Описание учебной дисци пліни
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ ПЛІНИ
Наименование показателей | Область знаний, направление подготовки, образовательно-квалификационный уровень | Характеристика учебной дисциплины | |
дневная форма учебы | заочная форма учебы | ||
Количество кредитов - 1 | Область знаний 00203 - Гуманитарные науки | Нормативная | |
Направление подготовки 6. 020302 - История | |||
Модулей - 1 | Специальность (профессиональное направление) : 6. 020302 - История | Год подготовки : | |
Содержательных модулей - | 1-й | - | |
Индивидуальное научно-исследовательское задание | Семестр | ||
Общее количество часов - 72 | 1-й | - | |
Лекции | |||
Недельных часов для дневной формы учебы: аудиторных - 1 самостоятельной работы студента - 1 | Образовательно-квалификационный уровень: специалист | 36 час. | - |
Практические, семинарские | |||
36 час. | 2 час. | ||
Лабораторные | |||
час. | час. | ||
Самостоятельная работа | |||
час. | - | ||
Индивидуальные задания: час. | |||
Вид контроля: экзамен |
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели:
v На основе знакомства с важнейшими историографическими источниками помочь студентам овладеть навыками анализа научных текстов;
v способствовать выработке гражданской, патриотической и нравственной позиции как основы личностного развития, воспитывать уважение к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, на основе ознакомления с исторически сложившимися культурными традициями народа формировать ценностные ориентиры студенчества
Задачи:
§ Приобрести знания об основных этапах развития исторической науки;
§ сформировать системные знания и представления о главных направлениях и течениях отечественной и мировой исторической мысли
знать:
§ В соответствии с установленными целью и задачами, студенты, осваивающие содержание курса «Историография», должны знать:
§ теоретические проблемы историографии отечественной истории,
§ развитие ее методологии,
§ борьбу мнений по коренным теоретическим и методологическим положениям;
§ проблемы постепенного расширения и изменения как тематики, которой занимались историки, так и источников, привлекаемых при этом;
§ совершенствование источниковедческих приемов исследования и критики источников.
уметь:
§ В процессе освоения содержания курса студенты должны уметь:
§ оперировать понятийными знаниями;
§ разбираться в специальной литературе,
§ критически подходить к ней;
§ выбирать самостоятельно темы для исследовательской работы.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержательный модуль 1. Историография: теория и практика
Тема 1. Предмет и задачи историографии.
Место историографии в системе исторических дисциплин. Понятие «историография». Предмет историографии: эволюция взглядов на данный вопрос. Взаимодействие с другими направлениями исторического знания. Историографический факт. Историографический источник. Типология историографических источников. Основные факторы развития исторической науки. Специфика исторического познания. Объективность и достоверность исторического знания. Структурные уровни исторической науки. Научные направления и школы. Принципы и методы историографического исследования. Взаимосвязь теоретико-методологических воззрений исследователя и его конкретной историографической практики. Социальные функции исторического знания. Историческое сознание и историческая память. Пространство историографии в современном обществе. Связь развития исторической науки и современности. Значение историографических исследований.
Тема 18. Проблемы историографии русского зарубежья.
Евразийство как идейное и общественно-политическое течение русской эмиграции. (Н.С.Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Г. В. Вернадский, В.Н. Ильин и др.). Историческая концепция евразийцев: особенности исторического развития России. Работа П. Н. Милюкова «Главные течения русской исторической мысли». Основные периоды развитие исторической науки в России. Вопрос о значение «внутренних» и «внешних» интеллектуальных традиций. «Очерки по истории науки в России» Г.В. Вернадского. Попытка «проследить главные линии русской исторической мысли». Обращение к проблемам интеллектуального развития человечества и методологии истории. Отношение к эмигрантской советской исторической науки. Современное евразийство.
Структура УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Название содержательных модулей и | Количество часов | |||||||||||||||
дневная форма | заочная форма | |||||||||||||||
всего | В том числе | всего | В том числе | |||||||||||||
л | п | лаб | инд | с.р. | л | п | лаб | инд | с.р. | |||||||
Модуль 1 | ||||||||||||||||
Содержательный модуль 1. Историография: теория и практика | ||||||||||||||||
Тема 1. Предмет и задачи историографии | ||||||||||||||||
Тема 2. Развитие исторических знаний в древности | ||||||||||||||||
Тема 3. Средневековая западноевропейская историография VI - XV вв. | ||||||||||||||||
Тема 4. Начальные этапы древнерусской историографии | ||||||||||||||||
Тема 5. Развитие исторических знаний на Руси в XVI - XVII вв. | ||||||||||||||||
Тема 6. Развитие исторических знаний в XVII вв. | ||||||||||||||||
Тема7. Западноевропейская историография в XVIII вв. | ||||||||||||||||
Тема 8. Исторические концепции Века Просвещения в России. | ||||||||||||||||
Тема 9. Российская историография конца XVIII — первой половины XIX вв. | ||||||||||||||||
Тема10. Западноевропейская историография в первой половине XIX века. | ||||||||||||||||
Тема 11. Европейская историография второй половины XIX века | ||||||||||||||||
Тема 12. Основные направления в отечественной историографии второй половины XIX - начала XX вв. | ||||||||||||||||
Тема 13. Теория и практика европейской историографии в начале ХХ века. | ||||||||||||||||
Тема 14. Марксизм и материалистическое понимание истории | ||||||||||||||||
Тема 15. Историческая наука в СССР. | ||||||||||||||||
Тема 16. Основные тенденции развития ведущих национальных исторических школ в ХХ в. | ||||||||||||||||
Тема 17. Современная российская историография. | ||||||||||||||||
Тема 18. Проблемы историографии русского зарубежья. | ||||||||||||||||
Всего по содержательному модулю 1 | ||||||||||||||||
Всего | ||||||||||||||||
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ из/п | Название темы | Количество часов |
Предмет и задачи историографии | ||
Развитие исторических знаний в древности | ||
3. | Средневековая западноевропейская историография VI - XV вв. | |
4. | Начальные этапы древнерусской историографии | |
5. | Историография эпохи Возрождения. | |
6. | Развитие исторических знаний в XVII вв. | |
7. | Западноевропейская историография в XVIII вв. | |
8. | Исторические концепции Века Просвещения в России. | |
9. | Российская историография конца XVIII — первой половины XIX вв. | |
10. | Западноевропейская историография в первой половине XIX века. | |
11. | Европейская историография второй половины XIX века | |
12. | Основные направления в отечественной историографии второй половины XIX - начала XX вв. | |
13. | Теория и практика европейской историографии в начале ХХ века. | |
14. | Марксизм и материалистическое понимание истории | |
15. | Историческая наука в СССР. | |
16. | Основные тенденции развития ведущих национальных исторических школ в ХХ в. | |
17. | Современная российская историография. | |
18. | Проблемы историографии русского зарубежья. |
Темы практических занятий
№ из/п | Название темы | Количество часов |
Не предусмотрены |
Темы лабораторных занятий
№ из/п | Название темы | Количество часов |
Не предусмотрены |
Самостоятельная работа
№ з/п | Название темы | Количество часов |
Не предусмотрены |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. В соответствии с задачами семинаров
МЕТОДЫ обучения
Лекции
Практические занятия
Индивидуальные консультации относительно организации самостоятельной работы
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
8.1. Методы текущего контроля :
- выполнение тестовых заданий;
- участие в обсуждении проблемных вопросов во время лекции,
- конспектирование монографии;
- выполнения индивидуального творческого задания (на семинаре)
Вопросы к экзамену
- Предмет, задачи, методы историографии
- Дискуссии по вопросу определения предмета историографии как науки
- Развитие исторических знаний в традиционных обществах древности
- Развитие исторических знаний в античную эпоху
- Средневековая западноевропейская историография VI - XV вв.
- Историография Византии
- Творчество Августина и его значение для западноевропейской исторической мысли.
- Начальные этапы древнерусской историографии
- Процессы в русском летописании XIV-XVI вв.
- Историография эпохи Возрождения.
- Античность в историческом сознании и историографии Ренессанса.
- Развитие исторических знаний в XVII вв. на Руси.
- Историческая мысль в XVII в. в Европе.
- Западноевропейская историография в XVIII вв.
- Развитие идей просвещения в странах Европы.
- Исторические концепции Века Просвещения в России.
- Петровские преобразования в России и их роль в развитии исторических знаний.
- Российская историография конца XVIII — первой половины XIX вв.
- Формирование основных исторических концепций в трудах ведущих российских историков.
- Западноевропейская историография в первой половине XIX века.
- Философия истории Г. Гегеля.
- Европейская историография второй половины XIX века
- О. Конт как теоретик позитивизма.
- Основные направления в отечественной историографии второй половины XIX - начала XX вв.
- Формирование основных исторических концепций в трудах ведущих российских историков.
- Развитие идей позитивизма в российской историографии.
- Изучение истории украинского народа в Российской империи и Австро-Венгрии.
- Теория и практика европейской историографии в начале ХХ века.
- Вебер о природе исторического познания.
- Марксизм и материалистическое понимание истории.
- Становление марксистской концепции истории России.
- Историческая наука в СССР. Общий обзор.
- Последние годы существования дореволюционных научных школ в исторической науке СССР.
- Советская историография 40 – конца 80-х гг.
- Основные тенденции развития ведущих национальных исторических школ в ХХ в.
- Школа «Анналов» и ее влияние на развитие исторической мысли.
- Постмодернизм и историческая наука.
- Современная российская историография.
- Проблемы историографии русского зарубежья.
- Современный этап развития украинской историографии.
12. распределение баллов, которые получают студенты
Дневное отделение
Поточный контроль (max 100 баллов) | Общее количество баллов | |||
Содержательный модуль 1 | ||||
Работа в аудитории | СРС | Творческое задание | Сумма баллов за СМ1 | |
3х9=27 | Самостоятельное изучение литературы: конспект - 23 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1993.
2. Историография истории России до 1917 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. – М., 2003.
Учебники и учебные пособия
1. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. – М.;Л., 1964.
2. Герасименко Г.А. История Российской исторической науки (дооктябрьский период). Учеб. пособие. – Псков, 1998.
3. Историография истории нового времени стран Европы и Америки. Учеб. пособие // Под ред. И.П.Дементьева. – М., 1990.
4. Историография истории России до 1917г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. // Под ред. М.Ю. Лачаевой. – М., 2003.
5. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Пособие для вузов. – М., 2004.
6. Сахаров А.М. Историография истории СССР. Досоветский период. Курс лекций. – М., 1978.
7. Сборник материалов по истории исторической науки в СССР (конец ХVIII – первая треть ХIХ в.). Учеб. пособие // Под ред. И.Д. Ковальченко. – М., 1990.
8. Сборник материалов по истории исторической науки в СССР (конец ХIХ – начало ХХ в.). Учеб. пособие // Под ред. И.Д. Ковальченко. – М., 1985.
9. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до ХVIII в. Курс лекций. – Л., 1982.
10. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917г. Учебное пособие. – Л., 1993.
11. Шеуджен Э.А. Историография: Вопросы теории и методологии. Курс лекций. – Майкоп, 2005.
12. Шеуджен Э.А. Историография: История исторической науки. Курс лекций. – Майкоп, 1999.
РекомендованНаЯ література
1. Августин Аврелий. О Граде Божьем. Т. 1-4. – М.,1994.
2. Алексеева Г.Д. Октябрьская революция и историческая наука //Историческая наука России в ХХ веке. – М., 1997.
3. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (ХVIII – первая половина ХIХ в.). – М., 1985.
4. Анналы на рубеже веков: антология. – М., 2002.
5. Аристотель. Политика. Афинская полития. – М., 1997
6. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. – СПб., 2003.
7. Бестужев-Рюмин К.Н. Биографии и характеристики (летописцы России). – М., 1997.
8. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.
9. Блок М. Апология истории или Ремесло историка. – М., 1986.
10. Богданов А.П. От летописания к исследованию. Русские историки последней четверти ХVII в. – М., 1995.
11. Боден Ж. Метод легкого познания истории. – М., 2000.
12. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура. Субъективные заметки об истории советского общества. – М., 1992.
13. Брачев В.С. «Дело историков» 1929 – 1931 гг.– СПб., 1997.
14. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV – ХVIII вв. В 3 т. – М., 1986 - 1992.
15. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. Сочинение. В 2т. Т.1.– М., 1977 .
16. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
17. Вернадский Г.В. Русская историография. – М., 1998
18. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. – М.; Киев, 1994.
19. Полибий. Всеобщая история. – СПб., 1994.
20. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб., 1993.
21. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М., 1976.
22. Геродот. История. В 9 кн. – М., 1993
23. Гуревич А. Избранные труды. В 2 т. – М.; СПб., 1999.
24. Гуревич А. История и историки. – М., 2004.
25. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
26. Дройзен И. Историка. – СПб., 2004
27. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. – М., 1997.
28. Историки Греции: Геродот, Фукидид, Ксенофонт. – М., 1976.
29. Историки Рима. – М., 1970.
30. Историческая наука России в ХХ в. – М., 1997.
31. Исторические исследования в России: Тенденции последних лет. – М., 1996.
32. История в Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. – Л., 1978.
33. Кареев Н.И. Отчет о русской исторической науки за 50 лет (1876-1926 гг.) // Отечественная история. 1994. №2.
34. Киреева Р.А. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины ХIХ в. до 1917 г. – М., 1983.
35. Ключевский В.О Лекции по русской историографии. Соч. В 9 т. Т.VII. - М., 1989.
36. Ключевский В.О. М.П. Погодин, С.М. Соловьев, Н.И.Костомаров. Соч. В 9 т. Т.VII. – М., 1989.
37. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987.
38. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. – М., 1980.
39. Копосов Н.Е. Как думают историки. – М., 2001
40. Кроче Б. Теория и история историографии. – М., 1998.
41. Ксенофонт. Греческая история. – СПб., 2000.
42. Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры ХVII – ХVIII вв. – М., 1990
43. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. – СПб., 2003.
44. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. – СПб., 2008.
45. Ломоносов М.В. Записки по русской истории. – М., 2007.
46. Мабли Г.-Б. Об изучении истории. О том, как писать историю. – М., 1993.
47. Макиавелли Н. История Флоренции. – М., 1973.
48. Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории. – М,, 2008.
49. Мейер Э. Труды по методологии и истории исторической науки. – М., 2003.
50. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Соч. В 2 т. Т.1. – М., 1990.
51. Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. – М., 1992.
52. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. – М., 1990.
53. Полибий. Всеобщая история. В 3 т. – СПб., 1994-1995.
54. Про А. Двенадцать уроков по истории. – М., 2000.
55. Пушкарева Н. Гендерная теория и историческое знание. –СПб., 2007.
56. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. – М., 1998
57. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
58. Сахаров А.М. Методология истории и историографии. Статьи и выступления. – М., 1981.
59. Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. – М.,1990.
60. Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом, или знают ли американцы историю. – М., 2008.
61. Соловьев С.М. Писатели русской истории XVIII в. Соч. В 18 кн. Кн. XVI. – М., 1995.
62. Татищев В. Н. Избранные произведения. – Л.,1979.
63. Тацит К. Сочинения. В 2 т. – Л., 1969.
64. Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991.
65. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. – М.,2000.
66. Февр Л. Бои за историю. – М., 1991
67. Фукидид. История. – СПб., 1999.
68. Фуко М.Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994.
69. Хаттон П. История как искусство памяти. – СПб., 2003.
70. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992
71. Шиллер И.Ф. В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения. Собр.соч. В 8т. Т. VII. Исторические работы.– М.; Л., 1937.
72. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой культуры. В 2 т. – М., 2004.
73. Экштут С. Битвы за храм Мнемозины: Очерки интеллектуальной истории. – СП б., 2003.
74. Эйнгард. Жизнь Карла Великого. – М., 2000.
75. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 23-178.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ ПЛІНИ
Наименование показателей | Область знаний, направление подготовки, образовательно-квалификационный уровень | Характеристика учебной дисциплины | |
дневная форма учебы | заочная форма учебы | ||
Количество кредитов - 1 | Область знаний 00203 - Гуманитарные науки | Нормативная | |
Направление подготовки 6. 020302 - История | |||
Модулей - 1 | Специальность (профессиональное направление) : 6. 020302 - История | Год подготовки : | |
Содержательных модулей - | 1-й | - | |
Индивидуальное научно-исследовательское задание | Семестр | ||
Общее количество часов - 72 | 1-й | - | |
Лекции | |||
Недельных часов для дневной формы учебы: аудиторных - 1 самостоятельной работы студента - 1 | Образовательно-квалификационный уровень: специалист | 36 час. | - |
Практические, семинарские | |||
36 час. | 2 час. | ||
Лабораторные | |||
час. | час. | ||
Самостоятельная работа | |||
час. | - | ||
Индивидуальные задания: час. | |||
Вид контроля: экзамен |
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели:
v На основе знакомства с важнейшими историографическими источниками помочь студентам овладеть навыками анализа научных текстов;
v способствовать выработке гражданской, патриотической и нравственной позиции как основы личностного развития, воспитывать уважение к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, на основе ознакомления с исторически сложившимися культурными традициями народа формировать ценностные ориентиры студенчества
Задачи:
§ Приобрести знания об основных этапах развития исторической науки;
§ сформировать системные знания и представления о главных направлениях и течениях отечественной и мировой исторической мысли
знать:
§ В соответствии с установленными целью и задачами, студенты, осваивающие содержание курса «Историография», должны знать:
§ теоретические проблемы историографии отечественной истории,
§ развитие ее методологии,
§ борьбу мнений по коренным теоретическим и методологическим положениям;
§ проблемы постепенного расширения и изменения как тематики, которой занимались историки, так и источников, привлекаемых при этом;
§ совершенствование источниковедческих приемов исследования и критики источников.
уметь:
§ В процессе освоения содержания курса студенты должны уметь:
§ оперировать понятийными знаниями;
§ разбираться в специальной литературе,
§ критически подходить к ней;
§ выбирать самостоятельно темы для исследовательской работы.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ