Рабочие песни эпохи крепостничества


Рабочие песни эпохи крепостничества по своему содержанию во многом напоминали рабочие сказы. Отличие заключалось в том, что они были полностью лишены каких-либо элементов фантастики, их содержание опирается на достоверные жизненные факты, 327 все их образы имеют реальные жизненные прототипы.
Песня уже с самого начала заняла ведущее место в рабочем фольклоре. Именно в ней необычайно ярко проявилось его идейно-тематическое и художественное своеобразие. Главной темой рабочей песни становится тема труда, а основной проблемой —взаимоотношения между рабочими и теми, кому они вынуждены были подчиняться (купец, владелец фабрики, заводчик, управляющий, заводская администрация, мастера, приказчики, надсмотрщики и т. д.).
В освещении темы труда рабочие песни представляют собой в фольклоре совершенно новое явление. Если в традиционных крестьянских песнях тема труда специально не ставилась, а затрагивалась лишь попутно, то в рабочем песенном творчестве она занимает центральное место, ей посвящаются специальные песни, даже целые циклы песен. В рабочих песнях подробно перечисляются орудия труда, нередко дается детальное описание самого процесса труда. Примером может служить уже упоминавшаяся песня конца XVIII в. «О, се горные работы!».
В песне XVIII в. «Ярославль наш батюшка» подробно описывается работа ткачей на ярославских мануфактурах, которые Руками челнок бросают, Фланели полотна ткут Ногами штуки подымают. Всяких разных ведь штук.
Мануфактурное производство было основано на разделении и постоянном совершенствовании ручного труда. Уже самые ранние песни ткачей создают образ рабочего-умельца, виртуозного мастера ткацких дел. Так, в упомянутой песне «Ярославль наш батюшка» о рабочих-ткачах говорится, что они «во всем проворны», ткут скатерти, платки, «тафты француски» и «кружева пер-сицки». Причем все это они делают с болыш.м мастерством: «Это все у них ничто, хоть заморский приеть хто» [8, 14]. Другая рабочая песня XVIII в. («Близко, близко городочка») рисует образы ткачей — «удалых молодцов», которые вышли за город погулять, образ «мастера Васильюшки», который, проявляя большое искусство, «ковры точит, вытыкает и наборы набирает». НоВасильюшка не только хороший ткач.
Он горазд письма писать, При компанье пребывает, Горазд грамотки читать. Сам во скрипочку играет.
Однако некоторая идеализация рабочего ремесла, создание идеальных образов рабочих-мастеров и умельцев не помешали песне правдиво рассказать о всех тяготах жизни рабочих времен крепостничества. Особенно показательны в этом отношении песни горнозаводских рабочих Урала и Сибири. Так, в песне «Мы в посылке долго жили» рассказывается о хождении крепостных пермяков графов Строгановых в «посылку», т. е. на барщину, состоящую в работах на сибирских рудниках. Крепостные крестьяне в своей песне рассказывают, что длинный путь им пришлось «пехотой шагать». Питались в походе они одними «сухариками», во время длинного зимнего перехода обморозились, «ознобили персты». Обещанные же блага жизни на рудниках оказались просто обманом. Крепостным «сулили буйну плату», а вместо этого «дали лопату» «канаву копати», «руду добывати» [14, 42].
Но если песня «Мы в посылке долго жили» в основном рассказывает о походе крепостных крестьян на рудник, то песни «О, се горные работы!» и «На разбор нас посылают» посвящены уже непосредственно жизни рабочих на горнозаводских предприятиях. Так, в песне «О, се горные работы!» рисуется картина ужасных условий труда и жизни рабочих. Мастер требует от рабочих прилежания, возможно большей выработки, «чтобы Правдин был богат». Подрядчик грозит им рукой и «стращает» их лозой. А оберштейгер пускает в ход кулаки [15, 47].
Еще более жуткая картина избиения рабочих рисуется в песне «На разбор нас посылают». В песне выведен страшный образ «нарядчика», который до полусмерти избивает рабочих-подростков [15, 48-49].
Рабочие эпохи крепостничества еще не обладали четким классовым мировоззрением, но они ясно видели ближайших, непосредственных виновников своих бедствий, отчетливо понимали, кто является создателем и строгим блюстителем каторжных условий их жизни. Одна из рабочих песен прямо начинается словами «Наш хозяин нерадив, на работе заморил» [7, 219]. В других песнях даются сатирические портреты представителей заводской администрации. Так, в песне «Кто на приисках не бывает, тот горя не знает» нарисован колоритный образ «вора-собаки» приказчика, который обманул рабочих. В песне «О посылке» о ненавистном конторщике язвительно сказано: «Конторщик горбатый, пищичек плешатой» [14, 42].
С нескрываемым гневом гротескно-сатирический портрет нарядчика рисуется и в песне «На разбор нас посылают»:
На промывке на ручной Он идет, шары уставит,
Есть нарядчик некошной Работать нас заставит.
Но, правдиво изображая условия своей жизни, давая сатирические характеристики хозяевам и администрации, рабочие еще не видели реального выхода из положения. «Жаловаться не знаем кому —только богу одному», — говорится в одной из песен [14, 49].
Рассмотренные материалы позволяют сделать вывод, что рабочий фольклор уже в ранний период своего развития, в эпоху крепостничества, обогатил народное творчество новыми темами, идеями и образами. Центральной темой устной рабочей поэзии становится тема труда, главными образами — образы рабочих и их хозяев, а основной идеей — выражение недовольства тяжелыми условиями жизни.





Наши рекомендации