Мастера Скорнякова Н., Куркин А. Украина, Киев.
Материал: сукно, шелковая парча, лен, искусственный бисер, латунные подвески-листья.
Экстраординарный жакет носится обычно во время торжественных или праздничных мероприятий. Жакет может носиться поверх ординарного комплекта либо поверх доспехов.
Экстраординарный жакет разделен ми-парти на темно-красную и синюю части, на груди расшит аппликацией в виде вензеля Карла Смелого «C & M» и разлетающимися язычками пламени, на спине – перекрещенными стрелами с наложенным огнивом, и огнивами и разлетающимися искрами – на широких разрезных рукавах. Края рукавов, подола и шейного выреза обшиты фигурной каймой и бисером, шейный вырез дополнительно украшен латунными подвесками.
***
Происхождение эмблем, украшающих жакет, а также ливрейные цвета (красный и синий) были объяснены выше. Характерный покрой жакета, судя по всему, навеян итальянской модой, которая широко проникла в Бургундию и Бургундские Нидерланды благодаря торговым и военно-политическим связам герцогов Бургундских с североитальянскими коммунами, прежде всего Венецией и Миланом.
Указанный тип жакета достаточно часто, хоть и не массово, встречается на бургундско-фламандских миниатюрах и картинах. Известный фламандский художник Рогир ван дер Вейден в период 1450-1456 гг. изобразил, предположительно, Карла Смелого в подобном жакете.
Характерная форма огнив, которая была использована при реконструкции жакета, встречается на бургундских церковных геральдических мантиях, экспонирующихся в коллекции швейцарского замка Грейерц, филиале Муртенского музея.
Нашитые на кайму бисер и латунные подвески также встречаются в изобразительных источниках соответствующей эпохи и региона: серия «Девонширских охотничьих гобеленов», миниатюры цикла Александра Великого и т.д.
Изобразительные источники:
1. Изображение жакета «итальянского фасона». Фрагмент миниатюры из «Истории Александра», Фландрия, 1449-1455. Малый дворец, Париж.
2. Изображение жакета «итальянского фасона». Фрагмент миниатюры из «Истории Александра», Фландрия, 1449-1455. Малый дворец, Париж.
3. Карл Смелый (?) в жакете «итальянского фасона». Фрагмент картины «Поклонение волхвов» («Алтарь Святой Колумбы» Рогира ван дер Вейдена.
4. Изображение жакета «итальянского фасона», взятое из книги: Norris G. Medieval costume and fashion. NY, 1999.
1. 2. 3. 4.
5. Изображение подвесок в виде листьев. Фрагмент гобелена из серии «Девонширских охотничьих шпалер», Фландрия, 1431. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
6. Окантовка жакета. Фрагмент гобелена из серии «История Цезаря». Турне, 1465-1470. Бернский Исторический музей.
7. Изображение огнива. Фрагмент аппликации на геральдической мантии. Бургундия-Фландрия, 1460-1470. Коллекция замка Грейерц (инв.№2726).
8. Красно-синяя ми-парти бургундская далматика. Италия, ок. 1450. Старый цейхгауз, Золотурн (инв.№1140).
5. 6. 7. 8.
Вензель Карла Смелого на штандарте-гидоне элитных лучников, 1468-1476.