Тема 5. Общественные и семейные отношения древней Индии
По данным «Арташастры» и «законов Ману»
Семинар 17
1. Характеристика источников.
2. Семейные отношения:
состав и формы семьи;
брачные отношения;
имущественные отношения в семье;
положение женщины.
3. Варны и кастовый строй (джати):
развитие варн и каст в Индии, их соотношение;
положение, права и обязанности основных варн и каст;
положение чандалов и других низших каст.
4. Источники и формы рабства.
Список рекомендуемой литературы
1. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева и др. М., 1980. Т. 2. Разд. IV.
2. Практикум по истории Древнего мира. Вып. 1. Древний Восток / Под ред. И.С.Свенцицкой. Изд. 3-е. М., 1981.
3. Арташастра / Пер. А.И.Вострикова и др. М.; Л., 1993.
4. История и культура Древней Индии: Тексты / Сост. А.А.Вигасин. М., 1990.
5. Законы Ману / Пер. С.Д.Эльмановича; Пров. и испр. Г.Ф.Ильиным. М., 1960.
6. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. М., 1969.
7. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.
8. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
9. Вигасин А.А. «Брак-купля» в Древней Индии // Проблемы всеобщей истории. М., 1971.
10. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Арташастра»: проблемы социальной структуры и права. М., 1984.
11. Вигасин А.А. «Устав о рабах» в «Арташастре Каутильи» // Вестник Древней истории. 1976. № 4.
12. Ильин Г.Ф. Особенности рабства в Древней Индии // Вестник Древней истории. 1951. № 1.
13. Ильин Г.Ф. Основные проблемы рабства в Древней Индии // История и культура Древней Индии. М., 1963.
14. Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
15. Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.
Тема 6. История Древнего Востока в школьных учебниках. Методические и методологические проблемы (коллоквиум)
1. Основные черты древневосточных обществ в изложении школьных учебников. Задания для творческих групп – выделение основных элементов содержания, методического обеспечения, важнейших понятий указанных тем из истории Древнего Востока:
Древний Египет
Древняя Месопотамия
Государства Передней Азии: Ассирия, Вавилония, и др.
Народы Ближнего Востока: финикийцы, евреи и др.
История Китая
История Индии
История Персии
2. Многообразие учебников по истории Древнего мира, их соответствие современному уровню развития востоковедения.
Список рекомендуемой литературы
1. Учебники для основной средней школы по истории Древнего мира.
2. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. С древнейших времен до конца XX века. 10-11 классы. М., 1999.
Контрольные работы по контурным картам и
Тематика докладов
Задание для контурной карты по теме «Древняя Месопотамия»
- Географическая среда: реки Тигр и Евфрат и их притоки; равнины, пустыни и нагорья Передней Азии;
- Природные ресурсы Месопотамии, районы земледелия;
- Выделить основные области Месопотамии;
- Расселение и передвижение народов и племен с указанием веков;
- Исторические соседи жителей Месопотамии;
- Важнейшие города-государства Шумера и Аккада;
- Границы и столицы государств, возникших на территории Древней Месопотамии с указанием дат их существования;
- Торговые пути и направление военных походов.
Задание для контурной карты по теме «Государства Передней Азии
во II тыс. до н.э. (Митанни, Хеттское царство)»
- Географическая среда и природные ресурсы: Северная Месопотамия и Малая Азия в древности;
- Расселение и передвижение народов: хурриты, хетты и их соседи;
- Границы и территория Митанни и Хеттского царства, их изменения;
- Столицы и крупнейшие города; торговые пути;
- Направления походов и завоевания ( с указанием веков);
- Места крупнейших сражений;
Задание для контурной карты по теме «Ассирийская военная держава
в I тыс. до.н.э.»
- Географическая среда и природные ресурсы Ассирии (среднее и верхнее течение р.Тигр), расселение племен;
- Торговые древнеассирийские города (Ашшур и др.) и транзитные торговые пути;
- Грабительские и военные походы ассирийцев, сражения (с указанием дат)
- Изменение границ Ассирийской державы, столицы и крупнейшие города
- Покоренные страны и народы
- Вторжения противников и разрушение Ассирийской державы(с указанием дат)
Задание для контурной карты по теме «Персидская держава Ахеменидов»
- Географическая среда и природные ресурсы Древнего Ирана
- Страны и народы Древнего Ирана (Элам, Мидия, Персия)
- Столицы
- Завоевания персов (указать годы присоединения территорий)
- Персидские сатрапии по Бехистунской надписи
- Границы Персидской державы
Задание для контурной карты по теме «Древний Египет»
- Географическая среда и природные ресурсы Египта и сопредельных территорий
- Нильские пороги, Верхний и Нижний Египет
- Крупнейшие номовые и храмовые центры
- Границы и столицы Древнего, Среднего и Нового царств
- Направления завоевательных походов египтян
- Египетские завоевания при 18 и 19 династиях, крупнейшие сражения
Задание для контурной карты по теме «Древний Китай»
- Географическая среда и природные ресурсы Китая
- Расселение племен
- Земледельческие районы
- Территория государств Шан-Инь, Чжоу, их изменения
- крупнейшие из «борющихся царств»
- границы империи Цинь, направление завоевательных походов
- Великая китайская стена и вторжения гуннов
- Районы крестьянского восстания
Задание для контурных карт по теме «Древняя Индия»
- Географическая среда и природные ресурсы Индии
- Долины Инда и Ганга
- Расселение племен
- Города древнеиндской цивилизации
- Переселение арийских племен
- Крупнейшие государства в долине Ганга
- Держава Нандов
- Границы и территория империи Маурьев
- Поход Александра Македонского в Индии
- Кушанское царство
Все карты должны быть выполнены в установленный преподавателем срок, в цвете, аккуратно и сопровождаться пояснениями к условным обозначениям.
Примерная тематика докладов