Экс деятельность в системе организованного отдыха, музейной и краеведческой работе
.Экскурсия — это организованная деятельность: она проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту.
Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе (школьников, туристов, специалистов, коллег).
В последние десятилетия появился новый подход к музейной и экскурсионной деятельности. С формированием коммуникативной модели музея экскурсию стали рассматривать как специфический вид общения. Предметом общения во время экскурсии являются ценности культуры, представляющие значимость для всех участников. При этом экскурсия рассматривается как тип ролевого общения, где каждый участник действует в пределах регламента и выполняет роль экскурсовода или экскурсанта. Одновременно экскурсия рассматривается как тип прямого общения, при котором экскурсовод непосредственно общается с аудиторией. Он может корректировать свой рассказ и действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение является важным показателем мастерства экскурсовода.
В методической и педагогической литературе по экскурсоведению упоминается три основных типа экскурсий, отличающиеся друг от друга содержанием и организацией:
1. краеведческие экскурсии по местному краю и дальние (экспедиции); 2. музейные; 3. комплексные.
В основу данной классификации положены место нахождения и условия изучения объектов экскурсии.
Различается несколько видов краеведческих экскурсий: топографические, исторические, историко-биографические, военно-исторические, производственные, экологические, эколого-биологические, археологические, литературоведческие, искусствоведческие и т. д.
Целью этих экскурсий является изучение определенного края (памятного места и памятников, объектов природы) в определенном, указанном выше направлении. В то же время каждый вид имеет свои особенности. В качестве примера можно рассмотреть принципы и методику проведения ботанических экскурсий, предложенную кандидатом биологических наук Савиновым И. А. (2006 г.).
Методика ведения экскурсии предполагает, что она должна быть предварительно подготовлена, поскольку это выезд в лес, парк, заповедник и т. д. Методика содержит следующие положения:
1. выбрана тема и составлен план;
2. обследовано место проведения экскурсии;
3. составлен маршрут по местности;
4. проведена предварительная беседа с участниками, на которой четко определена для них цель и задачи экскурсии, обращено внимание на важность ведения полевого дневника, флористической тетради;
5. на экскурсии рекомендуется говорить лишь о тех растениях, которые можно показать;
6. владеть техникой демонстрации растений (предложить участнику взять в руки растение или часть его, использовать рисунки и фотографии редких и исчезающих видов растений);
7. способствовать активности участников экскурсии, поддерживать интерес и мотивацию при помощи беседы;
8. закрепить материал, полученный в ходе экскурсии, провести заключительную беседу.
Комплексные экскурсии изучают объекты с разных точек зрения…
Комплексные экскурсии могут объединять единой темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях
Музейные экскурсии проводятся в специально организованном музейном пространстве по экспозиции, выставкам, открытому хранению фондов. В соответствии с классификацией музейные экскурсии различаются по месту проведения и объектам показа, по характеру тематики, по целевой направленности, по составу экскурсантов…
Для того чтобы у человека возникло желание посетить музей, он должен получить интересную информация и положительные эмоции. Огромная роль в этом принадлежит экскурсоводу.
Экскурсовод должен свободно владеть темой, методикой построения и проведения экскурсии. При этом быть эрудированным, артистичным, доброжелательным собеседником, способным установить контакт с группой и поддерживать его в течение всей экскурсии…
Экскурсионные методы — это система приемов работы экскурсовода с группой на экскурсии. Понятие «метод» более широкое, чем «методический прием». Существует следующая классификация традиционных методов проведения экскурсии…
Методы проведения экскурсии отличаются от методов преподавания на занятиях, так как они обеспечивают приоритет зрительного восприятия и активного диалога между участниками экскурсии. В тех случаях, когда экскурсия строится и проводится на принципах, применяющихся в системе вузовского и школьного образования (обучающая дидактика), экскурсант теряет интерес, а экскурсовод забывает о том, что экскурсия — это отдых, интересная форма досуга.
Экскурсии кроме экскурсоводов проводят научные сотрудники различных специальностей. Экскурсионной деятельностью профессионально занимаются методисты. Они определяют тематику экскурсий, запросы посетителей, оказывают научно-методическую помощь в подготовке экскурсий, обобщают опыт экскурсионной работы.