Вопрос 7. Методы исторической науки.
Метод -в переводе с греческого те^Иодоз означает «правильный путь», то есть способ или план для достижения определенной цели.
В узко-научном значении «метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата.
История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.
1. Сравнительный (компаративный) методпредполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.
2. Системный методпредполагает построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.
3. Типологический методпредполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков. 4. Ретроспективный методпредполагает последовательное проникновение в прошлое с
целью выявления причины события, явления.
5. Идеографический методсостоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.
6. Проблемно-хронологический методпредполагает изучение последовательности исторических событий во времени.
Основными методами исторической науки является:
Историко-генетический метод, применяющийся для изучения происхождения характеристик, свойств, функций исторических объектов, выяснения и генетических корней. История как правило исследует генезис любого явления ретроспективным путем.
Справочно-исторический метод основан на повторяемости исторических явлений, он применяется для раскрытия сущности явлений, установлении общего и особенного в истории с учетом времени и пространства.
Апологический метод служит средством классификации исторических фактов на основе общих существенных признаков. Так в истории возникают типичные и единичные явления.
Системный метод основан на целостном подходе к истории, осознании единства исторического процесса, взаимосвязи событий.
Вопрос 8. Отечественная историография о прошлом и настоящем: общее и особенное.
Слово "историография" происходит от греческого - "история" - разведывание, исследование прошлого и "графо" - пишу.
Таким термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только библиографию, но и анализ, критический разбор литературы. Предшественниками историографии были архаическая мифология и архаический эпос. Для Древней Руси характерны былинный и героико-патриотический эпос. Архаическая мифология трансформировалась с появлением письменности в историографию. Древнейшая египетская летопись, высеченная на каменной плите, относится к ХХV в. до н.э. Первым историографом считается древнегреческий мыслитель Геродот, который в своём труде "История" (VI в. до н.э.) аккумулировал исторические, географические, этнографические знания своего времени.
В историографии собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. В то или иное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Историография Киевской Руси начинается с "Повести временных лет", первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Её содержание доведено до 1113г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.
С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали считать объективные факторы. Так, М.В. Ломоносов (1711-1765гг.) и В.Н. Татищев (1686-1750гг.), стоявшие, у истоков русской исторической науки, полагали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труд Н.М. Карамзина (1766-1826гг.) "История государства Российского", - необходимость для России мудрого самодержавия.
Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1879гг.), создавший многотомную "Историю России с древнейших времен", видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.
Ученик С.М. Соловьева В.О. Ключевский (1841-1911гг.) в "Курсе русской истории" развивал идеи своего великого предшественника. Он считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический), характерных для каждого периода. "Человеческая природа, людское общество и природа страны - вот те три основные силы, которые строят людское общежитие". Близко к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (1850-1933гг.), чьи лекции по русской истории переизданы в наше время.
В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, завершающемся построением на земле коммунистического общества.
С середины 80-х гг. XX в., с началом в нашей стране "перестройки", шел пересмотр исторического наследия советского времени. Историография пополнилась вводимыми в научный оборот некоторыми ценными историческими источниками, особенно видных русских эмигрантов, таких, как Н.А. Бердяев ("Судьба России", "История и смысл русского коммунизма"), И.Л. Солоневич ("Народная монархия"). Однако выдвижение на первый план в политической жизни концепции "общечеловеческих ценностей" привело к тому, что многие историки стали акцентировать больше внимания на общих закономерностях цивилизационного развития человечества, приспосабливаться, по выражению крупного общественного мыслителя А.А. Зиновьева, к "западнизации" России. Это особенно сказалось на учебной литературе. Такая практика преподавания истории была осуждена в специальном постановлении Государственной думы о состоянии и задачах исторического образования в России (1998г.).
Преодолевая конъюнктурные перекосы в трактовке прошлого и настоящего, соотношении общего и особенного, современная историография стала пополняться более объективными научными исследованиями, обобщениями. Достижения обновлённой историографии нашли отражения в новых учебных пособиях для вузов А.С. Орлова, Ш.М. Мунчаева, В.М. Устинова, других авторитетных профессоров. Такие авторы считают, что история России - часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и особенности развития нашей страны. Авторы стремятся показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство, как сказались на его развитии природа и климат, соотношение размеров территории и её заселённости, многонациональный и многоконфессионный состав населения, необходимость освоения территории, внешние факторы.
Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времен развития исторической науки разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Английский учёный А. Тойнби выделил 13 основных цивилизаций, которые развиваются независимо друг от друга, все они проходят стадии зарождения, расцвета, гибели. Американский учёный У.Ростоу разработал теорию стадий экономического роста (традиционное общество, переходное общество, периодов "взлёта", зрелости, эра высокого массового потребления). В настоящее время большинство отечественных историков придерживаются следующей устоявшейся в историографии периодизации: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время.
В настоящее время применяют 2 вида исторических шкал: относительная и абсолютная хронология. Относительная хронология определяет как соотносятся события во времени относительно друг друга. Положение событий отмечается словами раньше или позже. Абсолютная хронология определяет время событий с помощью абсолютных дат. Дата состоит из двух частей: порядковый номер года и календарный. Счет лет ведется от какой-либо условной точки на временной шкале – эра. Всеемте с принятием христианства на Руси была принята Византийская система счета времени по эре от сотворения мира. 2 января 1700 года в Росси впервые встречали новый год 1 января.
Вопрос 9. Образование Древнерусского государства и его место в европейской истории. Критика норманнской теории.
В IX веке у славян было 2 крупных объединения:
1.у полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве;
2.у словен в Поволховье с центром в Ладоге. В 862 г. в Ладогу (по летописи — в Новгород, который, однако, тогда еще только возник или вовсе не существовал) призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей.
Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием.
Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г.
В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе.
Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов — Русская Правда.
По смерти его правят его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.
Норманская теория.
На основании сообщения летописи о варягах, некоторые ученые (как руские так и зарубежные) в 18-20 веках создали и отстаивали, так называемую Норманскую теорию происхождения Русского государства. Суть ее заключалась в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, норманами и скандинавами, т.е. носителями западной культуры. Они утверждали, что сами Восточные славяне, якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости и исторической обреченности. Современные ученые убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до "признания варягов".
Антинорманнские теории—отрицается факт варяжского влияния. Данные теории
стремятся доказать, что варяги и сам Рюрик либо славяне (возможно полабские), либо обосновать
самостоятельное возникновение древнерусской государственности без участия «мифического
Рюрика». Также к данной группе концепции можно отнести учёных, считающих, что варяги на
Руси составляли только наёмную часть дружины местных князей.
Концепции, пытающиеся учесть как объективное разложение родоплеменного строя у
восточных славян с одной стороны, так и роль норманнов, бича Европы того времени, которых не
мог не заинтересовать один из главных торговых путей - европейский трансконтинентальный
торговый путь, с другой стороны.
Непосредственное отношение к «варяжской проблеме» имеют научные споры относительно
происхождения термина «Русь», который до наших дней сохранился в топонимах "Беларусь" и
этнонимах «белорусы» и «русские». Термин "Русь" в европейских источниках встречается с 852
г. Выделим основные концепции происхождения данного термина:
1) от реки Рось, протекавшей в землях полян (Киевское княжество);
2) от варягов (летописи упоминают, что Рюрик выходец из варяжского племени русь.
Первоначально летописи противопоставляют термины "русь" и "славяне" князь со всей "русью"
ходил в земли славянские за данью (в полюдье), т.е. славяне платили дань руси (дружине Рюрика
и его приемников);
3) от мощного древнеславянского союза племён в придунайских землях (Руссия
вспоминается в 862г. между "Алеманией" и "Моравией" (зона контакта славян и германцев). В
1154г. арабский учёный Аль-Идрис указывает на существования «Руси, выходящей к
Причерноморью» (Киевская Русь) и «Руси рядом с Венгрией и Моравией».