Московский государственный институт электроники и
Московский государственный институт электроники и
математики (Технический университет)
Кафедра истории и политологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для подготовки к семинарским занятиям
По курсу «Отечественная история».
Часть I
Методические рекомендации к изучению курса
«Отечественная история»
Москва 2010
Составители: профессор, д.и.н. Н.В. Панина
доцент, к.и.н. И.В. Родионова
Учебно-методические материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Отечественная история». Часть I: Метод. рекомендации по курсу «Отечественная история» / Моск. гос. ин-т электроники и математики; Сост.: Н.В. Панина, И.В. Родионова. М., 2010. С. 27.
Рекомендации могут быть использованы студентами I курса всех специальностей факультетов электроники, автоматики и вычислительной техники, информатики и телекоммуникаций, прикладной математики, а также экономико-математического и вечернего факультетов для подготовки к семинарским занятиям, зачётам и экзаменам по курсу «Отечественная история».
ISBN 978-5-94506-251-1
Учебно-методические материалы для подготовки
к семинарским занятиям, зачётам и экзаменам
по курсу «Отечественная история»
(часть 1)
Вопрос № 1. История как наука: объект, предмет, источники, методы, функции. 3
Вопрос № 2. Проблема методологии истории: цивилизационный и стадиальный подходы (формационная, модернизационная концепции, теория постиндустриального общества). 5
Вопрос № 3. Российская историческая наука XVIII в. – начала XXI в.: анализ исторических концепций по выбору студента. 9
Вопрос № 4. Специфика исторического пути России: спорные проблемы, определяющие факторы (геополитический, природно-климатический, социогосударственный, этнический, конфессиональный). 13
Вопрос № 5. Происхождение, расселение и ранние политические объединения восточных славян.. 15
Вопрос № 6. Древнерусское государство (IX – XII вв.): причины образования, этапы развития, их характеристика. Социально-политический строй Киевской Руси 17
Вопрос № 7. Значение принятия Русью христианства в православном варианте. Формируемый православием менталитет. 19
Вопрос № 8. Русская Православная Церковь в X в. – начале XVII в. и её роль в истории страны. 22
Вопрос № 1. История как наука: объект, предмет, источники, методы, функции.
Рекомендуемая литература
1. Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. В.В. Поповой. М., 2006. С. 4–5. http://fe.miem.edu.ru/downloads/files/oi-UP.pdf
2. Историческая реальность как объект изучения:Методические рекомендации. М., 2002. С. 3–5. http://fe.miem.edu.ru/downloads/files/oi-real.pdf
План ответа
1. Определение науки.(Наука отличается от ненаучного знания тем, что исследует факты, выясняет причины, сущность и условия существования факта[1]. Алгоритм научного исследования: j гипотеза, k верификация (проверка на достоверность), l научная теория (концепция)).
2. Объект исторической науки(человеческое общество).
3. Выделение предмета истории(Предметом любой науки являются те или иные закономерности. Таким образом, предметом науки истории являются закономерности развития общественного организма).
4. Определение истории как науки(История – это система наук, изучающих во всей конкретности прошлое человеческого общества, выявляющих закономерности его развития.)
5. Краткая характеристика специальных и вспомогательных исторических дисциплин(которые имеют сравнительно узкий объект исследования, изучают его детально и таким образом способствуют более глубокому пониманию исторического процесса в целом):
5.1.источниковедение, исследующее исторические источники;
5.2.историография, изучающая развитие исторических знания и исторической науки;
5.3.хронология (объект исследования – системы летосчисления);
5.4.палеография (объект исследования – рукописи),
5.5.метрология (объект – системы мер),
5.6.нумизматика (объект – денежные системы) и др.
5.7.Самостоятельное место занимают такие специальные исторические дисциплины, как
5.7.1. этнография, изучающая быт и культуру народов,
5.7.2. археология, исследующаяисторию происхождения народов по вещественным источникам.
Исторические источники.
6.1. Определение(Исторический источник – это продукт целенаправленной деятельности людей; совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человеческого общества).
6.2. Классификация источников (любая по выбору студента). Перечисление и краткая характеристика. Возможна следующая типологизация.)
6.2.1. письменные,
6.2.2. вещественные,
6.2.3. изобразительные,
6.2.4. фонические.
7. Характеристика исторических методов исследования.(Любая классификацияпо выбору студента. Перечисление и краткая характеристика. Возможна следующая типологизация).
7.1.Методы, основаны на вариантах исследования процессов во времени.
7.1.1. Хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются во временнóм (хронологическом) порядке.
7.1.2. Хронологическо-проблемный предусматривает изучение истории России по периодам, эпохам, а внутри них – по проблемам. [Пример. Эпоха Петра I: внутренняя, внешняя политика.]
7.1.3. Проблемно-хронологический позволяет исследовать какую-либо проблему в её развитии. [Например, становление крепостного права в России: от «Русской Правды» до Соборного Уложения 1649 г.].
7.2.Методы, основаны на выявлении закономерностей исторического процесса.
7.2.1. Сравнительно-исторический нацелен на выявление общего и особенного путём сопоставления явлений в различных странах. [Например, процесс создания единого централизованного государства.]
7.2.2. Структурно-системный – анализ исторического явления как единой системы. Применяется, прежде всего, в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство либо конкретная цивилизация. [Российская, например.]
8. Характеристика функций.(Любая классификацияпо выбору студента. Перечисление и краткая характеристика. Возможна следующая типологизация)
8.1.Гносеологическая[2] (познавательная) функция.
8.2.Мировоззренческая.
8.3.Воспитательная.
8.4.Практически-политическая.
8.5.Прогностическая.
Вопрос № 2. Проблема методологии истории: цивилизационный и стадиальный подходы (формационная, модернизационная концепции, теория постиндустриального общества).
Рекомендуемая литература
1. Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. В.В. Поповой. М., 2006. С. 4–5. http://fe.miem.edu.ru/downloads/files/oi-UP.pdf
2. Историческая реальность как объект изучения:Методические рекомендации. М., 2002.С. 6–15. http://fe.miem.edu.ru/downloads/files/oi-real.pdf
3. Консерватизм в России XIX столетия:Методические рекомендации. М., 2007. С. 17–22. http://fe.miem.edu.ru/downloads/files/oi-cons.pdf
4. Историческая эволюция России с позиций модернизационной парадигмы:Методические рекомендации. М., 2006. С. 3–20. http://fe.miem.edu.ru/downloads/files/oi-rusevo.pdf
План ответа
1. Методология: определение(Методология истории – это наиболее общая философская концепция, исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса).
2. Цивилизационный подход(Основоположники, определения цивилизации, классификации цивилизаций, характеристики циклов развития).
2.1.В работе Н.Я. Данилевского (1822–1885) «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869 г.) представлена теория культурно-исторических типов:
2.1.1. выделены этапы развития каждого культурно-исторического типа:
2.1.1.1. племенной (около 1000 лет), «детство»;
2.1.1.2. государственный (в пределах 400 лет), «зрелость»;
2.1.1.3. период цивилизации (100 лет), «дряхлость».
2.1.2. представлена классификация культурно-исторических типов:
2.1.2.1.первичные, подготовительные культуры (египетская, индийская, китайская, иранская, вавилонская),
2.1.2.2.специализированные, или одноосновные, развившие только одну из сторон:
2.1.2.2.1. еврейский (развита только религиозная деятельность),
2.1.2.2.2. эллинский (культурная),
2.1.2.2.3. римский (политическая),
2.1.2.3.двуосновные (романо-германский, развивший политико-культурную деятельность),
2.1.2.4.объединительный, четырехосновный (славянский, в котором развиты все 4 основы – 4 вида деятельности (политическая, общественно-экономическая, религиозная и собственно культурная)).
2.2.В.И. Ламанский (1825–1902)делил общества на
2.2.1. «мир прошлого» (цивилизации Азии),
2.2.2. «мир настоящего» (романо-германский (католическо-протестанский)),
2.2.3. «мир будущего» (греко-славянский (восточно-христианский), с русским ядром, чей цивилизационный взлёт, по его мнению, впереди).
2.3.Концепция О. Шпенглера (1880–1936), представленная в двухтомнике «Закат Европы» (1918):
2.3.1. история человечества представлена в виде 8 замкнутых великих культур-«организмов» (египетской, вавилонской, индийской, китайской, греко-римской, западно-европейской, арабо-византийской,русско-сибирской (расцвет которой ожидается);
2.3.2. культура проходит в своем развитии 1000-летний цикл и, «умирая», превращается в цивилизацию (которая представляет собой механическую форму живой культуры, обладающую мертвой «протяженностью» и бездушным «интеллектом») и характеризуется
2.3.2.1.развитием техники и промышленности,
2.3.2.2.упадком искусства и литературы,
2.3.2.3.появлением крупных городов, населенных безликими серыми массами, то есть переход к «массовому обществу», что приводит к череде войн за мировое господство.
Формационная концепция
3.1.Основоположники теории (К. Маркс, Ф. Энгельс).
3.2.Термин «общественно-экономическая формация» – исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными им социальными и политическими отношениями, правовыми нормами и учреждениями, идеологией.
3.3.Основные этапы развития и их характеристика («осевая линия» марксистского анализа выстроена на основе смены форм собственности: первобытность – рабовладение – феодализм – капитализм – социализм).
4. Теория постиндустриального общества(1973 г. вышла книга Д.Белла «Грядущее постиндустриальное общество»).
4.1. Этапы общественного развития («осевая линия», во многом основана на смене технологий: доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество).
4.2. Краткая характеристика указанных этапов развития.
4.2.1. в традиционном обществе решающее значение имеет сельскохозяйственное производство, основанное на ручном труде, главными общественными институтами выступают армия и церковь;
4.2.2. индустриальное общество характеризуется определяющей ролью промышленности; главным общественным институтом становятся промышленно-финансовые корпорации;
4.2.3. постиндустриальное общество, олицетворением которого служит университет, характеризуется
4.2.3.1. повышением роли науки, широким развитием теоретических знаний;
4.2.3.2. переходом от производства товаров к экономике обслуживания (то есть материальное производство уступает свое доминирующее положение в обществе сфере услуг);
4.2.3.3. усилением роли государственного прогнозирования;
4.2.3.4. резким возрастанием значения «искусственных интеллектуальных отраслей» – микроэлектроники, биотехнологий, телекоммуникаций, производства компьютеров;
4.2.3.5. усилением глобализации и интернационализации хозяйства.
Модернизационная концепция.
5.1.«Модернизация»: значение термина (Модернизация – это процесс перехода от традиционных обществ к обществам современного типа, от аграрного к индустриальному).
5.2. Эшелоны модернизационного развития (В.А. Красильщиков):
5.2.1. западноевропейский – североамериканский, где модернизация осуществлялась при опоре на внутренние ресурсы, была органической;
5.2.2. полупериферийный эшелон. Входившие в него государства (в том числе, Россия, Япония) проводили модернизацию в результате толчка со стороны общецивилизационного центра;
5.2.3. периферийный эшелон – большинство государств Азии и Африки, в которых модернизация разворачивалась как следствие колониальной экспансии стран первого эшелона.
5.3. Отличительные черты российской модернизации:
5.3.1. «вторичная» модернизация, стимулы которой исходили извне;
5.3.2. использовался опыт других стран, который не всегда удачно навязывался силой;
5.3.3. российские модернизации не носили комплексного характера.
5.4. Социокультурные факторы, тормозящие российскую модернизацию
5.4.1. раскол культурного пространства на народную и элитарную культуры;
5.4.2. минималистская трудовая этика крестьянства;
5.4.3. широкое распространение среди образованного общества антибуржуазных настроений;
5.4.4. слабая секуляризация массового сознания.
Ранняя христианская церковь
2.1. Организационная структура церкви (общины – епископства – митрополии – патриаршества (пентархия[8])).
2.2. Изменение статуса христианства в Римской империи (указы Константина Великого 313 г., Феодосия Великого 381 г.).
2.2.1. В 313 г. Миланским эдиктом императора Константина христианам была предоставлена свобода вероисповедания;
2.2.2. в 381 г. Феодосием Великим христианство было провозглашено государственной религией Римской империи.
2.3. Формирование основной догматики (в первую очередь Символа Веры) на Семи Вселенских соборах.
Московский государственный институт электроники и
математики (Технический университет)