Грандиозное путешествие посвящения – индивидуально и глобально
Мы уже знаем, что в фильме герой пройдет через посвящение, когда ему придется напрямую столкнуться со своими недостатками. В фильмах со счастливым концомгерой побеждает; в жанре кинематографической “чернухи” побеждают недостатки. Но в любом случае герой проходит через преобразование. История всегда будет сказкой об изменении героя. Это об эволюции, даже если это значит, что мы проходим через цикл, в котором потерпели неудачу, все кончается очень плохо, и мы вынуждены начинать все сначала. В наших жизнях это буквально означает смерть и новое воплощение, только чтобы еще раз повторить те же самые уроки. Циклы, через которые проходят персонажи в фильмах и телевизионных шоу, – это опыты, на овладение которыми у нас уходят многие жизни. Наблюдая за развертыванием истории (посредством целого ряда событий), мы пребываем с обновленным ощущением мудрости и вдохновения, которые затем вносятся в повседневные жизни. Мы выявляем те же циклы в личных взаимоотношениях и обретаем новые точки зрения на то, как с ними работать.
Когда мы сравниваем классическую голливудскую историю с подъемом и падением народов в разных циклах, четко прослеживаются параллели. Народы появляются, вначале имеют очевидные недостатки, наживают очевидных недругов, проходят через все более и более смертельных схватки с врагами, их часто одолевают недостатки, и они погибают. Классическим примером был бы народ, который процветает, но не знает, как сохранить свои ресурсы. Противником может быть всего лишь группа жадных людей, которые воруют богатство народа. Как только ресурсы истощаются, возникает экономический коллапс. Очевидно, это была бы история с “плохим” концом. Однако если коррумпированное правительство свергается посредством переворота, его место занимает более позитивное правительство. Тогда это будет “хороший” конец. Идея “четвертой плотности” или Золотого Века на Земле была бы глобальным “хорошим” концом, когда мы, наконец, пройдем через циклы достаточное число раз, и обретем знание и мужество, достаточные для совершения изменений, которые создадут желаемый результат.
Глава 10
Герой: Первый и второй акты
В первом акте герой пребывает в обычном мире. Все, что происходит с главным персонажем – каждое событие, каждый разговор – отражение обычного мира. Важно, что обычный мир представляет эго героя – непосвященный ум со всеми его недостатками. Мы явно увидим его слабости, например, недостаток мужества, отсутствие интеллекта, наивность, эгоизм, жадность, и так далее. Блейк Снайдер особо рекомендует “установку шести необходимых обстоятельств” героя уже на первых пяти страницах сценария.[348] Также он советует вставить “тематическую предпосылку”, когда персонаж равнодушно произносит нечто, что потом станет темой, которую будет раскрывать оставшаяся часть фильма. Самый очевидный “скрытый” пример в современных фильмах – начало Матрицы, когда наркоман, компьютерный хакер и негодяй Чой говорит герою: “Аллилуйя! Парень, ты мой спаситель. Мой личный Иисус Христос”. Представляется, Чой благодарит Нео только за компьютерный диск, который Нео ему вручил. Но на самом деле в это фразу вставлена тематическая предпосылка, и подсознательно зритель это знает. Сцены и события, связанные с тематической предпосылкой, будут диктовать исходное условие и тон послания, которое стремится передать фильм.
Затем главное событие, часто называемое “катализатор”, втягивает героя в великий поиск. В фильмах “действия” это часто внезапная трагедия, которая ранит или разрушает кого-то или что-то, кого или что нежно любит наш герой. В любовных историях часто это момент, когда герой впервые проявляет новый романтический интерес. Мотивом для втягивания героя в великий поиск могут быть месть, любовь, справедливость, тайна или жадность, но это всегда будет нечто, с чем мы легко отождествим себя. Это нечто, чего сейчас герой жаждет больше всего на свете. В коммерческом сценарии катализатор обычно появляется на 12-ой странице, после того как мы установили тему фильма и обычный мир героя. В геополитике катализатором часто бывает искра, запускающая войну, например, бомбардировка Перл Харбор или 11 сентября. Приступая к началу просмотра коммерческого фильма, вы знаете, что происходит нечто важное. И это всегда будет катализатор, толкающий главного персонажа на Путешествие Героя. Важно, что поиск является главным, вытекающим из борьбы героя за удовлетворение самых базовых эмоциональных потребностей и желаний. Однако настоящий ключ в том, что поиск вынудит героя встретиться лицом к лицу с его наихудшими недостатками и победить их, чтобы достичь желаемого.
На протяжении многих взаимосвязанных исторических циклов, которые мы будем обсуждать, катализатором часто будет искра, начинающая войну, но это может быть и позитивное событие. Мы можем видеть восхитительную новую вспышку прогресса в обществе, например, открытие электричества. Это может быть колоссальное публичное мероприятие, например, Вудсток, вдохновляющее произведение искусства или выборы нового уважаемого лидера. Циклы могут перекрывать друг друга так, что грандиозный триумфальный итог одного цикла может стать катализатором другого.