Историография истории россии до 1917 г.

ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ ДО 1917 Г.

Программа дисциплины

Екатеринбург

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

____________ В. П. Прокопьев

(подпись)

__________

(дата)

Программа дисциплины «История исторической науки: Историография истории России до 1917 г.» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности «История» (020700) по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, бакалавра по направлению «История» (520800) по циклу специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Семестр VII

Общая трудоемкость дисциплины 118 часов, в том числе:

лекций 36

семинаров 18

лабораторных работ –

Контрольные мероприятия:

рефераты 1

коллоквиумы 2

контрольные работы –

другие –

Составитель:

ПОЧИНСКАЯ ИРИНА ВИКТОРОВНА,

к. и. н., кафедра истории России,

Уральский государственный университет им. А. М. Горького.

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры истории России

от15 марта 2006 г. № 7.

© Уральский государственный университет, 2006.

© Починская И. В., 2006.

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о закономерностях развития исторической мысли в России, основных этапах генезиса и эволюции исторической науки в России в хронологических рамках X–XIX вв.

2. Задачи дисциплины:

– показать основные черты средневековой исторической мысли в России, дать типологию отечественной средневековой историографии;

– объяснить причины и источники возникновения исторической науки в России в XVIII – начале XIX вв.;

– дать развернутую характеристику основных исторических школ и направлений в русской историографии XIX в.;

– дать персональные научные характеристики и оценить вклад в науку крупнейших отечественных историков XIX в. (Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров, В. О. Ключевский);

– дать представление об основных историософских доктринах русской исторической мысли («Москва – третий Рим», П. Я. Чаадаев, западники и славянофилы, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев);

– ознакомить студентов с важнейшими историографическими источниками и предоставить им возможность для практической работы с текстами наиболее значимых работ русских историков XIX в.

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. В качестве основы для данной дисциплины используются: история, источниковедение, специальные исторические дисциплины.

4. Требования к уровню освоения содержания курса. В процессе усвоения студентами содержания курса они должны приобрести прочные и глубокие знания по изучаемым темам, получить профессиональные навыки работы с историографическими источниками и специальной литературой, овладеть умением вести дискуссию при обсуждении спорных вопросов.

5. Методическая новизна курса: привлечение к практическим занятиям фондов ЛАИ УрГУ.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1

Историческая мысль средневековой Руси (X–XVII вв.)

Этапы возникновения и развития исторической мысли в средневековой Руси.

Историософия средневековой Руси и ее связь с христианской традицией Западной и Восточной церквей. Проблема христианского самоопределения Руси как центральная проблема русской средневековой историософии. Историософская проблематика «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Исторические знания в киевской Руси. «Повесть временных лет» как историографический источник.

Историческая мысль периода становления Московского централизованного государства. Историософия Московской Руси. Концепция «Москва – третий Рим» и ее влияние на исторические представления XVI–XVII вв.

Типология русской средневековой историографии. Относительная ценность и достоверность летописей, исторических повестей, житий святых, хронографов, исторической публицистики. Новые явления в развитии отечественной исторической мысли конца XVI–начала XVII вв.

Кризис русской историографии XVII в. и предпосылки перехода к рационалистическому взгляду на историю. «Синопсис» как отражение противоречивости процесса смены исторических парадигм.

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Основная

1. Историография истории России до 1917 г. – М., 2003. – Т. 1–2.

2. Историки России. Биографии. – М., 2001.

3. Историки России XVIII–XX вв. – М., 1995–1999 (2000). – Вып. 1–5.

4. Рубинштейн Н. Л. Русская историография. – М., 1941.

5. Шапиро А. Л. Историография с древнейших времен по XVIII век. Курс лекций. – Л., 1982.

6. Пештич С. Л. Русская историография XVIII века. – Л., 1961– 1971. – Т. I–III.

7. Черепнин Л. М. Отечественные историки. XVIII–XX вв. – М., 1984.

8. Цамутали А. Н. Борьба течений в русской историографии во второй пол. XIX в. – Л., 1977.

9. Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский. – М., 1974.

10. Ковальченко И. Д., Дмитриев С. С. Историк С. М. Соловьев, его жизнь, труды, научное наследство // Соловьев С. М. Сочинения. – М., 1988. – С. 6–48. – Кн. 1.

2. Дополнительная

11. Кусков В. В. История древнерусской литературы. – М., 1982.

12. Приселков М. Д. История русского летописания XI–XV вв. – СПб., 1996.

13. Лурье Я. С. Общерусское летописание XIV–XV вв.

14. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII вв. – М., 1980.

15. Кусков В. В. История древнерусской литературы. – М., 1982.

16. Приселков М. Д. История русского летописания XI–XV вв. – СПб., 1996.

17. Лурье Я. С. Общерусское летописание XIV–XV вв.

18. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII вв. – М., 1980.

19. Кислягина Л. Г. Формирование общественно-политических взглядов Н. М. Карамзина (1785–1803 гг.). – М., 1976.

20. Кислягина Л. Г. Формирование общественно-политических взглядов Н. М. Карамзина (1785–1803 гг.) // Н. М. Карамзин. История государства Российского. – М., 1989. – С. 480–513.

21. Сахаров А. Н. Уроки «бессмертного историографа» // Там же. – С. 415–459.

VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Фонд старопечатных и рукописных книг.

2. Лаборатории археографических исследований УрГУ.

ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ ДО 1917 Г.

Программа дисциплины

Екатеринбург

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

____________ В. П. Прокопьев

(подпись)

__________

(дата)

Программа дисциплины «История исторической науки: Историография истории России до 1917 г.» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности «История» (020700) по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, бакалавра по направлению «История» (520800) по циклу специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Семестр VII

Общая трудоемкость дисциплины 118 часов, в том числе:

лекций 36

семинаров 18

лабораторных работ –

Контрольные мероприятия:

рефераты 1

коллоквиумы 2

контрольные работы –

другие –

Составитель:

ПОЧИНСКАЯ ИРИНА ВИКТОРОВНА,

к. и. н., кафедра истории России,

Уральский государственный университет им. А. М. Горького.

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры истории России

от15 марта 2006 г. № 7.

© Уральский государственный университет, 2006.

© Починская И. В., 2006.

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о закономерностях развития исторической мысли в России, основных этапах генезиса и эволюции исторической науки в России в хронологических рамках X–XIX вв.

2. Задачи дисциплины:

– показать основные черты средневековой исторической мысли в России, дать типологию отечественной средневековой историографии;

– объяснить причины и источники возникновения исторической науки в России в XVIII – начале XIX вв.;

– дать развернутую характеристику основных исторических школ и направлений в русской историографии XIX в.;

– дать персональные научные характеристики и оценить вклад в науку крупнейших отечественных историков XIX в. (Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров, В. О. Ключевский);

– дать представление об основных историософских доктринах русской исторической мысли («Москва – третий Рим», П. Я. Чаадаев, западники и славянофилы, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев);

– ознакомить студентов с важнейшими историографическими источниками и предоставить им возможность для практической работы с текстами наиболее значимых работ русских историков XIX в.

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. В качестве основы для данной дисциплины используются: история, источниковедение, специальные исторические дисциплины.

4. Требования к уровню освоения содержания курса. В процессе усвоения студентами содержания курса они должны приобрести прочные и глубокие знания по изучаемым темам, получить профессиональные навыки работы с историографическими источниками и специальной литературой, овладеть умением вести дискуссию при обсуждении спорных вопросов.

5. Методическая новизна курса: привлечение к практическим занятиям фондов ЛАИ УрГУ.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1

Наши рекомендации