части суток.
Нами здесь описаны главные пункты различных характеристик полюса и циркумполярной зоны, которых нет больше нигде на земном шаре...
Мы можем считать эти указания нашими верными проводниками в исследовании данных, приводимых в Ведах. В ведических описаниях и традициях вскрываются те или иные из приведенных характеристик и мы можем определить полярность или циркумполярность места зарождения традиции. И если даже поэт-риши не был свидетелем явлений, то знал их по условиям передачи точных описаний от поколения к поколению. К счастью, в ведической литературе имеется много таких отрывков и отсылок. Они могут быть для нашей цели разделены на две часть: одна состоит из непосрсдственных описаний и указаний на долгие ночи, рассветы и закаты, а другая — из мифов и легенд, соответствующих первой или косвенно ее поддерживающих.
Глава IV
Ночь богов
С самого начала мы встречаемая в ведической литературе с четко организованной системой жертвоприношения, регулируемой лунно-солнечным календарем.Она указывает на то, что ведические барды того времени достигли глубоких знаний по практической астрономии. Своеобразными хронометрами в те дни служили ежедневные, двухнедельные, ежемесячные, поквартальные, полугодовые и годовые сроки обязательного принесения жертв.
В "Тайттирийя Самхите" и в Брахманах(1)
(1)Указаны памятники, близко трактующие тексты Вед. Главная из — Ригведа.
четко упоминается лунный месяц из 50 дней и год из 12 месяцев
с дополнительным, время от времени прибавляемым месяцем для уравнивания лунного года с солнечным. Эклиптика, или пояс зодиака, делился на 27—28 единиц, именуемых накшатра и служивших как бы дорожными знаками, отмеряющими ежегодные продвижения солнца и ежемесячные обращения луны вокруг земли... Систематически наблюдались также звезды, восходящие и заходящие по солнцу...
Ошибочно считается, что все традиции, мифы и божества, упоминаемые в Ригведе, соотносятся с каким-то одним периодом... Ригведа — это та книга, в которой старые данные о разных периодах настолько смешаны, что требуется долго и терпеливо работать, чтобы разделить и классифицировать ее содержание в хронологическом порядке...
60-61
Например, в Ригведе (X, 89, 2,4)(1)
(1)Приведенные в скобках цифры обозначают книгу памятника, гимн и строфу в нем.
бог Индра "поддерживает небо и землю, как колесо повозки поддерживаются осью"... и вращает "отдаленную сферу, как колеса повозки"... Если мы объединим эти два указания на то, что небо поддерживается на шесте (оси) и движется, как колесо, то четко увидим, что описываемое движение соотноситься только с той небесной полусферой, которую можно наблюдать лишь на Северном полюсе. В Ригведе (1,24,10)(1)
(1)Приведенные в скобках цифры обозначают книгу памятника, гимн и строфу в нем.
созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее,... что говорит о положении видимом только в циркумполярной области...
Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндиндийской литературе... Гора Меру признается нашими астрономами земным Северным полюсом... "На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли"...
Это подтверждается и таким авторитетным источником, как "Законы Ману" (1, 67): "У богов и день и ночь — (человеческий) год, опять разделенный надвое: день — период движения солнца к северу, ночь — период движения к югу"(2)...
(2) См.: Законы Ману (перевод С. Д. Эльмановича), М., I960. Гл. I, разд.67.
В "Тайтирийя Брахмане" мы тоже встречаем четкое определение: "Год — это всего лишь день богов" (III, 9, 22.1).
В Авесте (Вендидад, фаргард II), в священной книге парсов, мы видим аналогичное утверждение, отметающее все сомнения касательно его полярного характера: "Что они считают днем, то есть год".
И здесь же Ахура Мазда говорит: "... Там звезды, месяц, солнце можно лишь один раз в год видеть восходящими и заходящими, и год кажется только одним днем"...
Глава V
Ведические зори
Богиня зари Ушас, очень заметное в Ведах и любимое божество, восславляется в Ригведе в 20 гимнах и упоминается в ней более 300 раз... В этих гимнах мы находим возможность доказать весомую суть нашей
теории, выявив по возможности то, что наиболее древние описания зари явно носят характер, указывающий на Арктику...
Жрец, именуемый хотри, должен был прочитать тысячу стихов до того как начнется жертвоприношение, именуемое "гавам аяна"... Стихи столь длинны, что жрецу приписывается подкреплять свои силы вкушением масла... так как закончить это чтение он должен был до появления солнца... Указывается, что нельзя начинать чтение до первого проблеска света на горизонте... А это значит, что между этим проблеском и появлением солнца должно было пройти в те дни достаточно много
времени, чтобы успеть прочитать долгий хвалебный гимн.
В "Тайттирийя Самхите" (II, I, 10, 3) указывается, что если чтение гимна, начатое в положенное время, заканчивается раньше восхода солнца, то следует принести в жертву животное... Из этого следует, что миг появления солнца над горизонтом мог иногда не совпасть с разочтенным временем (1) ...
(1)Это зависит от места пребывания данной группы людей.
В Ригведе кони зари иногда именуются столь медленными, что люди устают ждать, видя как она медлит на горизонте (2) ...
(2)Читатель может найти в русском переводе (Ригведа. Мандалы I-IV, М.,1989) слова гимна 49 из мандалы I о том, что заря Ушас загорается "со всех концов неба", а в гимне 113 — "она идет вслед за толпой минувших (зорь)", и что она "самая первая из многих... из этих прежних сестер в течение многих дней она идет ближайшая вслед за
прежней" — это явное свидетельство длительного разгорания зари
Говорится также, что она в давние дни была "наиболее длительной"...
Мы можем говорить о многих зорях, кружащихся ни горизонту, каждая по 24 часа и убедиться, что столь многие из них уже прошли и многие придут. Мы можем также сказать, что столь много длящихся весь день зорь ужепрошло, а восход солнца все еще ожидается.. И видим молитву к богу Варуне: "Столь много зорь еще не разгорелось полностью, дай мне пожить до их завершения"...
88—89
О зорях говорится, что они подобны собирающимся в войско воинам или коровам, сходящимся в стадо, и что они не спорят одна с другой, хотя и живут вместе... Это никак не может относиться к 365-ти ежедневным зорям в году... Таким образом, мы должны прийти
к выводу, что в Ригведе явно говориться о единстве многих зорь, ход которых не прерывается ежедневным появлением солнца...
Пять сестер-зорь, говорится в "Тайттирийя — Самхите", имеют по пять сестер, не считая самих себя, и тогда выходит, что их общее число равно 30-ти. И описывается как эти 30 сестер ходят по кругу... А в последнем стихе этого описания есть завершающее указание, что хотя зори в разные дни выглядят по-разному, они все же являются единой зарей...
91—92
В "Тайттирийя-Брахмане" сказано, что зори имеют пять форм, вечных и неделимых, и каждая из них не оканчивается. Эти пять форм соответствуют делению тридцати дней на пять групп по шесть — так указывается на необходимость приносить жертвы (в это время) по шестидневным периодам...
Шесть частей стиха этой Самхиты четко указывают на 30 сестер, что само по себе уже говорит о тридцатидневной заре древности. И в Ригведе, в 6-й книге говориться о 30 шагах зари...
В Ригведе же в гимне Ушас (I, 123) тоже ясно описано как зори "сегодня и завтра долго ходят по кругу в обители бога Баруны по расстояниям в 30 йоджан предписанным путем (1)...
(1)Опубликованные переводы на английский и русский этих строк из Ригведы расходятся с переводом в книге Тилака.
Словом "йоджана" определяется (у нас) и "дневной путь "тапа", который переходят лошади без нагрузки" — так оно употреблено в Ригведе (V, 54, 5). Принимая такое значение, можно понять "зори проходят кругами 30 йоджан" как указание на то, что они совершают 30
ежедневных кругов, как это бывает на Северном полюсе... И в других гимнах (III, 61, 3) есть дальнейшее подтверждение: "Направляясь к той же цели, новорожденная (заря) крутится как колесо"...
Колесо может крутиться в вертикальной плоскости, как у колесницы, или в горизонтальной, как у гончара... Но нигде зори не пересекают небо с востока на запад, как солнце, над головой человека, т.е, в вертикальной плоскости. Единственное круженье, подобное колесу, возможно вдоль горизонта, что говорит об области вблизи полюса...Если мы соотнесем с полярной зарей выражения "достигая назначенной точки день к днем" (1, 123, 9) и "стремясь снова и снова к той же цели" (III, 61, 3), то увидим, что это не относится к зорям вне Полярного круга...
99—100
По строкам памятников ясно видно, что зорь было много, а не воспевалась лишь одна, и что они гармонично сочетаются, оставляя непрерывную и нераздельную группу... Но надо помнить, что ведические зори описываются не как 45-60-дневные, а как 30-дневные...
т.е, речь идет не о самой точке полюса, а о землях где-то южнее...
В "Тайттирийн Самхите", поясняющей мантры Ригведы, четко говорится, что описания в ней зорь - когда боги видели 30 зорь — является древней традицией...
Глава VI
Долгий день и долгая ночь
Поскольку в ведической литературе выразительно повествуется о долгой 30-дневной заре или о группе в 30 зорь, то ясно, что этому должна была предшествовать долгая ночь, и при таком условии, в году должен быть и долгий день...
Многие строфы Ригведы говорят о долгой и страшной тьме, которая скрывает врагов бога Индры, и которых он должен уничтожить, борясь с демонами-дасами...
115—116
Ведические барды часто молили богов избавить их от мрака, как, например, в Ригведе (II, 27, 14; VII, 67, 2 и др.)... И не только люди, но и боги жили тоже в условиях долгого мрака — так говорится о боге Агни (X, 124, I; II, 2, 2).
В Ригведе и в Атхарваведе мы видим гимн, в котором молящиеся просят "Да достигнем мы благополучно другого края ночи" и "того края, который даже не виден"...
Почему так? Потому ли, что это была ночь зимних суток или долгая арктическая ночь? К счастью, — "Тайттирийя Самхита" сохранила для нас самый древний традиционный ответ, и мы можем не зависеть от рассуждений современных комментаторов. Там сказано: "О Читравасу, дай мне достичь твоего окончания", и дальше: "Читравасу — это ночь древних времен, когда жрецы-брахманы боялись, что за ночью не наступит заря" (I, 5, 5,4; I, 5, 7,7).
Ведь ночи зимнего сезона в тропической или среднеклиматической зоне длятся в наши дни столько же времени, сколько они длились здесь и тысячи лет назад, и никто из нас, даже самые не знающие (Веды) люди не испытывают волнения в ожидании зари, которая завершит ночь...
Значит, это были не просто зимние ночи, которых боялись ведические барды в древности. Это было нечто другое, нечто длящееся долго, когда хотя и понимали, что это не на век, все же эта продленность тьмы утомляла и заставляла с тоской ждать рассвета...
Мы видим, что в Ригведе дни и ночи описываются как две различные по своему типу пары — "ушас-накта" и "ахани"... Обычные дни и ночи следуют друг за другом, вплотную сменяя друг друга, и эту пару не описывают раздельно... Но и долгая ночь и долгий день, даже будучи разными по длительности, не вплотную следуют все время друг за другом... Долгая ночь бывает в то время, когда происходит зимнее солнцестояние, а долгий день — при летнем солнцестоянии, и эти положения солнца различаются на 180°, находясь на противоположных точках эклиптики. В период создания (книг) Араньяк это было известно по традиции как "ахани".Так, в "Тайттирийя Араньяке" (1, 2, 3) при описании персонифицированного года впервые сказано, что у
года одна голова и два различных рта...
"Правая и левая сторона бога-года — это дни света и мрака"... И дальше говорится, что эта темная и светлая формы у "ахани" составляют противоположные стороны бога-года... будучи размещены на диаметрально противоположных его сторонах... Этим подтверждается
объяснение сути "ахани". В Ригведе (V, 54, 5) говорится, что у ветров-Марутов сила и величие простираются так, как у солнца, на долгие йоджаны...
В Ригведе (X, 138, 3) говорится, что солнце распрягло своих коней на середине неба, т.е, как бы остановилось на отдых. Это ясно, но комментаторы находят, что трудно объяснить такое поведение солнца посреди неба...
В Ригведе (VII, 87, 5) о боге Варуне сказано, что "он создал себе золотое качание солнца, как качели". Это говорит о кружении солнца на небесах, видимое непрерывно. И это там же повторяется (88, 3). Здесь отражен тот факт, что только в арктических областях солнце подобно качелям, когда оно не сразу скрывается за горизонтом каждые 24 часа...
Глава VII
Месяцы и годы
Встречаются ли в Ведах такие же следы условий Арктики касательно сезонов, месяцев и лет?... Характеристики арктического года столь непохожи на зону умеренного климата, что наши предки ведического
периода, жившие там и продвигавшиеся к югу в силу наступающего оледенения, встретились с необходимостью воспринять календарь, связанный с географическими и астрономическими условиями новых для них мест, что не могло не повлиять на них... Но нам следует видеть, что консервативные жрецы стремились сохранить как можно больше черт старого календаря, или по крайней мере — древних традиций в той или иной форме, и особенно в том, что связано с правилами жертвоприношений...
Обязанностью этих жрецов было... следить, чтобы годовые ритуалы отправлялись в должные даты... В ведической литературе указывается, что годовые церемонии "саттры" должны проводиться в течение 12 месяцев. Но это было невозможно в пределах Арктики, где солнце надолго скрывается за горизонтом и воцаряется долгая ночь. Поэтому древнейшие саттры, если их совершали в пределах полярного региона, должны были проводиться за срок не менее 12 месяцев... К тому же
надо помнить, что в
разных поясах Приполярья периоды света и мрака в году разнятся... Примерно, на полюсе солнце светит 7 месяцев, но чем дальше от него, оно светит и по 8, 9 и 10 месяцев... Эти месяцы были периодами активного проведения саттр в отличие от долгой ночи, которая за этим следовала... Сошлемся прежде всего на легенду об Адити или о семи Адитьях (Солнцах), которая явно связана с природными феноменами... Так, в Ригведе (IX 114, 3) упоминаются вместе семь Адитьев и семь жрецов...
В "Шатапатха Брахмане" (VI, 1,2,8); XI, 6,3,8) говорится о 12 Адитьях... как и во всей послеведической литературе... О семи сыновьях Адиви говорится, что солнце имеет семь лучей, или семь коней (Ригведа, 1,
164), и так во многих гимнах...
И если бог солнца в таких образах запечатлен в памяти, то это не может быть забыто народом в силу необходимости менять места своего пребывания, хотя носители Вед позднее и жили в областях, где знали уже 12 Адитьев... Следует упомянуть здесь тот факт, что число солнечных коней в Ригведе бывает не только 7 (1, 50, 8), но и 10 (IX, 63, 9), и если считать, что первое число определяет количество месяцев, то второе тоже..
В Ригведе описывается две категории жрецов-Ангирасов, называемые "навагва" и "дашагва" (X, 62,5 и 6)
Исследуя значение тех указаний на их роль, которые содержатся в литературе, спросим — почему их служебные функции завершались в 10 месяцев, а не продолжались весь год, т.е. 12 месяцев?... Описанные и
Ведах подвиги бога Индры, роль Ангирасов, а также навагвов и дашагвов, четко связаны с фактом ежегодного высвобождения солнца и "коров" утра из темного плена, куда их заключила Вала. Этот взгляд поддерживается словами "Индра разыскал солнце, сокрытое во мраке"... Мы видим также,
что Индра убил Валу в этом мраке в конце года, а навагвы и дашагвы поддерживали его пением гимнов, которые должны были завершиться до начала его битвы.. то есть в 10 месяцев света... а после 2 месяцев
мрака они снова начинали петь...
Считается, что навагвы служили в течение 9 месяцев света ("нава" — "девять"), а дашагвы — 10 ("даша" — "десять").
Есть указания, что их служба могла длиться и 7 месяцев (Ригведа X, 47,6)... и их называют "проводящими обряды в сроки различной длительности", т.е. они пели гимны в те месяцы, когда было светло, от 7 до 10 месяцев...
Указывается на 10-месячный год, содержавший пять сезонов по 2 месяца... но полагают, что их считалось шесть, а пять относились лишь к тому времени, из которого исключались 2 месяца мрака...
Глава III
Путь коров
Легенда о дашагвах, совершавших церемонии в течение 10 месяцев, не является единственным воспоминанием о древнем годе, которое сохранилось в литературе о жертвоприношениях...
Я попытаюсь выявить в ведической литературе точные указания на длительность ежегодных саттр — жертвоприносительных церемоний. Эти указания не легендарны по своему характеру, они точны и реалистичны. Известно, что жертвоприношения — это древнейший институт. Обнаруживаемые у народов азиатской и европейской ветвей арийской расы... детали проведения этих церемоний сохранялись в строгом соответствии с обычаем и традициями... и жрецы, не умея иногда их объяснить, ссылались на то, что "такова практика, известная с незапамятных времен". В число подобных ежегодных саттр входит
и "путь коров"... — одно из древнейших ведических жертвоприношений...
Под этими коровами понимаются Адитьи, т.е, божества солнечных месяцев... В "Айтарейя Брахмане" говорится, что: "Коровы, желая обрести копыта и рога, проводили некогда церемонию жертвоприношения. На десятый месяц церемонии, в конце пяти сезонов, они обрели рога и копыта... воскликнув, что церемония принесла желаемое. А те, кто все же продолжал церемонию, утратили рога из-за своего недоверия. Таковы безрогие коровы. Но продолжив свои действия и и шестом сезоне, они в конце 12 месяцев все же обрели
желаемое. Поэтому коровы так красивы, и все их любят".
Из этого явствует, что эта годовая саттра завершалась некогда в 10 месяцев. Почему так? Почему саттра, ныне длящаяся весь год, т.е. 12 месяцев, некогда завершалась за 10?... Обратившись к более древней "Тайттирийя Брахмане", к самому авторитетному тексту по жертвоприношениям, увидим, что эту саттру можно завершить и в 10 и в 12 месяцев, по выбору жертвоприносителя, а о 10 месяцев сказано, что так было принято в незапамятные времена...
В этой Самхите говорится, что те коровы терпеливо продолжали саттру еще два месяца, у которых рога не выросли за 10 месяцев...
Добавочный к этой Самхите текст разъясняет, что знающий это преуспеет вне зависимости от того, длится ли его саттра 10 или 12 месяцев...
Из всего этого следует, что и эта и другие саттры стали длиться по 10 и 12 месяцев, когда ведические арьи пришли в те места, где прежние формы саттр стали невыполнимыми, но приняли альтернативную форму...
И в Авесте и у других арийских рас (1)
(1)Напомним, что Тилак пользовался термином "раса" для обозначения народа или племени.
выявляются аналогичные подсчеты длительности года. Достаточно лишь указать здесь, что древнеримский год состоял из 10 месяцев и был затем заменен сроком в 12 месяцев...
И эту традицию нельзя просто игнорировать, так как сохраняется ведь название "десятый" для последнего месяца календаря: "децембер" — "10-й"... Полярная теория бросает свет на эти древние традиции, на реликты того периода... когда предки обеих этих рас жили вместе в
циркумполярной области. Эти два "лишних" месяца были временем долгой ночи... Переселившиеся на юг люди просто их добавляли к прежнему году...
Хотя есть достаточно свидетельств того, что год мог состоять из 10 месяцев, нельзя утверждать, что это была его единственная длительность. Легенда об Адити указывает на существование 7-месячной длительности солнечного света в году, а наличие 30 непрерывных зорь поддерживает такое заключение...
Какого бы взгляда мы ни придерживались, наличие 7-8-9-10-11-месячного года на древней арийской родине является фактом в пределах Арктического круга... Соответственно этому и ночи были разной длительности...
Ведическая литература сохранила для нас важный реликт, кроме уже упомянутых, касающийся древнего календаря и, главное, долгой ночи... Следует вникнуть, по мере возможности, в историю принесения в жертву напитка сомы (1),
(1)Суть напитка сомы не вполне ясна до сих пор. Некоторые полагают, что он содержал сок эфедры, но это нельзя соотнести с массовым испитием его членами племени (что описано в Ведах) — эфедрин в больших дозах очень опасен. В гимнах упоминается в связи с сомой и молоко, и кипячение напитка, что наводит на мысль о возможной возгонке напитка из перебродившего молока — такой способ приготовления опьяняющего напитка извесстен у многих кочевых скотоводов.
чтобы выявить исходное значение связанных с ним ритуалов... которые восходят к древнейшим временам...
Главные их черты отражены в Ригведе, и целая мандала в 114 гимнов посвящена восславлению сомы. Их анализ поможет, хотя бы до известной степени, выявить суть древнейшей системы жертвоприношений арьев...
Очень важны годовые саттры и чтобы в них вникнуть, нужно понять смысл выражения "шатаха" (оно состоит из слов "шат + ахан" — "шесть + день") и обозначает в литературе шестидневную церемонию. Это слово применяется для измерения месяца, как мы сейчас применяем
слово "неделя", т.е, месяц состоял из пяти "шатаха". Ритуалы годовой саттры распределялись по этих шатахам...
В начале и в конце каждой годовой саттры проводилась церемония Атиратри — принесения в жертву богам напитка сомы — это делалось трижды в ночь. В "Айтарейя Брахмане" (IV, 5) так поясняется происхождение обычая: асуры обитали во мраке ночи, а боги
в свете дня. Боги хотели изгнать асуров из-под укрытия мрака. Но лишь Индра мог это сделать. Войдя во мрак и поддерживаемый пением гимнов, он изгнал асуров из первой части ночи при первом возлиянии сомы; при втором асуры были изгнаны из второй части ночи, а при третьем — из третьей... Древность ритуалов Атиратри подтверждается и литературы парсов...
Жертвоприносители древности естественно, не погружались в сон на всю долгую ночь после завершения 10-месячных церемоний. И не сидели сложа руки, пока Индра сражался ради них с силами мрака. В течение 10 месяцев они приносили жертвы с целью помочь Индре в борьбе с Валой...
... В ведической литературе описывается ряд жертвоприношений, которые продолжаются, если мы включим сюда и Атиратру, от одной до ста ночей... т.е, до 2400 часов. Но их длительность зависела от местоположения... и где ночь длилась десять суток (240 часов)
церемония называлась "дашаратра", а где 100 суток, то "шатаратра" — сому возливали от 10 до 100 ночей. 100 ночей — это был максимальный срок. В легенде об Адити говорится о семи месяцах солнца, включая сюда и зори и сумерки по 30 дней,
и тогда остается три месяца на долгую ночь... Для времени зорь в литературе есть описания других церемоний, которые должны быть нами исключены из еженощных, как и церемонии, связанные с сумерками...
В Ригведе битва Индры с Вритрой часто упоминается как "битва за воды", или "устремление к коровам" или "устремление к дню", а об Индре говорится, что он освободил "водных коров" и привел их к солнечной заре, убив Вритру (I, 51, 4; П, 19, 3)...
Глава IX