Система оценивания (нормы перевода тестовых баллов в традиционную шкалу оценок).
Оценка результатов тестирования может осуществляться по 100-балльной системе (по 0,1 баллу за каждый верный ответ). В этом случае:
50% правильных ответов – «удовлетворительно».
75% правильных ответов – «хорошо».
Более 75% правильных ответов – «отлично».
100% правильных ответов – 10 баллов.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТОВ.
Время проведения тестирования определяется из расчета – 1-2 мин. на один вопрос. Если тестирование проводится преподавателем в компьютерном классе, то правильность ответов проверяется при помощи компьютера. Если тестирование проводится в учебной аудитории без привлечения компьютерной техники, то правильность ответов проверяется преподавателем с помощью страницы «ключей».
ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Раздел 1. История древнего мира и средних веков
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
1. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
а) ретроспективный;
б) описательно-повествовательный;
в) сравнительно-исторический;
г) биографический.
2. Цивилизации древности, возникшие на берегах крупных рек, Л.И. Мечников назвал великими историческими, потому что там возникли или были созданы:
а) первые государства;
б) зачатки научного знания;
в) ирригационная система;
г) деспотическая форма общественного устройства
3. Что такое местничество:
А) иерархический порядок государственных должностей представителями всех сословий
Б) иерархический порядок воинских чинов;
В) иерархический порядок знатных фамилий по старшинству и знатности родов;
Г) иерархический порядок распределения мест в Государственной Думе.
4. Как назывался коллектив единомышленников Ивана IV, помогавший ему в проведении реформ 1550-х гг.:
А) земский собор
Б) боярская дума
В) государственный совет
Г) тайный комитет
Д) избранная рада
Повышенный уровень
1.Обозначьте цифрами последовательность событий:
1.крещение Руси
2. объединение Киева и Новгорода
3. появление «Русской Правды»
4. первый договор с Византией
5. призвание варягов
6. подавление бунта древлян
7. княжение Владимира Мономаха
8.первое известие о Москве
Ответ: 5, 2, 4, 6, 1, 7, 3, 8
2. Соотнесите имена исторических деятелей с их вкладом в историю:
А) Иван I
Б) Дмитрий Донской
В) Александр Невский
Г) Иван III
1. Одержал победу над шведами и немцами
2. Считается «собирателем» русских земель
3. Первый «великий князь» на Руси
4. Одержал победу в переломном сражении с монголо-татарами
Ответ: а2, б4, в1, г2
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ
Задание 1.Найдите современников:
1. | Царь Василий Иванович Шуйский | а) французский король Генрих IV; б) Томас Мюнцер; в) Блез Паскаль |
2. | Царь Борис Годунов | а) Васко да Гама; б) Галилео Галилей; в) английский король Генрих VII |
3. | Патриарх Никон | а) Франсуа Рабле; б) Мартин Лютер; в) германский император Фердинанд III |
4. | Царь Михаил Федорович | а) кардинал Ришелье; б) Эразм Роттердамский; в) Фердинанд Кортес |
5. | Царь Алексей Михайлович | а) Данте Алигьери; б) Елизавета Тюдор; в) Роберт Бойль |
2. Соотнесите события и даты:
А) призвание варягов
Б) Крещение Руси
В) появление «Русской правды»
Г) обложение Византии данью
Д) объединение Киева и Новгорода
1. 911 г.
2. XI в.
3. 862 г.
4. 882 г.
5. 988 г.
Ответ: а-3, б-5, в-2, г-1, д-4.
3. В чем заключались главные причины падения Избранной Рады?
А. разные концепции и методы централизации у Ивана IV и его советников
Б. измена Курбского
В. личный произвол Ивана Грозного.
4 Соотнесите имена политических деятелей и занимаемые ими центры в период Смуты:
А. Лжедмитрий I
Б. Лжедмитрий II
В. Дмитрий Пожарский
1. Ярославль
2. Путивль
3. Тушино
а1, б3, в2
Раздел 2. История нового и новейшего времени
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
1.Фактор, оказавший существенное влияние на индустриальное развитие государств:
а) движение Реформации в Европе;
б) английская промышленная революция;
в) открытие Колумбом Америки;
г) Великая французская буржуазная революция.
2. Венская модель системы международных отношений получила название:
а) «марлезонского балета»;
б) «концерта Европы»;
в) «весны народов»;
г) «Европы без границ».
3. .Уинстон Черчилль назвал Семилетнюю войну:
а) последней войной рыцарей;
б) великим противостоянием суши и моря;
в) «Первой мировой»;
г) войной европейских коалиций.
4.. Англо-русское противостояние в Средней Азии в XIX веке называлось:
а) «Большая игра»;
б) «Турецкий гамбит»;
в) вторая столетняя война;
г) «Дранг нах Остен».
5. Укажите итоги Смуты:
А) бурное экономическое развитие Руси
Б) восстановление на престоле династии Рюриковичей
В) избрание новой правящей династии
Г) экономический, культурный и социальный упадок
Д) превращение Руси в конституционную монархию
Е) церковная власть получила приоритет над светской властью.
6. Что такое «урочные лета»:
А) срок, в течение которого крестьянам запрещался переход от одного феодала к другому в Юрьев день
Б) срок, в течение которого крестьянам разрешался переход от одного феодала к другому в Юрьев день
В) срок сыска беглых крестьян
Г) срок, в течение которого крестьяне не платили помещикам оброка
Д) срок, в течение которого крестьяне не отрабатывали барщину
7.. Какой идеологический принцип был заложен Петром I:
А) Москва – третий Рим
Б) принцип служения царю
В) принцип служения Отечеству
Г) принцип служения обществу
Д) принцип служения народу
8. Кто, по мнению Екатерины II, мог даровать народу «правильные» законы:
А) сам народ посредством бессословного законодательного органа
Б) дворянство посредством законосовещательного органа
В) духовенство посредством религиозного воспитания
Г) самодержавное государство в лице просвещенного монарха
Д) западноевропейские просветители
9. С чем связан отказ Екатерины II от политики «просвещенного абсолютизма»:
А) с массовыми акциями протеста со стороны дворянства
Б) с крестьянским восстанием под предводительством Степана Разина
В) с крестьянским восстанием под предводительством Емельяна Пугачева
Г) с «королевской» революцией во Франции 1770 – 1774 гг.
Д) с войной за независимость в Северной Америке 1775 – 1783 гг.
10. Реформа управления государственными крестьянами была проведена П.Д. Киселёвым в…:
А) 1801-1803 гг.
Б) 1837-1841 гг.
В) 1861-1863 гг.
Г) 1881-1884 гг.
11. В первой четверти ХIХ в. с понятием «аракчеевщина» современниками связывали…:
А) разработку проектов, ограничивших власть царя
Б) ослабление цензурного гнёта, распространение иностранных книг
В) возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I
Г) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии
12. В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия противостояла коалиции государств, в которую входили…
А) Пруссия, Венгрия, Англия
Б) Персия, Турция, Англия
В) Турция, Англия, Франция
Г) Франция, Персия, Греция