Стихотворение насыщено эпитетами. Эпитет – это яркое, образное, художественное определение, функция которого – создание красочных образов, эмоциональной атмосферы, передача авторской позиции.

В этом стихотворении эпитеты многообразны по структуре, значению. Составной эпитет грустно-сиротеющая передает и отношение поэта к изображаемому, и состояние природы: грусть, сиротство, одиночество, именно этот эпитет акцентирует тему прощания, расставанья. Но это расставанье, причиной которого является смерть.

Эпитеты контрастируют друг с другом. Вслед за «умильная, таинственная прелесть» появляется «зловещий блеск». Затем чередуется «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр». Контрастные состояния поэт не противопоставляет, а соединяет, так как стремится изобразить переходный момент в жизни природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

Все стихотворение – это одно предложение. Предложение сложноподчиненное, в первой части – однородные члены с обобщающим словом. Местоимение с предлогом на всём вбирает в себя и шелест, и пестроту, и лазурь, и «ветр». Как бы по-разному не были охарактеризованы эти детали, составляющие картину природы, объединяет и завершает этот образ кроткая улыбка увяданья. Текст произносится на одном дыхании, как прощальный выдох.

Осенняя красота умирает. За образом природы возникает человеческий образ. Созданию этой параллели способствует, в том числе, и уже обозначенный эпитет грустно-сиротеющая. Еще более усиливается это олицетворение в строках: Ущерб, изнеможенье - и на всем// Та кроткая улыбка увяданья,// Что в существе разумном мы зовем// Божественной стыдливостью страданья.

Кроткая – незлобивая, покорная, смирная. Возникает образ девушки, смиренно ждущей неизбежности конца.

Билет No 15

1. Оценка русской критикой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

2. Нравственная красота Маши Мироновой (по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

3.Прочитайте наизусть стихотворение А.А.Блока «Россия». Как вы понимаете концовку в этом стихотворении? Раскройте понятие «антитеза».

1. Образ Мцыри вызвал неподдельный интерес в русской критике. Литературоведы считают, что в поэме «Мцыри» поэт провозглашает и поэтизирует доверие к жизни и внутренним силам личности.

В.Г.Белинский: Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму...

Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаянии, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!..

Многие положения изумляют своею верностию: таково место, где Мцыри описывает свое замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем, когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа.

Д. Е. Максимов: Поэма «Мцыри — одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы — «мира восторг беспредельный» — были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме.

Мцыри — «естественный человек» в большей степени, чем другие близкие ему персонажи Лермонтова. Мцыри— высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви...

В. И. Коровин: Поэма «Мцыри» начинается кратким эпическим зачином, в котором дана предыстория героя. Действие поэмы отнесено в прошлое. Трагическая и мятежная судьба начинается с того, что Мцыри взят в плен ребенком, Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя — он «пуглив и дик», «слаб и гибок», но «в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий слух / Его отцов». Могущество внутреннего духа и слабость тела — вот характерное противоречие Мцыри, объясняемое оторваностью от родных мест и неясной тоской по родине. Могучий дух возрос в чужой ему искусственной среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни.

Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира, в монастырской тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости поэтической структуры, где стих выражает внутренний мир Мцыри, а сюжет — внешнюю обусловленность его судьбы.

Мцыри поставлен в один ряд с природой, временами он чувствует себя диким и вольным зверем. Именно здесь, в столкновении с природой, слабый телом юноша ощутил необыкновенный прилив сил, гармонию телесного и духовного. Природа напрягает душевные силы юноши, дает ему отдых, утоляет жажду, приносит счастье любви. Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность. Чувство Мцыри остается томлением, тоской, оно овеяно печалью и грустью.

2. Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова.

Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет каких‑то оригинальных, выдающихся черт, к ней как нельзя лучше подходит определение «милая девушка» . И в то же время этот образ поэтичен, возвышен и привлекателен.

А. С. Пушкин заставляет страдать свою героиню потому, что относится к ней трепетно и нежно. Он знает, что она вытерпит эти страдания, раскрыв в них самые прекрасные стороны своей души. Душевные качества Маши Мироновой прекрасны: нравственная безупречность, верность слову, решительность, искренность. Она способна любить искренне, горячо и беззаветно. И в награду ей достается заслуженное счастье.

А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.

3. Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»

В конце стихотворения звучит мотив пути, дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно». Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней», приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.

Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза: «спицы росписные» - «расхлябанные колеи». Россия - страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!
Антитеза (от греч. antithesis - противоположение) - одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, образы, черты характера действующих лиц.

Билет No 16

1. Изображение военных будней в стихотворениях о Великой Отечественной войне (на примере изученных произведений).

2. Историзм художественной литературы. Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

3. Прочитайте наизусть понравившийся отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Объясните свой выбор.

1. В поэме «Василий Теркин» Твардовский показал главного героя в разных ситуациях, мы видим Теркина и на поле боя, и в госпитале, и на отдыхе. И везде он находчив, смел и полон оптимизма. Твардовский создал собирательный образ русского солдата, который боролся против фашизма, защищая свою Родину. Писатель дал нам возможность проследить за ходом войны глазами простых солдат, он показал нам военные будни.

Поэма «Василий Тёркин» - это рассказ о том, как жил солдат на войне, как он воевал, сражался. Автор размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне, рисует военные будни, показывает солдат на привале, в момент боя и короткого отдыха.

Героическая переправа (глава «Переправа») – это тоже военные будни. Солдаты спят на мёрзлой земле, «греют землю животом», ждут рассвета, ждут подмоги, духом падать не хотят. Пишут письма домой «друг у друга на спине».

Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. А как Тёркин играл на гармошке!

И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Василий Тёркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, то очень серьёзные рассказы.

А сколько лишений приходится терпеть Василию Тёркину! Он мёрзнет, голодает, не имеет вестей от родных, его ранят. А он не унывает. Живет и радуется жизни. Мне кажется, сегодня этого качества так не хватает многим людям. Теркин не может не радовать своим жизнелюбием.

Вот они лежат третьи сутки в болотах. Идет дождь, злой кашель терзает грудь. Даже покурить нельзя, так как спички размокли. Третий день "кишка кишке кукиш кажет".Солдаты падают духом . Им кажется, что "хуже нет уже беды",а Теркин усмехается и успокаивает друзей, убеждая в том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силён. За ним батальон, полк, дивизия, вся Россия. Да и немец уже не тот. Если в прошлом году он пел : "Москва моя", то "этой песни прошлогодней нынче немец не певец".

А.Т. Твардовский, рассказывая простым, образным, народным языком о русском солдате и событиях мирового значения, нигде не изменил правде жизни. Народ победил именно потому, что сражался за правое дело. Доброта, народная справедливость - вот решающая сила, которая приводит к победе.

2. Из всех героев «Капитанской дочки» реально суще­ствовали только Пугачев со своими сподвижниками и государыня Екатерина. Однако, как и любой другой художник, Пушкин имеет право на художественный вымысел. И в результате в повести мы видим «поэтического» Пугачева, пушкинского Пугачева.

Автор, раскрывая образ Емельяна Пугачева, показывает его в событиях и среди людей: крестьян, разбойников, беглых каторжников, солдат, офицеров-дворян. В повести нет привычного нам Пугачева-самозванца, раскольника и мошенника, малодушного и жестокого, властолюбивого человека. Есть Вожатый в жизни главного героя Петруши Гринева — недоросля, который только что вырвался из-под родительской опеки, есть талантливый, великодушный, умный мужик с русской человеческой душой.

Но Пушкин не дает однозначной, только положительной оценки Пугачеву, ведь, несмотря ни на какие его положительные качества, он убийца, он самозванец. Этого нельзя было не показать в «новом» Пугачеве. Внутри пушкинского Пугачева идет постоянная борьба между «вешателем» и милующим, между преступником и кающимся грешником. Мечта его — освободить крестьян от барского гнета, от зависимости. Ради нее он и становится государем-самозванцем. Пушкинский Пугачев — это не выдуманный, а найденный писателем образ мужичьего царя, о котором все мечтали.

Государыня Екатерина и ее сановники тоже лишены тех стереотипов, с помощью которых часто изображают «великих людей». Мы не видим здесь ни великих полководцев, ни знаменитых государственных деятелей. Мы видим настоящих живых людей.

В своей повести «Капитанская дочка» автор показал и ряд других — уже вымышлен­ных героев: это и низкий злодей Швабрин, и умирающий за царицу комендант Миронов, молодой Петруша Гринев и его возлюбленная — дочь капитана Миронова Маша, верный Савельич. Все эти герои повести, несмотря на вымысел, чрезвычайно важны. Все они проходят через проблему чести и долга — важнейшую проблему нравственности. Всех их закружила «историческая метель» — русский бунт. Он начался с мелких недовольств, но их становилось все больше и больше, они становились все серьезнее, и наконец наступил предел народного терпения. Тысячи крепостных ополчились против угнетателей. Брат шел на брата. Все смешалось... Начался праздник бесовства. «Не приведи Господи видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный», — замечает Пушкин.

И в этой бесконечной пляске бесовства крутятся и реальные люди — герои повести «Капитанская дочка».


Билет No 17

1. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

2. Русский пейзаж в стихотворениях поэтов ХIХ века (А.С.Пушкин, Ф.Ф.Фет, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков).

3. Какие человеческие пороки разоблачает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор»?

1. В "Капитанской дочке" А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII—XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем.

Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную "вожатому" во пора бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал. "Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты. . " И реально, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и отпускает Гринева сообща с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: "Казнить так казнить, жаловать так жаловать".

Сказать от своего имени обо всем, что думал Пушкин о Пугачеве, было по тому времени невозможно. Пушкин не мог поделиться с читателями своими размышлениями о вожде крестьянского восстаний. Нельзя было высказать эти мысли и от имени рассказчика - преданного долгу присяги офицера екатерининского времени. И Пушкин сказал об этом описаниями действий самого Пугачева, богатым своеобразным языком героя и портретными зарисовками Пугачева, особенно последними, так как каждая портретная деталь, сделанная рукой Пушкина, заставляла читателя пристально вглядываться в душевное богатство этой личности.
Во время поездки в Поволжье и Приуралье Пушкин убедился в благоговейном отношении людей из народа к памяти Пугачева . Всюду, где это было возможно, Пушкин писал об этом и в « Капитанской дочке » и в «Истории Пугачева ». Пушкин охотно вносил в свое повествование бытующие в народе воспоминания о Пугачеве - сказки, песни, отдельные исторические моменты, сохранившиеся в различных легендах, живущих в народе. Это заметно и в иносказательной беседе «дорожного» с хозяином умета, в беседах Пугачева с его соратниками, даже и в его общении с Гриневым. В портретных зарисовках Пугачева, рассыпанных по всему художественному произведению, отражены разные впечатления Пушкина о Пугачеве : от талантливости и смелости Пугачева-военачальника, и от широких, идущих от народных чаяний его преобразовательных замыслов, и от сознаваемой им своей обреченности. Незаурядная, самобытная и в то же время пугающая Пушкина натура этого человека нашла свое отражение в целостном портрете Пугачева .
В период создания « Капитанской дочки » у Пушкина сложилось уже иное представление о Пугачеве, чем тогда, когда он работал над «Историей» . Он не смотрел уже на Пугачева как на слепое орудие в руках яицкого казачества, выделявшегося только большими военными познаниями и необыкновенной дерзостью. В « Капитанской дочке » Пугачев - подлинный вождь крестьянского движения, человек, глубоко сознающий свою правоту и свою историческую миссию.

  1. Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии. Для русских природа всегда была свободной, волей, привольем.

Русские поэты посвяти природе различных времен года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.

Природа в стихотворениях русских поэтов показана по-разному. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Они переживают вместе со своим лирическим героем. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Природа в стихах русских поэтов одушевлена и согласуется с их настроением. Через описание природы он показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.

Под впечатлением удачных произведений поэтов, в которых так полно высказалась их душа, начинается понимать, что это удачные стихи, вот она настоящая поэзия. Видно, что поэты открыто подчеркивают свое влечение в "беспредельное", они с большей художественной силой говорят о любви к "ежедневным картинам" родной страны, о чумацких ночлегах, волнующихся нивах, чем об "иной красоте", которую они ощущает за всем этим. Особенно привлекает их только что оживающая и расцветающая природа. Они «экспериментируют» над природой, преобразуют ее, сравнивают с человеком. Некоторые из поэтов даже говорят, что природа им роднее близких людей, роднее семьи.

Как и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, они смогли открыть для читателя удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа России, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всей своей жизни они обращались к пейзажной лирике, преобразовывая ее с каждым годом. Наиболее полно раскрылась тема природы в стихотворениях, связанных с временами года - с зимой, с весной, с летом, с осенью.

Гармоничное сочетание внутреннего мира человека, действительности и красоты природы - одно из величайших достижений поэтов 19 века.

  1. Пороки чиновничества не выдуманы автором. Они взята Гоголем из самой жизни. Известно, что в роли гоголевской почтмейстера выступал сам император Николай I, который прочитывал письма Пушкина к жене. Скандальная история с проворовавшейся комиссией по построению храма Христа Спасителя очень напоминает поступок городничего, присвоившего казенные деньги, выделенные на строительство церкви. Эти факты, взятые из реальной жизни, подчеркивают типичность негативных явлений, которые обличает сатирик в своей комедии. Пьеса Гоголя высветила все типичные пороки чиновничества России, которые воплотились в индивидуальных образах городничего и его окружения.


Безвестный провинциальный городишко предстает в комедии как государство в миниатюре, в котором, как в капле воды, отражаются все злоупотребления и пороки чиновно-бюрократической России. Черты, характеризующие городских чиновников, типичны и для представителей других сословий. Всех их отличают нечестность, пошлость, убожество умственных интересов, крайне низкий культурный уровень. Ведь в комедии нет ни одного честного героя ни из одного сословия. Здесь налицо социальное расслоение людей, одни из которых занимают важные государственные посты и используют свою власть для улучшения собственного благополучия. На верхушке этой социальной пирамиды находится чиновничество.

Воровство, взяточничество, казнокрадство — эти типичные пороки чиновничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом. Городская верхушка отвратительна. Но и подвластные им люди не вызывают симпатий. Притесняемые городничим купцы, ненавидя его, пытаются задобрить его подарками, а при первом же удобном случае пишут на него жалобу Хлестакову, которого все принимают за важного петербургского сановника. Провинциальные помещики Бобчинский и Добчинский — бездельники и сплетники, ничтожные и пошлые люди. На первый взгляд, вызывает сочувствие безвинно высеченная унтер-офицерша. Но то, что она желает получить лишь денежную компенсацию за понесенное оскорбление, делает ее смешной и жалкой.

Пороки:

Чинопочитание, казнокрадство (деньги, выделенные на строительство церкви, потратили на свои нужды) ,

вседозволенность (сцена с унтер-офицерской вдовой, жалобы купцов) , безнаказанность (столица далеко, а ревизор ненастоящий) ,

стремление к выгодному браку (дочь Городничего) ,

невежество (доктор-немец, по-русски не понимает, а больные похожи на кузнецов; учитель психически нездоров -кидает стулья) , стремление жить не по средствам, нежелание работать, а жить на деньги родителей, (Хлестаков) , мздоимство (взяточничество) - все дают Хлестакову взятки...

Билет No 18

1.Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

2.Составьте сравнительную характеристику образов Ровены и Ревекки в романе В. Скотта «Айвенго».

3. Какими чувствами пронизаны строки стихотворений Б.Ш.Окуджавы «Песенка о пехоте» и «Здесь птицы не

поют»? Какие художественные средства помогают автору

выразить эти чувства?

1.

Тема – изображение в комедии всей чиновничьей России со всеми её пороками, осмеяние зловредных пороков человека, несправедливости, произвола, мошенничества, притворства, лицемерия и корысти...

Конечно, в комедии действуют не только государственные служащие. Мы встречаем в комедии всю многоликую Россию: и поместное дворянство, и купечество, и мещанство, и крестьянство. Но особое внимание автор уделяет характеристике городского чиновничества, так как грядущий приезд ревизора нарушает именно их душевный покой.

Идея комедии «Ревизор» в эпиграфе, предшествующем комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»— заложена основная мысль пьесы. Мысль Гоголя не только посмеяться над происходящим, но указать на будущее возмездие

Осмеивается среда, порядок, устои. Это не «насмешка над Россией», а «картина и зеркало общественной... жизни». В статье «Петербургская сцена в 1835-36 году» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие». Немая сцена, завершающая действие, яркое тому свидетельство. Чиновников уездного города ожидает возмездие. Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через положительного героя (такового нет в пьесе), а через действие, поступки, диалоги. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя. Разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. «Только смехом поражается здесь порок», — писал Н.В. Гоголь.

Проблематика

Широта художественного обобщения позволяет увидеть в комедии сатиру на всю государственную бюрократическую систему царской России.

Автор бичует в ней взяточников, казнокрадов, мошенников, лгунов, занимающих ответственные посты, беспощадным, карающим смехом, который он назвал единственным честным лицом комедии.

В "Ревизоре" Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать. Но самое главное, они привыкли к беспечности в духовной жизни. Зрители смеются над героями, которые погибают именно духовно. Обратимся к примерам из пьесы, которые показывают такую гибель.

Городничий искренне считает, что "нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят". На что судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин возражает: "Что же вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело".

Судья уверен, что взятки борзыми щенками и за взятки считать нельзя, "а вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль..."

2. В романе В. Скотта «Айвенго» введены два образа прекрасных девушек — Ровени и Ребекки. Обе они молодые, очень красивые, умные, воспитывались без матерей. Их постоянно окружала любовь и ласка ближних, большая роскошь.

Но социальное состояние, и характеры у них разные. По-разному они ведут себя в критических ситуациях, по-разному сложилась и их судьба.

Ровена — знатная саксонка, ее опекал Седрик Ротервудский. Опекун боготворит ее, ни в чем ей не отказывает и связывает с ней свои надежды на возобновление власти саксов. Из-за этого он даже выгоняет своего сына и лишает его наследства. Однако Ровена решительно противостоит браку без любви с потомком княжеского рода Альтестаном. Попав в плен, девушка, которая привыкла к общему поклонению, теряет свою волю, плачет. Только счастливый случай спасает ее, а затем судьба опять улыбается ей и она становится женой любимого рыцаря Айвенго.

Ребекка — дочь богатого еврея Исаака. Ее племя постоянно испытывало гонения и унижения. И хотя девушка выросла, не зная ни в чем отказа, все же поняла, что ей нужна большая сила воли, знания, «чтобы выжить в этом жестком мире».

Она научилась лечить, помогала всем, кто в этом нуждался. В критические минуты искала выхода, и, не найдя его, отдала преимущество смерти, а не бесчестью. Это очень сильная натура. Не найдя ответ на свои сердечные чувства, Ребекка решает заняться доброчинными делами: лечить, помогать страждущим. Она и дальше будет поддерживать честь и достоинство своего народа, оберегать веру предков.

Эти женские образы играют значительную композиционную роль, помогают глубже раскрыть характеры главных героев и отобразить историческую эпоху. Их красота, ум и доброта облагораживали этот жестокий мир.

  1. В стихах Булата Окуджавы важное место занимают образы и мотивы, навеянные войной. Сами названия говорят об этом: «Пер­вый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До сви­дания, мальчики», «Песенка о пехоте» и др. В них раскрывается ду­ховный мир человека, прошедшего испытания огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле.

Эмоциональный заряд, заключенный в стихах и песнях Окуджавы, силен не­обычайно по интенсивности переживаемого поэтом чув­ства.

Стихотворение «Мы за ценой не постоим» пронизано глубокими патриотическими чувствами, автор преклоняется перед подвигом рядовых солдат в годы Великой Отечественной войны. Цена Победы – жизнь солдата, но «мы за ценой не постоим» , а это значит – готовы отдать жизнь за Победу, за любимую Родину, за правое дело.

«Нас ждёт огонь смертельный – и всё ж бессилен он». Антитеза «смертельный» - «бессилен» усиливает понимание величия совершённого простым солдатом подвига: сама смерть бессильна перед готовностью солдата победить любой ценой.

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.

Метафора «мы врастаем в землю» подчёркивает единство и сплочённость всего народа в борьбе с немецкими захватчиками. Тема единства подчёркивается общей целью: «нам нужна победа одна на всех».

«Десятый наш десантный батальон» - уточнение номера батальона показывает массовость и монолитность сознания всего народа: сколько их было, таких батальонов? Тысячи. Благодаря «номеру» батальона песня воспринимается ещё как личное переживание каждым фронтовиком, каждый помнит о своём батальоне…

«Бьёт пулемёт неутомим» - метафора подчёркивает, как трудно было дойти «до самых вражеских ворот, такие, брат, дела». Обращение «брат» делает стихотворение сердечным, дружеским, как будто фронтовик рассказывает товарищу о своём боевом пути, атмосфера стихотворения – дружеская, доверительная.

Последние строки – «уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон» - поднимают в душе чувство отчаянной тревоги: а вернулся ли из боя десятый батальон? Дальше ведь ничего неизвестно.

И у нас, читателей, остаётся в душе и в памяти: в ночь ушёл десятый батальон за нашу Родину, за Победу, за нас. Кто-нибудь вернулся? И в глазах – слёзы…

Билет No 19

1.Раскройте понятия «сатиры» и «гротеска» на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Определите их роль в произведении.

2. Жизнеутверждающий финал трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» и его значение.

3.Как вы понимаете слова героя думы «И мы не праздно в мире жили» (К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака»)?

1. Сатира – это особый способ изображения отрицательных явлений жизни, пороков и недостатков людей.

В сатирических произведениях пороки не только изображаются и осуждаются, но и гневно высмеиваются.

Смех – главное оружие сатиры, оружие острое и мощное.

Комичность ситуаций , основанная на жизненной достоверности, - особенность сатирического произведения. Образ Хлестакова сопровождается авторскими ироническими оценками: «молодой человек… без царя в голове», «говорит и действует без всякого соображения».

Речь персонажей «Ревизора» откровенно комически выражает их характер. Христиан Иванович вообще не умеет говорить по-русски, что чётко его характеризует как врача и вызывает смех.

В сатире гипербола (преувеличение) получила наибольшее распространение. Масштабы вранья Хлестакова перерастают из гиперболы в гротеск: «с Пушкиным я на одной ноге». Ещё примеры гротеска – слияние реального с фантастическим: «…тридцать пять тысяч одних курьеров», «… в семьсот рублей арбуз» «Я с Пушкиным на дружеской ноге», «…суп в кастрюльке, приехавший на пароходе прямо из Парижа».

Роль сатиры в комедии - через злобное, едкое обличение пороков человека и окружающей действительности воздействовать на читателя путём вызывания возмущения, содрогания к размышлению. Гоголь использует типичные для сатиры приёмы осмеяния: гиперболу, гротеск, иронию, сарказм. Объект осмеяния – социально значимые пороки действительности (казнокрадство, взяточничество ит.д.), а также частные недостатки человека (скудоумие, лживость и т.д.).

2. Существенным для этой трагической нормы любви является то, что помимо раскрытия всей силы и очарования юной страсти Шекспир показывает ее развивающее и обогащающее действие на человеческую личность.

Ромео вырастает в пьесе на наших гладах, последовательно проходя три стадии. Вначале, до встречи с Джульеттой, это наивный юноша, еще сам не понимающий своей натуры и своих душевных запросов. Он хочет тоже принять участие в типично ренессансном (сравните с этим сонеты, поэмы, некоторые ранние комедии Шекспира) культе любви, хочет не отстать от других и внушает себе, что влюблен в черноглазую Розалинду, по которой томно вздыхает. На самом же деле это чисто «мозговое», надуманное увлечение, которое не затрагивает по-настоящему его сердца. Как бы желая подчеркнуть это, Шекспир вовсе не выводит на сцену этот бледный фантом, в отличие от Брука, делающего его вначале активным действующим лицом. Но, увидев Джульетту, Ромео сразу перерождается. Он мгновенно чувствует, что она – его избранница, что с ней связана его участь. Ромео становится взрослым, зрелым человеком, который не просто мечтает, но уже действует, борется за свое живое чувство. С этой минуты, все его слова и поступки полны энергии и решительности, а вместе с тем большой внутренней простоты и искренности.

Наконец, когда Ромео получает ложное известие о смерти Джульетты, он еще раз преображается. Он чувствует, что для него жизнь кончена; он как бы поднимается над собой и всем окружающим, чтобы посмотреть на мир извне, с большей высоты. Ромео приобретает ту проницательность и мудрость, ту отрешенность и объективность, которые свойственны иногда старым людям, многое испытавшим и продумавшим. Теперь Ромео начинает понимать мир лучше, чем раньше.

Ему открываются силы, руководящие людьми. В эту минуту высшего страдания и высшей ясности мысли Ромео, покупая у аптекаря яд, называет золото, которое дает ему, «ядом похуже», чем полученное им зелье (V, 1). Когда затем, у гробницы Джульетты, он встречает Париса, этот молодой аристократ с благородными, но неглубокими чувствами кажется Ромео ребенком по сравнению с ним, и он называет его в «юношей». Таким же образом, под влиянием овладевшего ею всепоглощающего чувства вырастает в пьесе и Джульетта. Из кроткой и наивной девочки какой она показана вначале, она превращается и созревшую душой женщину, идущую на все ради своего чувства, в подлинную героиню. Она порывает со своей семьей, со своими привычками и обстановкой жизни ради любимого. Во имя своей любви она подвергает себя величайшей опасности, когда решается выпить снотворный напиток. Достаточно прочесть ее замечательный монолог по этому поводу (в конце сцены).

Несмотря на все беды, невзгоды, на все катаклизмы, в мире властвует чистота, честь, достоинство и Любовь. Вот почему мы можем говорить о "светлом трагизме" финала.

3. Покоряя Сибирь, Ермак действовал на свой риск и страх. Во всех летописях ни слова не говорится, чтобы Ермак действовал именем царя и требовал дани для России. Он шел не для завоеваний и приобретения новых земель, а на борьбу с неверными, исконными врагами христианской веры; на борьбу, составлявшую удел казачества и воспитавшую в нем в течение веков неукротимый воинственный дух, жажду деятельности, стремление вперед, к чему-то далекому, неизвестному.

Сибирь, как страна, ему была не нужна, при том он и не мог удержать ее в своих руках по своей малочисленности. Хотя много писалось в нашей литературе о том, что Ермак, как завоеватель, думал даже сделаться носителем сибирской короны и властвовать неограниченно в восточных землях, но подобные измышления имеют, быть может, значение для художественного творчества, но не для исторической правды.
Щедро наградив казаков и простив им все вины, Иоанн послал Ермаку два богатые панцири, серебряный ковш, шубу с своего плеча и кусок сукна, и грамоту, в которой величал его князем Сибирским. Около двух лет казаки господствовали в Сибири и успели завести торговые сношения с самыми отдаленными азиатскими странами. Бухарские караваны приходили к ним с восточными товарами через степи киргиз-кайсаков, и вскоре столица Сибири превратилась в оживленный ярмарочный торг.

Билет No 20

1.Дайте определение терминам «монолог», «ремарка», «диалог». Проиллюстрируйте эти определения примерами из текста комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

2.Как фамилия главных героев рассказа А.И.Куприна «Куст сирени» связана с отношениями в их семье?

3.Прочитайте наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Кавказ». Как произведение связано с биографией поэта?

1. Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

Например:

Хлестаков один.

Это скверно, однако ж, если он совсем ничего не даст <

Наши рекомендации