Литературные и публицистические памятники
Литературу и публицистику относят к нарративным (повествовательным) источникам. Они необходимы для изучения средневековой картины мира, системы ценностей и идеологии. Изучение повествовательных источников представляет большую трудность, поскольку их ткань «проникнута» христианской символикой, аллегорическим смыслом. Средневековая литература имела учительный, назидательный, а не развлекательный характер, поэтому не имеет смысла разделять светские и духовные памятники.
Повествовательные источники можно группировать по разным критериям: содержание (тематика), форма (жанр), время существования (весь период древнерусской истории или возникновение на определённом этапе). Именно поэтому выделяют не только литературные произведения, публицистику, житийную (агиографическую) литературу, но и социально-экономические проекты и трактаты, которые в большом количестве возникли в ХVI – ХVII вв.
Литературные памятники
Наиболее ярким из литературных памятников справедливо считается «Слово о полку Игореве», посвящённое описанию похода 1185 г. на половцев чернигово-северских князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем. История изучения этого произведения сложна и драматична. Во-первых, невозможна его палеографическая проверка. Единственный рукописный сборник со «Словом» – Хронограф ХVI века – принадлежал Ярославскому Спасскому монастырю, а затем, в 1780-е гг. стал собственностью известного собирателя древностей А.И. Мусина-Пушкина. Этот сборник сгорел во время московского пожара 1812 г. вместе с домом Мусина-Пушкина. До нашего времени дошли только списки конца ХVIII в. и печатное издание 1800 года. Естественно, это порождало сомнения в подлинности «Слова» как произведения ХII века: бытовало мнение, что это талантливая стилизация.
Итак, возникли прежде всего сложности с датированием. Исходя из содержания исследователи предполагают, что «Слово» могло быть создано между 1185 и 1187 годами. В памятнике говорится о князях Ярославе Галицком и Владимире Суздальском как о живших, а они умерли в 1187 г. Были исследованы художественный стиль и язык; «Слово» сопоставили с другими произведениями этой эпохи (по сюжету, интерпретации фактов). Исследование «Слова» породило огромную филологическую и историческую литературу. Достаточно указать на опубликованный в 1968 г. «Стилистический и лексический комментарий к «Слову» В.П. Адриановой-Перетц и «Энциклопедию «Слова о полку Игореве» /1994 г./.
В произведении отражены взаимоотношения удельных князей, осуждаются неурядицы, содержится призыв к сплочению князей в борьбе с внешним врагом. Вместе с тем в «Слове» можно почерпнуть массу информации об истории быта, предметах военного обихода, одежды, о верованиях Древней Руси, в том числе языческих представлениях (христианство ведь утвердилось далеко не сразу).
Идейно и тематически к «Слову» близки другие сочинения ХIII – ХV вв. («Слово о погибели русской земли» - о событиях середины ХIII в.; произведения Куликовского цикла – «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др.).
Публицистические сочинения
В ХI – ХIII вв. названия этих произведений начинались со слов «Послание», «Моление», «Поучение», «Слово». Среди них – памятники и церковные, и светские. Форма изложения – притчи и изречения, отсюда и популярность средневековой публицистики. Среди светских сочинений отметим «Слово» и «Моление» Даниила Заточника /ХIII в./, «Поучение» Владимира Мономаха /ХII в./ и др.; среди церковных – «Слово о Законе и благодати» митрополита Иллариона /сер. ХI в./. Под «Законом» имелся в виду иудаизм (государственная религия Хазарского каганата, враждебного Руси), а под «благодатью» – христианская вера и государственная мощь Руси; соответственно возвеличиваются русские покровители христианства – княгиня Ольга, Владимир, Ярослав Мудрый.
Публицистика ХV – ХVI вв. связана с укреплением Московского княжества и образованием единого государства. Наиболее популярными были «Повесть о белом клобуке» и «Сказание о князьях Владимирских». «Повесть о белом клобуке» имеет около 250 списков (свидетельство популярности!); большинство их происходит из Новгорода Великого. В ней рассказывается о том, как знаки высокого священнического сана – белый клобук и кресчатые ризы, пожалованные римским императором Константином папе Сильвестру были чудом перенесены после разделения христианских церквей в Царьград. Оттуда они потом были переданы константинопольским патриархом Филофеем на Русь и достались новгородскому архиепископу Василию. Таким образом духовное и политическое наследство перешло из Рима и Византии к России, к единому государству с большим будущим.
«Сказание о князьях Владимирских» было создано в начале ХVI в. по заказу Василия III. В нём обосновывается родословие великих русских князей как законных наследников, преемников римских и византийских императоров, а московские князья рассматриваются как преемники киевских. Конечно, сказание имеет легендарный характер, но его часто использовали в политической практике, в частности, Иван Грозный – в качестве официального источника при подготовке своей духовной грамоты 1572 года и в переписке. К этим публицистическим сочинениям примыкают «Степенная книга царского родословия», «Государев родословец», «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария.
В публицистике ХV – ХVI вв. видное место занимают памятники церковной мысли – сочинения осифлян и нестяжателей – Иосифа Волоцкого, митрополита Даниила и Макария, с одной стороны, и Нила Сорского, Вассиана Патрикеева и Максима Грека, с другой.
Особую группу публицистических памятников составляют социально-экономические проекты и трактаты. Наиболее заметными являются сочинения Ермолая-Еразма и И.С. Пересветова. Тематика их – обоснование необходимости всесторонних реформ – поземельного обложения, военной, судебной, упрочнения положения служилых людей как опоры власти.
Публицистика стала популярным жанром в ХVII веке. Большая группа памятников посвящена событиям Смуты. Громадную работу по их выявлению и критике проделали С.Ф. Платонов и М.Н. Тихомиров. Выдающимся памятником ХVII века является «Сочинение о России в царствование Алексея Михайловича» Г.К. Котошихина, подьячего Посольского приказа, бежавшего в 1664 г. за границу и оказавшегося в конечном итоге в Швеции, где и был казнён по подозрению в шпионаже. «Сочинение» было написано по заказу шведского правительства, в некоторых оценках является довольно тенденциозным, но это не снижает ценности памятника. И в самом деле: описаны быт русских царей и цариц, посольские приёмы и образцы дипломатических титулов; дана характеристика работы московских приказов с перечислением обязанностей всех приказных чинов; подробно описаны русские города с воеводским правлением. Описание живое, не без юмора, язык точный и образный.
Значительный след оставила и тема раскола церкви в середине ХVII века. Выдающимися памятниками являются сочинения протопопа Аввакума, самым значительным из которых является «Житие», написанное в 1670-х гг. и известное во многих списках. Это сочинение сопоставимо с традиционными русскими житиями только лишь по названию да по обильному цитированию канонических книг. По существу это первые русские мемуары.
Настроения посадских людей отразили сатирические повести – «Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку», «Калязинская челобитная», «Слово о бражнике». Эти произведения пародируют делопроизводственные документы, церковную письменность, обличают пороки церковников, судебной системы и т.п.
Таким образом, в нарративных памятниках содержится богатый исторический материал, представлена полнокровная картина жизни средневекового общества, а это важно для адекватной реконструкции исторической действительности, менталитета и нравов.