Земля — наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
¾ характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
¾ анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;
¾ анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
¾ характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
¾ устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
¾ описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
¾ называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
¾ моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
¾ ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
¾ объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Растительный мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
¾ характеризовать значение растений для жизни;
¾ различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
¾ объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
¾ проводить несложные опыты по размножению растений;
¾ приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Грибы (1 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:
¾ объяснять отличия грибов от растений;
¾ различать грибы съедобные от ядовитых.
Животный мир Земли (11 ч)
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия:
¾ характеризовать роль животных в природе;
¾ приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
¾ характеризовать животное как организм;
¾ устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
¾ приводить примеры (конструировать) цепи питания;
¾ составлять описательный рассказ о животных разных классов;
¾ составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
¾ ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.