Практические занятия по теме
«Источники средневековой России XI-XVвв.»
Тема I. Начальное русское летописание (Повесть Временных лет)
(4 часа).
Задачи семинара:
1) выяснить основные принципы работы летописцев;
2) форму и содержание летописи;
3) источники, которые использовали составители;
4) выявить 3 редакции «Повести временных лет»;
5) выявить, как в ПВЛ отражено более раннее русское летописание.
Правильно понять, что именно хотел сказать летописец, можно лишь тогда, когда нам будут ясны его логика, его отношение к жизни, его восприятие истории, его способы отражения происходящего. Необходимо выяснить обстоятельства появления текста, и это позволит приблизиться к создателю источника, узнать, почему он написал именно это и именно так.
Для автора летописи критерием достоверности его личных впечатлений было их соответствие коллективному опыту общества. Отклонение от такого социального стандарта представлялось неистинным. Другое дело, когда летописец подходил к созданию оригинального, «авторского» текста о современных ему событиях, участником или очевидцем которых он был, либо о которых он узнавал от свидетелей. Здесь индивидуальный опыт мог вступать в противоречие с общественной памятью. Однако это явное противоречие исчезало, когда в происходящем удавалось различить черты высшего для христианского сознания исторического опыта.
Следует обратить внимание на то, что для летописца Священная история – вневременная и постоянно заново переживаемая в реальных, «сегодняшних», событиях ценность. Событие существенно для летописца постольку, поскольку оно являлось со-Бытием. Отсюда и способ описания – через прямое или опосредованное цитирование Библии. Из Священного Писания летописцы выбирали готовые формулы (клише) для восприятия, описания и одновременной оценки происходящего. В этом соотнесении происходящего с надмирным и заключался провиденциализм древнерусских летописцев. Поэтому они часто прямо или косвенно цитируют Библию, ссылаются на ее персонажей.
ИСТОЧНИКИ ПВЛ
1.Начальный свод (1093 – 1095) содержится в составе Новгородской первой летописи (НПЛ). В предисловии НПЛ заметен пафос в противопоставлении «добрых старых времен» неутешительной современности. Отчетливо звучит оппозиция: старые (хорошие) князья и дружинники и новые – плохие. Уместно задать вопрос: человек какой эпохи мог вспомнить о временах «военной демократии» как о ещё переживаемом прошлом, способном укорять настоящее?
В качестве другого примера можно привести рассказы о мести Ольги древлянам за убийство Игоря. В ПВЛ это звучит как «лишний» эпизод, который разрывает текст, в НПЛ он читается связно.
2.Начальный свод, по мнению исследователей, вобрал в себя еще более раннее предшествующее летописание. С 1061 года в летописи появляются точные или полные даты светских событий, которые говорят о современности записей этим событиям, о ведении летописи именно в это время. В записи под 945 год приводится топографическое описание Киева. Эти описания можно связать с летописцем, работавшем в 1070-х годах. А.А.Шахматов считал этим летописцем печерского монаха, потом игумена Никона.
3.Нелетописные источники ПВЛ по происхождению делятся на отечественные и иностранные, а по способу передачи информации – на письменные и устные (предания и легенды). В качестве информаторов летописца упоминаются Ян Вышатич и Гюрята Рогович. Присутствуют и собственные наблюдения летописца, но выделить их иногда довольно сложно.
Тексты ПВЛ, в разных объемах содержащиеся в различных летописях (Лаврентьевской, Ипатьевской, и др.), позволили ученым установить 3 редакции ПВЛ (1113, 1116, 1118 гг.). Выявить эти редакции по предлагаемым фрагментам нетрудно.
Источники и литература
1. Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР. Вып. 1. Эпоха феодализма. М., Высшая школа, 1980. Раздел 1. Летописание. С. 25-58. (Книга есть в библиотеке им.Гоголя, ксерокопии – в метод. кабинете).
2. Повесть временных лет. СПб, Наука, 1996. – С. 143-271. (Литературные памятники).
3. Археографический обзор списков «Повести временных лет» // Повесть временных лет. СПб, Наука, 1996. – С. 359-378.
4. Данилевский И.Н. и др. Источниковедение. М., Изд-во РГГУ, 1998. Ч.2. Раздел 1. Гл. 1, § 1, 2. – С. 171-195.
ТЕМА 2. Актовые материалы
(2 часа)
План. 1.Актовые материалы как исторический источник. Классификация актов.
2.Анализ публично-правовых актов.
3.Анализ частно-правовых актов.
Актовые документы – это все официальные материалы, имеющие юридическую, правовую основу (грамоты или другие распоряжения верховной власти и центральных учреждений, деловая документация).
Актовые материалы имеют свою внутреннюю структуру, соответствующую установившимся правовым отношениям. Ученые выделяют определенные группы актового материала, которые характеризуют те или иные процессы: социально-экономические, государственное управление, суд, церковное право, внешнюю политику и т.д.
Для практических занятий отобраны 2 группы актов. Первую составляют духовные грамоты, исходившие от частных лиц, и касаются круга вопросов, связанных с передачей движимого и недвижимого имущества наследникам. При анализе грамот следует обрить внимание на характеристику хозяйственной деятельности авторов духовных завещаний.
Вторую группу составили Церковные уставы Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Устав князя Владимира в первоначальном виде до нас не дошел. Исследователи предполагают, что в основе Устава лежит грамота князя, которая уже в начале XII века вырастает в Устав. Устав князя Ярослава также дошел до нашего времени в позднейших переработках XIV – XV вв.
Уставы определяют материальное положение церкви и сферу церковного суда по церковным и гражданским делам (главным образом по вопросам семейного и нравственного характера). Сопоставление, сравнение содержания обоих Уставов позволяет говорить о расширении сферы церковного влияния, а также об особенностях быта и нравов древнерусского общества.
Источники и литература
1. Церковный Устав князя Владимира Святославича. Церковный Устав князя Ярослава. Духовное завещание Патрикея Строева. Духовное завещание Ефросинии Семеновны Кушелевой. 17 августа 1454 г. // Хрестоматия по истории СССР. С древнейших времен до конца XV в. М., 1960. - С. 192-194; 232-237; 552-555.
2. Данилевский И.Н. и др. Источниковедение. М., Изд-во РГГУ, 1998.- Ч.2. Раздел 1. Гл. 1, § 1, 2, 4. - С. 249-264; 277-279.
Учебные пособия
1.Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М.: Высшая школа, 1961.
2.Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории М.: Изд-во МГУ, 2000.
3. Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. Учебное пособие. М.: Изд-во РГГУ, 1998.
4. Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. М.: Владос, 1994.
5. Кабанов В.В. Источниковедение истории советского общества. Курс лекций. М.: Изд-во РГГУ, 1997.
6. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М.: Дрофа, 2004.
7. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Любое издание.
8. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: Высшая школа, 1992.
Дополнительная литература
1. Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. Введение. Гл.1.
2. Козлов В.П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII – XIX вв. М.: Аспект-Пресс, 1996.
3. Козлов В.П. Обманутая, но торжествующая Клио: подлоги письменных источников по российской истории в XX веке. М.: Аспект-Пресс, 2001.
4. Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М.: Изд-во Гос.истор. библиотеки, 2004.
5. Павлова Т.Ф. Русский заграничный исторический архив в Праге // Вопросы истории, 1990, № 11.
6. Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 гг. Документы и материалы. М., 1999.
7. Пронштейн А.П. Историческое источниковедение в трудах К.Н.Бестужева – Рюмина // История СССР, 1990, № 3.
8. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX в. М.: Наука, 1997.
9. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: Весь мир, 2000.
10. Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. – С.239-281.
11. Хорхордина Т.И. Архивы и тоталитаризм. (Опыт сравнительно-исторического анализа) // Отечественная история, 1994. № 6.
12. Чекунова А.Е. Видовые особенности и терминология письменных источников конца XVII – первой четверти XVIII века // Отечественная история, 2001. № 4.
13. Чистякова Е.В. Михаил Николаевич Тихомиров. М.: Наука, 1987.
14. Чудакова М. Беседы об архивах. М.: Наука, 1975.
15. Шмидт С.О. Путь историка. М.: Наука, 1997.
Вопросы к зачету
1.Мифологическое и историческое сознание.
2.Основные черты исторической мысли античности и средневековья.
3.Основные черты исторической мысли эпохи Просвещения.
4.Основные черты исторической мысли XIX- начала XX вв.
5.Понятие «цивилизация». Типы цивилизаций.
6.Ментальность и «картина мира» человека. История ментальностей.
7. Место источниковедения в системе других исторических наук. Понятие «исторический источник».
8.Классификация источников. Классификация письменных источников.
Эволюция видов источников и ее критерии.
9. Основные стадии работы с источниками (эвристика, внешняя и внутренняя
критика, синтез).
10.Исторический источник и исторический факт.
11.Особенности эволюции источников средневековой России.
Характеристика источников по истории средневековой России (IX – XVIIвв.)
11.1. Летописи.
112. Законодательные акты.
11.3. Актовые материалы.
11.4. Документы делопроизводства.
11.5. Литературные и публицистические памятники.
12.Источники по истории России XVIII в.
12.1. Законодательные акты.
12.2. Документы делопроизводства.
12.3. Политические сочинения и публицистика.
12.4. Экономико-географические и статистические материалы.
12.5. Печать.
12.6. Мемуаристика. Эпистолярия.
13.Особенности эволюции источников по истории XIX – начала XX вв.
Характеристика источников XIX – начала XX вв.
13.1. Законодательные акты.
13.2. Документы делопроизводства.
13.3. Статистические источники.
13.4. Политические сочинения и публицистика. Документы оппозиционных и революционных организаций и партий (декабристов, революционно-демократического движения и народнических партий; либерального движения и буржуазных партий; рабочего движения и социал-демократических партий).
13.5. Печать.
13.6. Мемуаристика. Эпистолярия.
14.Некоторые подходы к анализу источников советского периода.
14.1. Особенности источников советского периода.
14.2. Эволюция типов и видов источников.
Примеры проблемных вопросов
1. В чем заключаются недостатки (недочеты) марксистской концепции исторического процесса?
2. В чем заключаются преимущества (достоинства) цивилизационного подхода к истории?
3. Почему необходимо изучать ментальность общества и его различных групп?
4. Назовите особенности ментальности человека средневековья. Чем они обусловлены?
5. Назовите черты ментальности человека, живущего в условиях тоталитарного режима.
6. Что значит правильно прочесть текст средневекового источника? Что нужно сделать для этого?
7. Как установить происхождение источника?
8. Каковы приёмы датирования источника, если текст не датирован?
9. Назовите приемы атрибуции.
10. Назовите приёмы установления подлинности. Назовите причины и приёмы подделок документов.
11. Каковы цели и задачи герменевтики?
12. Назовите критерии эволюции источников.
Основные понятия
Актовые материалы
Атрибуция
Вид источника
Герменевтика
Датирование источника
Делопроизводство
Дипломатика
Историческая традиция
Исторический источник
Исторический факт
Историческое сознание и историческая память
Массовые источники
Мемуаристика
Ментальность и «картина мира»
Мифологическое сознание
Общественно-экономическая формация
Палеографические признаки
Протограф
Тип источника
Уникальные источники
Устная история
Цивилизация
Эвристика
Эпистолярия
Тесты для самоконтроля
1.К письменным источникам не относятся:
1) граффити;
2) данные языка;
3) печатные материалы;
4) статистические материалы.
2.Источники, являющиеся наиболее четким индикатором перехода от средневековья к новому времени:
1) законодательные акты;
2) делопроизводственная документация;
3) актовые материалы;
4) мемуаристика.
3.Правильное прочтение текста источника предполагает:
1) установление всех редакций документа;
2) выяснение исторической обстановки;
3) выяснение позиции автора источника;
4) герменевтический анализ.
4.Палеографический анализ не предполагает:
1) изучения обстоятельств возникновения источника и позиции автора;
2) анализа материала письма и почерка;
3) исследования художественных украшений;
4) изучения филиграней.
5.Проведение атрибуции не предполагает:
1) датирования источника;
2) определения внешних признаков источника;
3) знания биографии, сферы практической деятельности, ценностных установок автора;
4) знания религиозных или политических предпочтений составителя.
6.Эволюция видов исторических источников не связана с:
1) изменением исторических условий;
2) созданием новых научных исторических концепций;
3) изменением менталитета;
4) формированием новых идеологических и политических концепций.
7.Герменевтический анализ предполагает:
1) проведение атрибуции;
2) выявление интересов и замысла автора при создании источника;
3) выявление протографа;
4) анализ топонимов.
8. К графически-изобразительным источникам не относятся:
1) граффити;
2) художественные полотна;
3) фото-кинодокументы;
4) планы городов.
9. Задачей внешней критики не является:
1) выявление авторской позиции;
2) установление подлинности источника;
3) атрибуция источника;
4) выявление протографа.
10. Решение вопроса о подлинности источника не предполагает:
1) проведение палеографического анализа;
2) выявление позиции автора;
3) выяснение общественно-политической ситуации;
4) выяснение уровня развития источниковедческой науки.
11.Церковные уставы киевских князей являются:
1) законодательными актами;
2) документами делопроизводства;
3) публично-правовыми актами;
4) публицистическими сочинениями.
12.Новыми источниками, появившимися после отмены местничества являются:
1) разрядные книги;
2) переписные книги;
3) писцовые книги;
4) родословные книги.
13.«Генеральный регламент» 1720 года является:
1) делопроизводственным документом;
2) законодательным актом;
3) публично-правовым актом;
4) публицистическим сочинением.
14.В XVIII веке авторами мемуаров были преимущественно:
1) представители духовенства;
2) государственные деятели;
3) женщины-дворянки;
4) представители купечества.
15.В каком из нижеперечисленных случаев нарушено соответствие дат и событий:
1) 1800 г. – публикация «Слова о полку Игореве»;
2) 1853 г. – окончание проведения ревизий;
3) 1897 г. – Первая Всероссийская перепись населения;
4) 1830 г. – издание «Полного Собрания законов Российской империи» (1-е собрание).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………. …..3
Курс лекций.
Тема 1. 1. Что такое «история »? ……………………………………………...4
2. Предмет исторического исследования …………………………... 6
Тема 2. Основные этапы развития исторической мысли: от античности
к раннему Новому времени
1. Античное историческое сознание и историописание ……………8
2. Христианская концепция истории ………………………………...9
3. Гуманистическая историческая мысль эпохи Возрождения …...10
4. Историческая мысль эпохи Просвещения ………………………11
Тема 3. Историческая мысль XIX- начала XX в.
1. Основные черты исторической мысли XIX века ……………….12
2. Историческая концепция К.Маркса и Ф.Энгельса ……………...13
Тема 4. Проблемы цивилизационного подхода к истории
1. Пути объяснения исторического процесса в XX веке ……….. 16
2. Цивилизация как основная типологическая единица истории ..17
3. Типы цивилизаций ……………………………………………….18
4. Понятия «ментальность» и «картина мира» человека …………20
Тема 5. Введение в источниковедение
1. Понятие «источник»……………………………………………... 21
2. Классификация источников………………………………………23
3. Эволюция источников……………………………………………..25
Тема 6. Основные стадии работы с источником.
1. Основные стадии работы с источником………………………....26
2. Исторический источник и исторический факт………………….30
Тема 7. Исторические источники XI – XVII вв.
1. Летописи …………………………………………….……………..32
2. Законодательные акты………………………………………….....34
3. Актовые материалы………………………………………….……38
4. Делопроизводственные материалы XVI- XVII вв. ………….....40
5. Литературные и публицистические памятники…………………42
Тема 8. Источники по истории России XVIII века.
1. Особенности источников XVIII века …………………….………45
2. Законодательные акты …………………………………………....46
3. Делопроизводственная документация …………………………..48
4. Политические сочинения и публицистика ………………………49
5. Экономико-географические и статистические описания ………49
6. Периодическая печать ………………………………………….....50
7. Мемуаристика и эпистолярия ………………………………….....51
Тема 9. Источники по истории России XIX- начала XX в.
1. Особенности эволюции источников XIX- начала XX в. ……...52
2. Законодательные акты ……………………………..…………....53
3. Документы делопроизводства ………………………………......55
4. Статистические источники …………………..………………….55
5. Политические сочинения и публицистика. Документы
оппозиционных и революционных организаций и партий ……57
6. Периодическая печать …………………………….……………..58
7. Мемуаристика и эпистолярия …………………………………...59
Тема 10. Некоторые подходы к анализу источников советского периода.
1. Особенности источников советского периода …………….…...60
2. Эволюция типов и видов источников …………………………..62
Планы и методические рекомендации к практическим занятиям по теме
«Источники средневековой России XI – XV вв.» ……………………….....67
Список учебных пособий и дополнительной литературы ………………...70
Вопросы к зачету ………………………………………………………….….71
Основные понятия …………………………………………………………....73
Тесты для самоконтроля ……………………………………………………..74
[*] Детерминизм (от лат. determinare – определять) – концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений общества, в данном случае, материальными условиями жизни людей
* Редакции – многократные переработки текста с дополнениями, сокращениями и т.п.
* Козлов В.П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников ХVIII – ХIХ веков. М., 1996; Он же. Обманутая, но торжествующая Клио: подлоги письменных источников по российской истории в ХХ веке. М., 2001.