Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения.
Основные технологии:
1. Личностно-ориентированные технологии обучения
а. Технология обучения как учебного исследования
б. Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
в. Технология эвристического обучения
г. Метод проектов
2. Предметно-ориентированные технологии обучения
а. Технология постановки цели
б. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
3. Информационные технологии.
а. ИКТ
4. Интерактивные технологии
а. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
б. Тренинговые технологии
Методы обучения: дифференцированное обучение, моделирование и работа с моделями, дидактические игры, анализ, сравнение, классификация, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль, самооценка.
Формы обучения.
В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока.
Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки.
Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока.
Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом.
Данная форма работы позволяет:
1) установить доверительные отношения с классом;
2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.
Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д.
Групповая форма работы в классе предусматривает следующее:
1) деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;
2) количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);
3) при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.
В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе.
Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм – групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные результаты.
Обучение окружающему миру требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения «Окружающего мира» на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации. В комплекте с учебником - рабочие тетради для организации индивидуальной работы с детьми.
Предусматриваются разные формы проведения занятий:
-нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);
-экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;
-практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком;
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Режим занятий.
Уроки окружающего мира проводятся:
- для обучающихся 1-х классов - 2 урока в неделю;
- для обучающихся 2-4 классов - 2 урока в неделю.
Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана: в УМК «Начальная школа 21 века» создаются условия для решения воспитательных задач и формирования общеучебных умений, в том числе коммуникативной грамотности. Выдержана актуальность, практическая значимость учебного материала для обучающихся.
Принцип целостности картины мира предполагает отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого требования является учет межпредметных связей и разработка интегрированных курсов. Следует выделить возможные сочетания таких предметов, как окружающий мир - технология, окружающий мир – музыка, окружающий мир - изобразительное искусство. Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе окружающего мира, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Окружающий мир относится к учебной области «Естествознание».
Согласно учебному плану МОБУ лицей №4 г.Баймака всего на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 270 ч, из них: 1 класс – 66 часов (33 учебные недели по 2 часа в неделю); 2 класс – 68 часов (34 учебные недели по 2 часа в неделю); 3 класс – 68 часов (34 учебные недели по 2 часа в неделю); 4 класс – 68 часов (34 учебные недели по 2 часа в неделю).
1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
66ч | 68ч | 68ч | 68ч |