Прочитайте слова по слогам ( орфографическое чтение). Старайтесь запомнить выделенные буквы.

амплитуда афоризм бисквит

анимация бадминтон богадельня

апатичный батискаф бумеранг

аспарагус бахрома валидол

2.Познакомьтесь с новыми словами:

Бакалавр –в некоторых странах первая учёная степень или лицо, сдавшее экзамен за курс средней школы.

Барельеф- скульптурное изображение или орнамент, выступающее на плоской поверхности менее чем на половину объёма

Баркарола- песня венецианских лодочников – гондольеров

Билирубин –одно из главных красящих веществ печени человека

Бобина –катушка для намотки на неё чего-то

Брандспойт –металлический наконечник гибкого шланга, используемый для тушения пожара

Булимия-чувство мучительного голода

Букинист- торговец старыми и подержанными книгами

Валторна – духовой музыкальный инструментв виде изогнутой трубы с широким раструбом

Придумайте с данными словами словосочетание или предложение.

3.Вставьте пропущенные буквы:

б…йдарка* ваз…лин г…рдина

б…лкон в…люта гув…рнантка

б…гуди в…нт…ляциягр…вюра*

б…йкот * в…ранда г…рлянда

б…рдюрван…лин * д…легат

брош…ра в…рблюд д…льфин

Происхождение и историю отдельных слов и морфем изучает такой раздел языкознания, как этимология.

Этимологическая справка раскрывает многие орфографические секреты. Зачастую слова, происходящие от одного корня, в современном языке не воспринимаются как родственные, так как между ними уже не существует прямой семантической (смысловой) связи ( сметана и метать, ветчина и ветхий). С течением времени с русскими словами могут происходить значительные изменения: меняется их звучание, морфемный состав и лексическое значение. Это закономерное следствие языковой эволюции. Однако буквенный облик слов часто сохраняется почти неизменным, и поэтому исторические связи слов помогают объяснить правописание. Вот почему этимологический анализ как орфографический приём одобряется многими учёными – методистами. Например, различие корневвых гласных в словах обоняние и обаяние можно объяснить их различным происхождени-ем: обаяние происходит от слова баять и буквально обозначает «околдовать словами», а обоняние –от слов воняти, вонь –запах.

Вставьте пропущенные буквы, используя этимологические справки.

Нав…ждение–ст. слав. вадити«клеветать, манить, обманывать»

Н…к…тин- лат. Nicot-фамилия французского посла при португальском дворе, благодаря которому во Франции стали разводить табак;

Н..ктюрн-франц. Noctu- «ночью»;

Бук…нист–франц.Bouquin-«подержанная книга, книжонка»;

Об…яние- др. русск. обаяти – «околдовать словами»;

Опт…мист–лат. Optimus – «наилучший»;

Орт…д…ксальный–греч. Orthos–«правильный», doxa – «мнение»;

П…леография –греч. Рalaios-«древний», graphein-«пишу»;

П…н…рама-греч.pan- «все», horama-«вид, обзор»;

Пап…рть –ст.слав. перть – «вход»;

Пар…шют–греч. Para- «против», франц.Chute – «падение»;

П…ртер – франц. Parterre – « на земле»;

П..тр…от-от лат. Patria – «родина»;

П…даль –лат. Pedis – нога;

Ск…рняк–общеслав. Скора – «шкура»;

С…ндалии- перс. Sandal – «башмак, туфля».

Подберите к приведённым ниже словам однокоренные (1-5).

Пропаганда, агитация, теория, пессимизм, оптимизм, сентиментализм, анализ, инвестиция, пародия, декламация, демонстрация, адаптация, аромат, вибрация, вокал, интерпретация, дефиле, капитуляция, декларация, интонация, идеал, имитация, компенсация, депортация, мистика.

Спишите слова, группируя их по орфографическим признакам: в первый столбик слова, в которых следует написать без ударения е, во второй –и.

Ам…кошонство, айк…до, агност…цизм, ан…мация, бальн…ологический, бил…рубин, б…кини, раф…над, рец…див, рекв…зит, пр….оритет, пульв…ризатор, рад…кулит, б…ргамот,бат…скаф, пл…ксиглас, сакрам…нтальный, в…нчестер, в…зажист, в…стибулярный, г…матоген, ген...алогия, г…ральдика, гипер…мия, д…батировать, б…гуди, д…фолт.

7. Пропущены буквы:

В1.п…ролон з…фирадв…кат

гоб…лен вин…грет пал…садник

гарн..зон абор…ген пан…хида

В2.инт…нация к…лькуляциякор…дор

компром…тировать к..руселькотл…ван

конт…нентлаб…ринт мал…хит

В3.лейтм…тивклав…атураман…пуляция

манд..линадиап...зитивдр…зина

дем…сезонный конст…тацияам…кошонство

В4.линол…ум шт…блеты пан..цея

шп…клевать пар…нджатраф…рет

феш…небельныйпар..петят…ган

УРОК 3

Цели: познакомиться со значением и написанием некоторых непроверяемых слов, уточнить значение уже знакомых слов; уточнить понятия «исконно русское слово», «заимствованное слово».



Наши рекомендации