Iii.тематика семинарских занятий

Тема 1. Источники, историография истории первобытного общества.

1. Понятие исторического источника.

2. Исторические источники.

3. История изучения первобытного общества.

4. Хронология и периодизация первобытного общества.

5. Основные этапы первобытной истории.

Доклады:

1. Понятие источников по истории первобытного общества и их виды.

2. Археологические источники по истории первобытного общества.

3. Естественнонаучные данные как основа для изучения антропогенеза, условий жизни первобытного человека, установления хронологии, этапов развития первобытного общества.

4. Генетика и ее значение для реконструкции происхождения человека в ходе антропогенеза.

Литература:

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.,2001.

2. Ефименко П.П. Первобытное общество. 3-е изд. Киев,1953.

3. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. М., Наука.1983.

4. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М.,1986.

5. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М.,1988.

6. Марков Г.Е. Новейшие достижения советской науки в области истории первобытного общества // Новое в советской исторической науке. М., 1988.

7. Матюшин Г.Н. У истоков человечества. М., 1982.

8. Никольский В.К. История первобытного общества. М.,1949.

9. Першиц А.И. Периодизация первобытной истории (состояние проблемы) //Вопросы истории.1980.№3.

10. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1979.

11. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.

12. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.,1966.

13. Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. М., 1993.

14. Тих Н.А. Предыстория общества. ЛГУ, 1970.

Тема 2. Происхождение человека.

1. Роль и место человека в природе.

2. Ближайшие предки человека и проблема прародины человечества.

3. Место и время начала антропогенеза и его этапы.

4. Роль труда в процессе антропогенеза. Гипотезы о ранних видах трудовой деятельности.

5. Австралопитеки и архантропы:

а) находки;

б) морфологические признаки: размер головного мозга, лицевой скелет, дифференциация конечностей;

в) способы жизнеобеспечения: охота, собирательство, рыболовство;

г) орудия труда;

д) стоянки и жилища.

6. Питекантропы, их происхождение. Питекантропы и неандертальцы.

Доклады:

1. Проблема прародины человека.

2. Влияние природы на процесс антропогенеза.

3. Олдувайская культура. Проблема датировок и эволюционной преемственности.

Литература:

1. Алексеев В.П. Историческая антропология. М., 1979.

2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.,2001.

3. Борисковский П.Н. Древнейшее прошлое человечества. М., Наука, 1979.

4. Бунак В.В. Род Homo и его последующая эволюция. М.,1979.

5. Возникновение человеческого общества. Палеолит мира. М., Наука, 1977.

6. Ефименко П.П. Первобытное общество. 3-е изд. Киев,1953.

7. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. М., Наука. 1983.

8. Ларичев В. Е. Палеолит Северной, Центральной и Восточной Азии. Ч.1. Азия и проблема родины человека (история идей и исследования). Новосибирск, 1969.

9. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

10 . Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. Изд-е 1. М., 1969. Изд-е 2. М., 1977.

11 . Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.

12 . Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.,1966.

13 . Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.21.

Тема 3. Возникновение человеческого общества.

1. Общественная и семейная организация (праобщина).

2. Присваивающая деятельность: охота, рыболовство, собирательство.

3. Орудия труда и орудия.

4. Поселения и жилища.

5. Возникновение и развитие мышления и речи.

6. Истоки идеологических представлений.

Доклады:

1.Первобытное человеческое стадо и взаимоотношения внутри стада.

2.Развитие техники в древнекаменном веке.

Литература:

1. Алексеев В.П. Возникновение человека и общества. В кн.: Первобытное общество. М., Наука, 1975.

2. Алексеев В.П. От животных к человеку. М.,1969.

3. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.,2001.

4. Борисковский П.Н. Древнейшее прошлое человечества. М., Наука, 1979.

5. Бунак В.В. Род Homo и его последующая эволюция. М.,1979.

6. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Изд-во Саратовского университета,1981.

7. Возникновение человеческого общества. Палеолит мира. М., Наука, 1977.

8. Исследования по первобытной истории. М., 1992.

9. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1939.

10. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе.МГУ,1979.

11. Матюшин Г.Н. У истоков человечества. М., 1982.

12. Неструх М.Ф. Происхождение человека. М., Наука, 1970.

13. Тейлор Э. Первобытная культура. М.,1980.

14. Тих Н.А. Предыстория общества. ЛГУ, 1970.

15. Шурц Г. История первобытной культуры. Спб., 1910; М., 1923.

16. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.21.

Тема 4. Зрелость первобытного общества. Эпоха первобытной общины.

1. Завершение процесса антропогенеза и возникновение общинно-родового строя.

2. Подъем производительных сил.

3. Социально-экономические отношения в раннепервобытном обществе.

4. Брак и семья. Организация власти и общественных отношений.

5. Духовная культура.

Доклады:

1. Возникновение экзогамии и родовой организации.

2. Социальные предпосылки родового общества.

3. Этнические процессы в первобытном обществе.

Литература:

1. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М.,1988.

2. Марков Г.Е. Новейшие достижения советской науки в области истории первобытного общества // Новое в советской исторической науке. М., 1988.

3. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.,2001.

4. Андриянов Б.В. Марков Г.Е. Хозяйственно-культурные типы и способы производства // Вопросы истории.1990. №8.

5. Исследования по первобытной истории. М.,1992.

6. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

7. Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. М., 1993.

8. Тейлор Э. Первобытная культура. М.,1980.

9. Тих Н.А. Предыстория общества. ЛГУ, 1970.

10. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. М.,1980.

11. Францев Ю.П. У истоков религии и свободолюбия. М-Л., 1959.

12. Альтернативные пути к цивилизации: Кол. Монография

/Под ред. Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынши. М., Логос, 2000.

13. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Изд-во Саратовского университета,1981.

Тема 5. Предпосылки разложения первобытного общества и возникновение частной собственности, классов и государства.

1. Предпосылки и ход разложения первобытно - общинных отношений.

2. Производящее хозяйство и новые производственные отношения.

3. Брак и семья. Критика концепции т.н. матриархата (гинекократии). Экзогамия, эндогамия и причины их возникновения.

4. Социальные отношения. Истоки возникновения социального неравенства.

5. Общественная организация. Формы общественных связей.

6. Возникновение государства. Проблема классов.

7. Духовная культура эпохи разложения первобытного общества и сложения цивилизации.

Доклады:

1. Формы и типы догосударственных образований.

2. Социальные предпосылки формирования государства.

3. Обычное право в первобытном обществе.

4. Зарождение нравственности.

Литература:

1. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М.,1988.

2. Марков Г.Е. Новейшие достижения советской науки в области истории первобытного общества //Новое в советской исторической науке. М., 1988.

3. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.,2001.

4. Андриянов Б.В. Марков Г.Е. Хозяйственно-культурные типы и способы производства // Вопросы истории.1990.№8.

5. Исследования по первобытной истории. М.,1992.

6. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

7. Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. М., 1993.

8. Тейлор Э. Первобытная культура. М.,1980.

9. Тих Н.А. Предыстория общества. ЛГУ, 1970.

10. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. М.,1980.

11. Францев Ю.П. У истоков религии и свободолюбия. М-Л., 1959.

12. Альтернативные пути к цивилизации: Кол. Монография /Под ред. Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынши. М., Логос, 2000.

13. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Изд-во Саратовского университета,1981.

IV. Тест по дисциплине «Первобытное общество»

для направления подготовки 030600 (62) - «История» ЮФ СИБашГУ

1) Эпоха становления человека и общества получило в исторической науке название:

а) праобщество

б) антропогенез

в) антропосоциогенез?

2) Кто из теоретиков прошлых времен считал период становления человеческого общества- эпохой обуздания зоологического индивидуализма?

а) Ф. Энгельс

б) В. Ленин

в) Л. Морган

3) Самая первая находка архантропа (древнейшего человека) принадлежит:

а) Дюбуа

б) семейству Лики

в) Мовиусу?

4) Основными признаками первобытного человеческого стада по мнению исследователя Равдоникаса, является:

а) моногамия

б) сорорат

в) промискуитет?

5) Первобытное общество, еще не затронутое процессами социального и имущественного разложения:

а) ранжированное

б) стратифицированное

в) эгалитарное?

6) Гетерозис-это:

а) резкое возрастание мощности, крепости, плодовитости потомства

б) люди современного физического типа

в) период возникновения первобытной общины?

7) Создателем теории моноцентризма является ученый:

а) Семенов

б) Рогинский

в) Першиц?

8) Одним из важнейших признаков рода является обычай:

а) эндогамии

б) экзогамии

в) левирата?

9) Начало и окончание верхнего палеолита датируется:

а) 45-20 т.л.т.н.

б) 45-40-12-10 т.л.т.н.

в)40-18 т.л.т.н.?

10)Термин «неолитическая революция» была предложена и введена в историческую науку ученым:

а) Семеновым

б) Смирновым

в) Чайлдом?

11)Первыми центрами селекции культурных растений были районы:

а) Ближнего Востока

б) р.Хуанхе и Янцзы

в) Средней Азии?

12)Перераспределение продукта между различными членами группы или слоями общества называют:

а) реципрокальность

б) редистрибуция

в) линидж?

13)Как называется раздел языкознания, изучающий собственные имена?

а) топонимика;

б) ойконимия;

в) ономастика?

14)Родовой священный символ-

а) тотем;

б) фетиш;

в) нет верного ответа?

15)Наука о биологических особенностях человека и его предков называется-

а) палеоантропология;

б) физиология;

в) антропология?

16) Фамилия французского монаха-иезуита, занимавшегося миссионерской деятельностью среди американских индейцев, автора книги «Нравы американских дикарей в сравнении с нравами древних времен»

а) Д. Толанд;

б) Ж.Ф. Лафито;

в) Р. Шарлевуа?

16)Вопрос о месте человека в живой природе был впервые поставлен на научную основу в

а) XVII в.;

б) XVIII в.;

в) XIX в.?

18) Кем из исследователей был введен в науку термин «экзогамия»?

а) Мак-Леннаном;

б) П.П. Ефименко;

в) Э.Тайлором?

19) Какой народ до сих пор использует идеографическое письмо?

а) японцы;

б) шотландцы;

в) китайцы?

20) Особый вид лидеров, известных у ряда племен Меланезии, Юго-восточной Азии, называется-

а) бигмен;

б) старейшина;

в) потлач?

V.ЗАЧЕТНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО»

1. Предмет первобытной истории. Цели и задачи курса.

2. Хронология и периодизация первобытной истории.

3. Историография истории первобытного общества.

4. Основные этапы первобытной истории.

5. Источники первобытной истории.

6. Происхождение человека. Роль и место человека в природе.

Теории происхождения человека.

7. Проблема прародины человечества.

8. Возникновение и развитие мышления и речи.

9. Возникновение человека современного вида. Расогенез.

10. Складывание и развитие общинно-родового строя.

11. Подъем производительных сил и первоначальное

расширение ойкумены.

12. Половозрастная организация эпохи общинно-родового строя.

13. Семейно-брачные отношения в родовой общине.

14. Духовная культура палеолитического человека.

15. Присваивающее хозяйство. Особенности и характерные

черты.

16. Социально-экономические отношения в родовой общине.

17. Производящее хозяйство и новые производственные

отношения.

18. Возникновение металлургии и его последствия.

19. Возникновение ремесел, причины их возникновения.

20. Родовая и соседская общины: общее и различия.

21. Складывание государства, классового общества и права.

22. Искусство и письменность в первобытном обществе.

23. Содержание понятия «цивилизация». Хронологические

рамки складывания древнейших цивилизаций.

24. Первобытные общества на основных этапах мировой

истории и в современном мире.

25. Причины возникновения номадизма.

Рейтинг-план дисциплиныПервобытное общество

Направление, профиль 030600 «История»

курс I, семестр I2012 /2013 учебный год

Кол-во часов по учебному плану 72 ч., в т.ч. аудиторная работа 32 ч., самостоятельная работа 36 ч., лекций 14 ч., практических занятий 18 ч., КСР __. Всего ЗЕТ по плану 2 .

Преподаватель: Ярмуллина Альбина Зуфаровна

Кафедра новой и новейшей истории

Виды учебной деятельности студентов Балл за конкретное задание Число заданий за семестр Баллы
Минимальный Максимальный
Модуль 1: Происхождение человека
Текущий контроль     11,0
1. Аудиторная работа 0,5 б за занятие 9 занятий 4,5
2. Работа на семинаре 3 б за занятие 4 занятие
3. Посещение практ. занятий (5 занят.) 0,5 б за занятие 4 занятия 2,5
4. Посещение лекций (4 занят.) 0,5 б за занятие 4 занятий 1,0
Рубежный контроль    
1. Конспект статей    
2. Библиогр. работа    
3. Тестирование    
Модуль 2: Зрелость первобытной общины
Текущий контроль    
1. Аудиторная работа 0,5б за занятие 8 занятий
2. Работа на семинаре 3,0 б за занятие 5 занятие
3. Посещение практ. занятий (4 занят.) 0,5 б за занятие 4 занятий 1,0
4. Посещение лекций (3 занят.) 0,5 б за занятие 3 занятия  
Рубежный контроль    
1.Составл.библиографии    
2. Тестирование    
3.Творческая работа    
Итоговый контроль 20
1. Зачет 20 б  
Поощрительные баллы 10
1. Студенческая олимпиада, конкурсы / работа в кружках 5 б     5 б
2. Публикация статей 5 б     5 б
Итого:     45баллов 100баллов

Утверждено на заседании кафедры новой и новейшей истории

Протокол № ___ от «___» _________ 2012 г.

Зав.кафедрой ________________________ /______________________/

Преподаватель ____________________________

Наши рекомендации