Информационные технологии в туризме и сервисе
В последнее десятилетие информационные технологии внедрились практически во все отрасли предпринимательства, в том числе в туризм. Компьютеры теперь исполняют не роль пишущей машинки или калькулятора, а предоставляют туроператорам и турагентам возможность использования современных технологий обслуживания туристов. В частности, турфирмы широко применяют: компьютерные программы резервирования, систему проведения телеконференций, видеосистемы, информационные системы управления, электронные информационные системы авиалиний, системы электронной пересылки денег, телефонные сети и т.п.
Создание электронного сайта турфирмы.
Разработчики веб-сайтов туристских фирм считают, что страница должна нести подробную информацию и рассказывать обо всех возмож ных видах путешествий, предлагаемых данной турфирмой, в красочном и доступном виде.
Веб-сайт должен отвечать следующим основным требованиям:
- быть имиджевым, т.е. создавать благоприятный имидж туристской компании в целом;
- содержать достоверную и полную информацию;
- быть наглядным, т.е. располагать красочными фотографиями по каждому туристскому предложению.
Веб-сайт турфирмы должен содержать информацию по следующим направлениям:
- виды туров (страна, продолжительность) — детские, лечебные, спортивные, семейные, молодежные, элитные, экстремальные и приключенческие;
- стоимость туров;
- возможность льгот и скидок;
- наличие горящих путевок;
- праздничные предложения;
- варианты приобретения путевок.
Кроме указанной, целесообразно добавить страницу со справочными данными:
- относительно государств, городов и исторических мест;
- относительно географии разных мест;
- различные статистические данные;
- предложения отелей и гостиниц;
- правила страхования;
- правила оформления визы и загранпаспорта;
- курсы валют;
- краткие правила этикета;
- разные советы.
На отдельной странице можно разместить отзывы уже побывавших в поездках туристов, их фотоотчеты о путешествиях и предложения.
Подобный веб-сайт предоставит потенциальным клиентам всю необходимую информацию, упростит им выбор тура, улучшит имидж турфирмы, поможет внедрить новые товары на туристском рынке без особых затрат.
Автоматизированная информационная туристская система сообщает о наличии тех или иных удобств в гостиницах, ресторанах, кафе, мотелях, пансионатах, санаториях. Первая единая система была разработана и принята Советом министров Европейского сообщества 25 декабря 1986 г. и носит название ХОТРЕК, или SIS (Система стандартизованной информации). Эта система является надежным партнером как производителей туристского продукта, так и его потребителей. Она доступна, содержит объективные данные, постоянно пополняется новыми сведениями по предприятиям индустрии туризма. Эта система позволяет повысить комфортность отдыха любого туриста на территории Европы. Одна из целей системы - преодоление языковых и культурных барьеров.
SIS содержит большое число пиктограмм, известных туроператорам всего мира. Пиктограммы упрощают восприятие большого объема информации и соответственно общение между туроператорами и турагентами разных стран. Например, на рис. 2 показаны распространенные пиктограммы.
Рис. 2. Распространенные пиктограммы:
а — близость аэропорта; 6 — наличие помещений для инвалидов; в — близость экологически значимого объекта
Существуют пиктограммы, указывающие на наличие в гостинице лифта, ресторанного обслуживания, плавательного бассейна, бара, конференц-зала, проката автомобиля в ночное время. Некоторые пиктограммы сообщают о числе номеров, имеется специальный значок, указывающий на сезонный характер услуг, и т.д. Занимая мало места в путеводителях, пиктограммы предоставляют полную информацию практически обо всех туристских услугах. Подобные знаки можно увидеть на транспортных средствах, обслуживающих туристов, в холлах гостиниц, ресторанов.
Информационными электронными системами приняты единые аббревиатуры, понятные всем участникам туристского процесса, например: Т — тур, IT — инклюзив-тур, ГТС — инклюзив-тур с экскурсиями, АС — кондиционер, ARR — прибытие, CIT — чартерный инклюзив-тур, DEP — отбытие (вылет), FAM — ознакомительный тур, FIT — тур с авиационным перелетом.
Для организации совместной работы мировой сети молодежных туристских хозяйств и получения доступной информации всем потенциальным клиентам Международная федерация молодежных туристских баз создала особую систему условных знаков для упрощения получения информации. Так, большая буква «В» обозначает в этой системе предоставление завтрака, большая буква «X» означает, что турбаза закрыта, и т.д.
Следующие международные аббревиатуры туристского бизнеса используются при передаче информации с помощью телекса: ABS — субсидирование отсутствует, AL — все включено, AL-LA-CARTE — питание по меню, A-PART — питание по заказной системе, ASAP — как можно быстрее, ATTN — внимание, ВВ — только завтрак, BG — бунгало, ВО — только проживание, BDRM — апартаменты с одной спальней, ВК - нарушение, CABANA - дом на пляже, CFM — подтверждение, СМР — повторите связь (звонок), DBL — двухместный номер, DC — 2 взрослых + ребенок от 6 до 12 лет, Dc — 2 взрослых + ребенок до 6 лет, ЕЕЕ — ошибка, EXECUTIVE FLOOR - номер повышенной комфортности, ЕР - без питания, FB — полный пансион, FOC — бесплатная услуга, HONEYMOON - номер для молодоженов, INF - ребенок до 2 лет, LODGE - отель в сельской местности, MNS — минуты, NCH — номер изменился, ОСС — субсидирование обязательно, ОК — согласие, PLS - пожалуйста, R - получено, RE - относительно, Sc — взрослый + ребенок от 6 до 12 лет, SPO — специальное предложение, SWT — шведский стол, TLX — телетекст, Т\Т — повременная оплата, UR — вы, ваше, WRU - кто вы?
Приведем пример текста: Ждите 28.04.11 группу студентов — 12 человек, 5 дней - BG, A1-LA-CART.
Бронирование туров по Интернетуприобретает с каждым годом все большую популярность. По подсчетам специалистов, в 2013 г. около 21 % путешественников в мире заказывали путевки по Интернету и около 74 % бронировали места в гостиницах с помощью компьютерной сети. Более всего компьютерной сетью пользуются туристы, совершающие деловые поездки.
Для бронирования туров разработано несколько видов программ, среди них самая востребованная - глобальная компью терная система резервирования. Электронные системы бронирования и резервирования оказывают следующие услуги:
-предоставляют туроператорам и турагентам возможность электронного бронирования авиационных, железнодорожных, автобусных, теплоходных билетов, проката автомобилей, бронирования мест в гостиницах и организацию питания;
-создают комплексные сети для турагентств и транспортных компаний;
-обеспечивают взаимодействие всех глобальных электронных систем в туризме.
В Европе самыми популярными электронными системами бронирования являются системы Galileo и Amadeus, в США — система Cabre. Несколько лет назад Amadeus и Cabre объединились, создав консорциум, разрабатывающий и внедряющий новые электронные проекты. Затраты на создание таких проектов огромные. Так, Amadeus потратил для создания начальной фазы электронных систем более 250 млн долл. США. Но уже за 3-4 года затраты полностью окупаются. Galileo как один из самых крупнейших информационно-сервисных центров в туризме предоставляет информацию о более чем 43 тыс. турагентствах, возможности заказа билетов на 500 авиалиниях, бронирования мест во всех крупных отелях мира, а также заказ кают на круизных теплоходах и прокат автомобилей во всех больших городах мира.
Интернет-магазин- одна из инноваций в туристском бизнесе. В Интернет-магазине клиент может, не выходя из дома, приобрести интересующую его путевку, узнать об особенностях имеющихся в наличии туров, сам выбирать уровень предоставляемых услуг. Сделав заказ, будущий путешественник даже оплату производит по Интернету. Однако сейчас большинство потенциальных клиентов предпочитают живое общение с опытным туроператором механическому общению с компьютерными программами. Многие клиенты по Интернету узнают возможные направления путешествий, уточняют действующие цены, но приобретать путевку все-таки предпочитают в офисе продаж.
Компьютерная система управления ресторанамиобслуживает ресторанный сервис в двух зонах:
- зона обслуживания - устройства, принимающие заказ, предварительный терминал, портативный терминал, центральный процессорный блок, дисплей, принтер для счетов, принтер для чеков, журнальный принтер;
- зона управления - электронно-лучевая трубка, сеть передачи данных, мощный компьютер, дисплей, печатающее устройство, графический принтер, файл связи, магнитные носители.
Виртуальные путешествияпозволяют попасть в любую точку планеты. Специально разработанные виртуальные гиды предоставят путешественнику максимум информации об истории страны, города, небольшого поселка и любого выбранного музея мира. Для лучшего запоминания информации на страницах сайтов расположены карты, словари, обширные фотогалереи.
Гид — карманный мини-компьютер.Многими туроператорами во время пеших горных походов используется недавно разработанный электронный гид — карманный мини-компьютер. В памяти этого прибора размещена вся информация о перепадах высот, природных и исторических достопримечательностях, особенностях местных обитателей животного и растительного мира. Туристы в гостинице или офисе турагентства сами выбирают себе по компьютеру наиболее подходящие экскурсии, а потом полностью доверяются электронному гиду благодаря данным эксклюзивных программ и GPS-навигато-ру. Во время экскурсии маленький гид рассказывает в видео-или аудиоформате об интересных местах. Одна из первых разработанных таким образом программ «Живые тропы» была внедрена в Италии.