ЛЕЦИЯ № 7. СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
Главными элементами любой экскурсии являются показ объектов и рассказ о них. Необходимо отметить, что важнейшее место занимает именно показ объектов, на основании которого строится рассказ. Соотношение показа и рассказа в экскурсии может меняться, в зависимости от числа объектов по теме (памятники истории и культуры, здания, сооружения, достопримечательные места), фактического материала экскурсовода, характеризующего их, и т.д.
От того как экскурсовод организует подготовку и проведение экскурсии зависит комплексное впечатление экскурсанта от объектов экскурсии – памятников истории и культуры, памятных мест и достопримечательностей. Квалифицированная экскурсия позволяет не только увидеть объект, но и узнать историко-культурную характеристику данного объекта, его значение для истории и культуры края.
Каждая подтема экскурсии строится на показе конкретного объекта и рассказе о событии, связанном с ним. Осмотр объектов и их показ не одно и то же.
Осмотр – это поверхностное, чаще всего безкомплексное, самостоятельное знакомство с тем или иным объектом. При осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника.
Показ – это более глубокое ознакомление с объектами, связанный с наблюдением объекта в естественной обстановке под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода). Показ – действие экскурсовода, направленное на выявление сущности экскурсионного объекта, способ ознакомления с экскурсионным объектом, процесс извлечения зрительной информации из объекта, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью.
Экскурсионный показ включает ряд составляющих:
1) собственно наблюдение объекта;
2) осмотр экспонатов и дополнительных материалов («портфель экскурсовода»);
3) использование приема зрительной реконструкции.
Кроме того, показ на экскурсии имеет ряд специфических характеристик:
1) активность показа (анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью приемов экскурсионной методики);
2) логическая последовательность показа (связь экскурсионных объектов единой логической системой показа и рассказа);
3) опережающая роль показа(показ предшествует рассказу, поскольку основой экскурсии являются зрительные восприятия).
Выделяют несколько уровней показа:
1) предварительный обзор объекта (ориентация экскурсантов в пространстве);
2) работа с отдельным экскурсионным объектом;
3) подробное изучение объекта.
Особое значение для экскурсии имеет принцип наглядности, который построен на чувственном восприятии действительности. Принцип наглядности лежит в основе познавательной деятельности экскурсантов. Основное назначение наглядности – активизация чувств и представлений человека, участвующего в экскурсии. Наглядность в экскурсиях способствует тому, что благодаря восприятию определенных предметов и явлений у людей возникают представления, правильно отображающие объективную действительность. В настоящее время в большинстве экскурсий наглядность рассчитана на зрительный вид восприятия.
Средства наглядности в экскурсионной практике делят на два основных вида:
1) предметные, подлинные средства – памятники истории и культуры, объекты, которые являются основой показа;
2) дополнительные средства – иллюстрационный материал по теме экскурсии, являющийся основой «портфеля экскурсовода».
Важная роль в экскурсии отводится дополнительным средствам наглядности.
«Портфель экскурсовода» – комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии. Важнейшая задача «портфеля экскурсовода» в восстановлении недостающих зрительных элементов при показе. Иногда состояние исторического объекта предопределяет необходимость сформировать представление о его первоначальном виде. Для этого и используются фотографии, проекты зданий, сооружений, памятников. Часто возникает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к данному объекту или событиям, с ним связанным. Более компетентной экскурсию делает демонстрация копий документов, рукописей, относящимся к событиям, о которых рассказывает экскурсовод. Задача наглядных пособий на экскурсии – дать представление о растениях, минералах, механизмах с помощью показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей.
«Портфель экскурсовода» создается по каждой теме, если этого требует зрительный ряд. Количество предметов, включенных в «портфель экскурсовода» не должно быть велико, так как в этом случае они будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, и рассеивать их внимание.
К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладываются пояснения и справочный материал. Аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе того или иного экспоната экскурсантам.
«Портфель экскурсовода», вспомогательные наглядные пособия, включенные в него, являются активными участниками процесса показа. Требования методики состоят в том, чтобы эти пособия не перегружали экскурсию, не заслоняли подлинных объектов, а лишь дополняли показ.
Существует несколько видов показа экскурсионных объектов:
1) демонстрация объекта из окон движущегося экскурсионного автобуса (в процессе экскурсовод озвучивает путевую информацию);
2) наблюдение объектов без выхода группы из автобуса, на его стоянке (экскурсовод осуществляет подробный анализ экскурсионного объекта);
3) осмотр объектов на остановке с выходом экскурсантов из автобуса (осуществляется глубокий показ, многоплановый анализ объекта).
В основе проведения экскурсии лежит правило «от показа к рассказу», которое является основой экскурсионного дела.
В рамках экскурсионной работы экскурсовод, в зависимость от ситуации, объекта, группы – ее состава, использует те или иные способы демонстрации объекта – приемы показа. Методические приемы показа делятся на: общие, характерные для всех экскурсий, частные, и единичные приемы, используемые при осмотре и изучении одного объекта. Смысл использования приемов экскурсионного показа - это интенсификация наблюдения и изучения объекта.
Выделяют несколько методических приемов экскурсионного показа:
1) прием предварительного осмотра;
2) прием зрительного анализа;
3) прием зрительной реконструкции;
4) прием локализации событий;
5) прием зрительного сравнения;
6) прием панорамного показа;
7) прием восполнения;
8) прием переноса внимания
Прием предварительного осмотра – используется в ситуации, когда туристы находятся на месте расположения памятника, в пределах видимости. Экскурсовод рассказывает о памятнике, мотивируя туристов провести самостоятельное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, выделить наиболее интересные детали. Рассказ об объекте и событиях, связанных с ним, осуществляется только после самостоятельного предварительного осмотра. Данный прием занимает не более полутора-двух минут.
Прием зрительного анализа – осуществляется с помощью изучения объекта путем его разделения на составные части с выделением различных частей и признаков. Данный прием необходим для лучшего восприятия и понимания объекта участниками экскурсии
В основе экскурсионного анализа лежат различные признаки объекта – памятника истории и культуры.
Основными видами экскурсионного анализа называют:
1) искусствоведческий (показ произведений изобразительного искусства и архитектуры);
2) исторический (показ зданий, связанных с определенными историческими событиями);
3) естественнонаучный (используется при показе природоведческих объектов);
4) производственно-технический (используется при экскурсиях на промышленных предприятиях).
Данные виды анализа могут быть использованы отдельно – при показе одного объекта, и вместе – при анализе комплекса объектов. При этом экскурсионный объект или комплекс объектов расчленяется на составные части, каждый из которых вычленяется из общей среды и подвергается анализу.
Одна из задач зрительного анализа объекта, проводимого экскурсоводом, состоит в том, чтобы привить экскурсантам навыки самостоятельного анализа и на основе этого полнее уяснить сущность объекта.
Прием зрительной реконструкции– прием реконструкции словесным путем образа несохранившегося здания, с опорой на зрительные впечатления. Задача данного приема – сформировать у экскурсантов представление об объекте, который в предстает в ином виде, отличном от первоначального.
Использование приема зрительной реконструкции предполагает наличие у экскурсовода обширных знаний об объекте, который подвергается мысленному восстановлению или изменению. Объект должен четко представляться экскурсоводу зрительно в своем первозданном виде. Экскурсовод в ходе подготовки к экскурсии должен провести зрительную реконструкцию зданий, памятников, местности. Тогда данный прием поможет экскурсантам увидеть все в нужном виде.
Для того чтобы дать группе представление о конкретном событии, экскурсовод должен четко представить его зрительно. На экскурсии используются различные способы воспроизведения картин исторического прошлого. Для более убедительного изложения материала необходимо, чтобы каждый экскурсовод имел карту-схему с обозначением наиболее важных подробностей исторического события. Когда постройка, о которой идет речь, не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия из «портфеля экскурсовода».
Успех применения такого сложного методического приема, как зрительная реконструкция, во многом зависит от подготовительной работы. Компетентность экскурсовода, его знания, владение методикой позволяют ему убедительно рассказать участникам экскурсии о событии. Использование приема зрительной реконструкции предполагает наличие знаний, профессионального мастерства. В ходе зрительной реконструкции некоторых объектов экскурсанты получают 5 – 6 подобных указаний, которые подкрепляются наглядными пособиями из «портфеля экскурсовода», ссылками на ранее виденные ими объекты, чтением письменных источников (описаний объектов в их первоначальном виде).
Прием зрительного монтажа – является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких зданий или нескольких памятников, а также их отдельных элементов, частей. Эти составные могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения для экскурсантов.
Прием локализации событий – дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, привязать внимание к конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. Этот прием предусматривает переход от общего к частному.
Задачи, стоящие перед приемом локализации:
1) отграничить рассматриваемое событие от общего процесса;
2) показать, что событие, о котором идет речь на экскурсии, произошло именно здесь.
Прием локализации помогает зрительно воссоздать конкретное событие или отдельный исторический эпизод. Этот прием способствует формированию у экскурсантов чувства сопричастности к историческим событиям, позволяет им стать участниками исторического события.
Прием зрительного сравнения – методический прием построен на сравнении явлений, предметов, объектов или сопоставлении разных признаков, элементов одного объекта. В экскурсиях широко используются несколько видов сравнения: сравнение демонстрируемого объекта с объектом, известным экскурсантам, но находящимся в другом городе, или с объектом, показанным в начале экскурсии.
Задача экскурсовода – вызвать в памяти экскурсантов зрительный образ аналогичного объекта, который они видели до этого на прежних экскурсиях или у себя в городе. Использование приема сравнения дает возможность экскурсантам представить величину объекта, количество выпускаемой предприятием продукции, скорость движения. Это позволяет дать сравнительную характеристику с опором на личный опыт экскурсантов.
Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с рассказа о событиях, которые здесь произошли, людях, которым посвящена представленная информация. После этого внимание экскурсантов следует обратить на мемориальную доску, установленную в память о значительном событии. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам, экскурсоводу не следует озвучивать ее содержимое.
Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, памятнике), воздвигнутом на месте дома, где произошло историческое событие, т. е. объект, о котором идет речь, не сохранился.
Прием панорамного показа–применяетсяв процессе осмотра экскурсионного объекта или города в целом с возвышенности. Экскурсовод, организуя панорамный показ, активизируя восприятие экскурсантов, выделяет в комплексе объектов композиционный центр, раскрывающий тему экскурсии.
Прием восполнения - позволяет объединить части, стороны, детали, свойства экскурсионного объекта в единое целое. Прием связан с методом синтеза, используемым при показе архитектурных ансамблей.
Прием переноса внимания – предполагает перенос точки осмотра с объекта на объект. Контраста обогащает впечатления экскурсантов. Сравнение объектов позволяет интенсифицировать экскурсионный анализ.