Вопрос 15. Проверка и оценка результатов обучения истории и обществоведения.
Под проверкой знаний учащихся понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой или стандартами. Она устанавливает уровень обученности школьника, качества его знаний.
Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся. В большинстве школ принята 5-бальная система отметок при оценивании ответов учащихся.
Проверка и оценка результатов обучения осуществляется на основе Программы по истории и обществоведению с учетом обязательных минимумов содержания общего и среднего (полного) общего образования и государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. За основу оценивания берутся требования к знаниям и умениям, сформулированным в государственных стандартах базового уровня. Оценивается точность понимания сущности вопроса, степень полноты его раскрытия, знания исторических фактов, умения делать выводы или обобщения, аргументировать высказанные положения доводами, применять знания и навыки при изучении нового материала.
Методы контроля – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.
Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. Различают фронтальный, индивидуальный, комбинированный опрос.
Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.
Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике.
Тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках – заданиях.
Самоконтроль и самопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки.
Контроль:
- Ежеурочный (текущий)
Опрос – на традиционном уроке
- Тематический контроль (повт-обобщающие уроки, контрольные работы по окончанию изучения тем)
- Зачеты (в старших классах) – форма проверки полученных знаний и навыков.
На уроке можно провести коллективный зачёт или групповой (работа в парах сменного состава). Групповая работа на первом этапе учитель принимает зачёт у своих ассистентов, а на уроке эти дети принимают зачёт у каждой группы. Отвечают каждый свой вопрос. Идет фронтальный опрос. Итоговое решение: пятёрок и двоек ассистенты не ставя т, а они делают анализ. Такие уроки энергозатратны.
По содержанию зачеты могут быть:
- развивающие;
- корректирующие;
- контролирующие.
По форме организации:
- устные (групповой, индивидуальный);
- письменные;
- письм-уст;
- компьютерные;
- дифференцированные
Методика проведения зачета:
- ориентированность на ЕГЭ;
- учет лимита времени. Критерии оценки сообщается учащимся;
- учет уровня подготовки и профиля класса.
Вопрос 16. Подготовка учителя к уроку истории и обществоведения. Виды планирования: тематическое, календарно-тематическое, поурочное.
Этапы планирования и подготовки учителя к уроку:
Шаги:
- разработка системы уроков по теме или разделу
- определение образовательных, воспитательных и развивающих задач на основе программы, пособий, учебника и доп. Материала
- отбор оптимального содержания материала урока, разделение его на законченные смысловые блоки, выделение опорных знаний, дидактическая обработка
- выделение главного материала, который нужно знать (федер. Компонент образов. Стандарта)
- разработка структуры урока (определение типа, подходящих методов)
- нахождение связи данного материала с другими предметами, их использование при изучении нового, при формировании новых З и У
- планирование действий учителя и уч-ся на всех этапах урока
- подбор дидактических средств урока (карты, схемы, рисунки)
- проверка оборудования и технических средств обучения
- планирование объема и форм самостоятельной работы уч-ся, направленность урока на развитие самостоятельности
- определение форм и приемов закрепления З и приобретенных У на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний
- планирование проверки умений; составление списка учеников, знания которых будут проверены
- определение содержания и форм д/з
- определение форм подведения итогов урока
- планирование внеклассной работы по теме
- запись плана урока в соответствии с требованиями
Подготовка к уроку истории и обществоведения начинается с наличия УМК (учебник, методическое пособие, тетрадь по предмету) и составления тематического планирования работы по предметам.
Тематическое планирование по учебному курсу составляется на год в соответствии с количеством учебных часов по предмету в каждом конкретном классе и количеством учебного материала. Затем расставляются числа в соответствии с календарем по изучаемым темам, с учетом уроков обобщения и повторения по темам. Учителю необходимо придерживаться данного планирования при организации работы с классом. Чтобы учебный материал был пройден к концу учебного года. (Тематический план есть в методических поурочных пособиях).
Поурочное планирование представляет собой разработку уроков с определением триединой задачи каждого урока (образовательной (обучающая), воспитательной, развивающей). Необходимо продумать, какой объем материала будет взят для работы на уроке, выбрать формы работы учащихся и методы работы учителя, распределить материал и виды деятельности по времени в зависимости от избранного типа урока. Должна быть подобрана материальная база- оборудование (карта, схемы, ТСО в зависимости от типа урока и форм работы).
В календарно-тематическом планировании указываются главные понятия темы, формируемые умения, межпредметные связи, имеющееся оборудование
КТП – когда известна нагрузка и составлено расписание
КТП – базовый документ, для заполнения журнала, план проверяют на уровне школы и выше; составляется под определенную программу. КТП составляет НИРО, но там лишь № и тема урока. Таблица – это форма КТП
Структура КТП:
- дата
- № урока по теме
- тема урока
- тип урока
- триединая цель
- методы обучения
- УМК
- виды контроля
План нужен для:
1. Корректирования прохождения программы
2. Эффективной подготовки к уроку
Внеурочная работа
Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой,
готовить сообщения и доклады, выступать с ними. Открываются возможности для Формирования интеллектуальных умений школьников в результате их исследовательских изысканий в архивах, музеях, библиотеках.
Внеклассная работа носит добровольный характер, неограниченна временем, способствует развитию познавательный способностей и наклонностей учеников.
В осуществлении внеурочной деятельности можно выделить два направления:
а) расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках
б) получение новых знаний краеведческого характера
Второе направление связано с "оживлением" исторического материала путей ознакомления с историей родного края; изучение истории города, улиц, зданий; культурного прошлого родного края.
По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года исследовательская работа, работа музея) и эпизодические походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски
исторических газет, предметная неделя
ОСНОВНЬЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Массовая
Групповая
Индивидуальная
Исторические вечера, Лекции Беседы Исторические Экскурсии Викторины Конкурсы Олимпиады Конференции просмотр фильмов 'Неделя истории в школе
Исторический кружок Исторический клуб Походы Экспедиции Выпуск газет Лектории Факультативы
Чтение исторической литературы Посещение архива Работа в музее Написание рефератов Выполнение творческих заданий
18. современная структура историко-обществоведческого образования. Нац-рег компонент.
27.07.2007 закон об обр-ии: переход на федеральный компонент гос стандарта- в каком классе какие курсы и в каком количестве изучаются
5 кл история древнего мира 68часов
6 кл история ср веков и история России (до к.15 в.) 35+35 (68 часов)
7 кл нов история (15-18 вв.) и России (15-18 вв.) (35+35)
8 кл 19 век 68 часов (35+35)
9 кл Новейш история 35 часов, Россия 70 часов
10 кл на базовом уровне Всеобщ история 1ч/нед, Россия 1ч/нед, Обществознание 2ч/нед
11 кл=10 кл в гуманит кл Всемирная 1ч/нед, Россия 3ч, Общество в 10 2ч/нед, в 11 кл – 3ч
Нац-рег компонент в нашем регионе – Родная история (Иткин) в 4 кл. но у щкол нет на это часов
7 кл – 1 час краеведения
8-9 кл вопросы по истории края входят в содержание программы
C 1.09.2007 в законе об образовании 2 изменения: вводится ЕГЭ (обязат. с 2009), обязательное 11 лет образование
График перехода:
2005/6 – 1,5,10 кл
2006/7 – 2,6,11 кл
2007/8 – 3,7
2008/9 – 4,8
2009/10 – 10
профильный класс: 10 кл Россия 3ч, Всеобщая 1 ч, Общество 2 ч
11 кл: Росся 3 ч, Всеобщая 2 ч, Общество 3 ч