Разработка и выбор туристских программ
Одна из основных задач, стоящих перед российским туризмом, - разработка новых направлений во внутреннем туризме общей стратегии культурного туризма, охватывающей максимум различных по характеру и уровню восприятия туристских объектов.
При разработке выездных туров и внутренних экскурсий следует применять комплексный подход, т.е. проводить предварительный качественный сбор информации, ее анализ и практически применять полученные данные с учетом как имеющегося спроса, так и реальных предложений туроператоров, опираясь на представление о том, какие виды отдыха существуют и в чем каждый из них заключается.
Основные виды отдыха:
- климатические курорты - купание в море или бассейне, воздушные ванны, солнечные ванны, терренкур, оздоровительные души и ванны;
- бальнеологические курорты - лечебные программы, включая минеральные воды, грязелечение, обертывания;
- подвижные игры в помещении - игровая гимнастика, танцы, аэробика;
- пассивные занятия в помещении - игры в шахматы, шашки, нарды, карты, чтение, просмотр кинофильмов, вязание, вышивание, плетение, рисование, компьютерные игры, участие в беседах и лекциях;
- рыболовство, охота;
- спортивный туризм - водные, пешие, автомобильные и другие виды туризма, включая экстремальный;
- экскурсии - пешеходные, автобусные, познавательные, тематические, обзорные;
- любительские занятия на открытом воздухе — садоводство, пчеловодство, сбор ягод, цветов и грибов, уход за домашними животными, сбор растений для гербария, участие в геологических и ботанических походах;
- театральные спектакли - театрализованные шоу, событийный туризм, ролевые игры.
Учитывая особенности различных видов отдыха, можно на их основе разрабатывать экскурсионные программы и длительные туры.
Одним из самых популярных видов комплексного активного отдыха является маршрут, или тур.
Маршрут- заранее спланированный путь передвижения туристов по географическим точкам. На современном туристском рынке маршрут часто заменяется термином «тур». Туры разрабатывают заранее, предлагают туристам, затем корректируют в соответствии с их запросами. Туры предусматривают размещение, питание, развлечения, экскурсии.
В отечественном туризме маршруты разделяют на 6 групп:
1) по типам - тематический, походный, спортивно-оздоровительный, комплексный;
2) по сезонности - круглогодичный, сезонный;
3) по виду трассы - линейный, радиальный, кольцевой;
4) по длительности - выходного дня, короткий, многодневный;
5) по виду транспорта - собственный турфирмы, арендованный, общественный, личный;
6) по способу передвижения - пеший, верховой, велосипедный, теплоходный, авиационный, автобусный, железнодорожный, комплексный.
Линейный маршрут - это поход или поездка в одном направлении через несколько пунктов. Например, туристская группа начинает маршрут в Ростове-на-Дону и доезжает до Новочеркасска. Такие маршруты популярны среди различных по возрасту и образованию групп.
Кольцевой маршрут - путешествие по символическому кругу, которое начинается и заканчивается в одном пункте. Самый известный маршрут - по Золотому кольцу России. Эти маршруты популярны среди школьных групп.
Радиальный маршрут- путешествие до пункта назначения и обратно по прямой линии. Например, поездка на теплоходе от Москвы до Нижнего Новгорода и обратно. Данные маршруты востребованы в деловом и семейном туризме.
Маршрут выходного дня- небольшие по протяженности и несложные двух-трехдневные туристские маршруты с посещением исторических мест, музеев, природных достопримечательностей. Этот маршрут востребован супружескими парами или семьями с детьми.
Виды экскурсионных поездок:
-индивидуальная - туристское путешествие или по личному приглашению, или по личной договоренности, или по самосамостоятельно приобретенному туру;
-информационно-рекламная - путешествие, организованное туроператором для представителей средств массовой информации с целью их ознакомления с достопримечательностями маршрута для последующей публикации достоверной рекламной информации;
-культурно-образовательная - путешествие с целью знакомства с культурными ценностями страны или региона, с участием в фестивалях и театрализованных шоу.
Путешественников доставляют:
-к основному месту отдыха - городу или стране - обычным транспортом - самолетом, поездом, автобусом, теплоходом; специальным чартерным рейсом - транспортным средством, целиком арендованным туристской организацией;
-от места прибытия (из аэропорта, с пристани или от железнодорожного вокзала) к месту размещения - отелю, гостинице, туристской базе - на автобусах различной вместимости и комфортабельности, реже - на легковых автомобилях.
Такая доставка туристов называется «трансфер». Иногда в трансфер входят поездки из гостиницы к месту отдыха - в театр или на экскурсию, но эта услуга не считается обязательной и обычно входит в путевку как дополнительная.
В зависимости от формы оплаты транспортных услуг различают: транстур, когда к обычному туру добавляется проезд туристов от места начала путешествия до первого на маршруте пункта размещения и от последнего на маршруте пункта размещения обратно.
Например: путешествие начинается в Санкт-Петербурге, группа приезжает в Кавказские Минеральные Воды, оттуда - в Ессентуки, отдыхает там 20 дней, совмещая экскурсии с лечением минеральными водами, возвращается в Кавказские Минеральные Воды, а оттуда — в Санкт-Петербург;
-инклюзив-тур - групповое путешествие по определенному маршруту с предварительно оплаченными транспортными расходами. В стоимость некоторых инклюзив-туров включают также дополнительные виды услуг. Подробная характеристика инклюзив-туров содержится в туристских каталогах.
В России на протяжении многих десятилетий самыми востребованными являются туры по региональной программе «Золотое наследиеРуси», включающей в себя посещение уникальных природных и исторических памятников Новгородской, Псковской, Ленинградской, Тверской областей. «Золотое наследие Руси» разработано акционерным туристским обществом и широко использует природные и исторические богатства России.
Основными направлениями реализации программы «Золотое наследие Руси» являются:
-использование малых форм пригородной рекреации - дач, коттеджей, парков, ферм;
-развитие инфраструктуры туризма - сооружение дорог, гостиниц, ресторанов, кафе, заправочных станций, бань, придорожных магазинов, мотелей, информационных агентств;
-рациональное использование существующих предприятий индустрии туризма - туристских баз, отелей, ресторанов, пансионатов, лагерей отдыха;
-реконструкция предприятий индустрии туризма; о развитие программного туризма; о создание системы рекреационных зон;
-издательская, просветительская и краеведческая деятельность; о содействие развитию предприятий агротуризма - ферм, лесопарков, этнографических поселков; о производство экологически чистой продукции. В рамках этой программы организуются разные по продолжительности и тематике туры — многодневные и короткие, познавательные, религиозные, исторические, рекреационные, экологические, агротуры.
Программы пребывания - особый подробный план мероприятий - создаются для удовлетворения специализированных или конкретных запросов и интересов туристов. Выделяют следующие виды программ пребывания:
-социальные - мероприятия, приуроченные к празднованию важных дат в городе, регионе, стране, мире. В социальные программы входят туры по обмену группами между городами-побратимами, участие в фестивалях, неделях солидарности, поездки по тематическим маршрутам (например, по местам боевой славы определенного полка или армии);
-специализированные - обмен группами в рамках сотрудничества промышленных предприятий, участие в тематических промышленных или сельскохозяйственных выставках;
- культурные - участие в фестивалях искусств, в кинофестивалях, обмен художественными коллективами;
-научно-образовательные - участие в научно-практических конференциях, симпозиумах, конгрессах, курсах повышения квалификации;
-учебные - обмен группами школьников или студентов в рамках сотрудничества учебных заведений;
- обзорные - познавательные и экскурсионные поездки;
-спортивные - участие в региональных, областных, федеральных, международных, мировых соревнованиях, состязаниях, чемпионатах.
В большинстве случаев менеджеры планируют по два мероприятия в день, например спортивное соревнование утром и познавательная экскурсия после обеда или участие в работе выставки утром и встреча с зарубежными коллегами вечером. В каждой туристской организации, как правило, специально разработано несколько местных или федеральных типовых программ пребывания, включающих в себя экскурсии, мероприятия спортивного и оздоровительного характера, отдых исвободное время. На основе этих видов отдыха и знания особенностей маршрутов можно составлять экскурсионные и рекреационные программы для туристов.
Разработка региональной программы по туризмуначинается с маркетингового исследования. Далее следуют детальная разработка всех нюансов программы, ее поэтапное внедрение и расчет экономической рентабельности.
Первый шаг.
Оценка месторасположения памятника истории и культуры. Для удобства рассмотрим конкретный пример.
Один из туристских брендов Саратовской области - место приземления первого космонавта Ю.А. Гагарина. При разработке экскурсионного тура к этому месту в первую очередь определяется его местоположение по отношению к близлежащим городам и Москве. Место приземления Ю.А. Гагарина находится в 30 км от ближайшего районного центра — города Энгельса Саратовской области, до Саратова 40 км, до Москвы 850 км.
Второй шаг.
Потенциальными посетителями памятника являются школьники и студенты Саратовской области, а также все гости саратовской земли - туристы на отдыхе, специалисты, совершающие деловые поездки. Большая часть отдыхающих - путешествующие по Волге на теплоходе. За 5-6 ч стоянки в Саратове посещение места приземления Гагарина вполне возможно по времени (поездка от пристани до памятника и обратно занимает около 2 ч. при небольших транспортных затратах. Кроме того, в данном случае клиентами могут быть любые туристы, интересующиеся страницами истории нашей страны и мира, в частности историей освоения космоса.
Третийшаг.
Оценка близко расположенных к рассматриваемому бренду памятников природы и старины. Исследования показали, что в 2 км от места расположения памятника Гагарину, около села Смеловка на берегу Волги, находится уникальное археологическое поселение эпохи бронзы. Кроме того, город Энгельс является исторической столицей Автономной Республики Немцев Поволжья; в городе расположены краеведческий музей с интересными экспонатами, дом-музей, в котором жил известный писатель Л .А. Кассиль. На территории города на военном аэродроме открыт для посещения музей боевой российской авиации; на этом аэродроме в 1950-х гг. Гагарин тренировался в составе первого отряда советских космонавтов. Других природных и исторических памятников поблизости нет. Соответственно в туры к месту приземления Гагарина можно включать осмотр древнего поселения, обзорную экскурсию по краеведческому музею и тематические экскурсии по дому-музею Л.А. Кассиля и военному аэродрому.
Четвертый шаг.
Определение возможностей приема туристов из других регионов,например из соседней Волгоградской и Самарской областей. В Энгельсе, недалеко от места приземления Гагарина, имеются гостиницы с уровнем комфортности не выше одной звезды, но с приличным обслуживанием и невысокими ценами за расселение и питание.
Пятый шаг.
Расчет стоимости тура к месту приземления Ю.А. Гагарина. Само посещение комплекса под открытым небом бесплатное. Следовательно, стоимость экскурсии будет складываться из затрат на транспорт, расселение, питание и экскурсионное обслуживание в музеях. На основе полученных данных несложно составить подробную смету.
Шестой шаг.
Конкретная разработка программы с составлением бизнес-плана, включая рекламу по распространению информации относительно нового тура.
Составление туристско-экскурсионного маршрута. После проведения подготовительной работы специалист турфирмы пишет подробную разработку регионального маршрута. В данном случае -маршрута от города Энгельса к месту приземления Гагарина с посещением дополнительных туристских объектов.
Данный туристско-экскурсионный план рассчитан на экскурсионную группу из 40 школьников с двумя сопровождающими, приехавших из Самары на автобусе.