Субъекты рынка решают три экономические проблемы: что производить: Как производить? Для кого производить?
Отношения между субъектами туристского рынка базируются на праве собственности и положениях основных законов РФ.
Туристский рынок в процессе деятельности запускает сложнейший механизм рыночной экономики - конкуренцию. Конкуренция определяет признак рынка, характеризующий ситуацию, при которой все участники рынка стремятся одновременно достичь своих целей: покупатели - как можно выгоднее купить, а продавцы - как можно более выгодно продать. Понятно, что на рынке продавцов выигрывает тот, кто предлагает качественный турпродукт по самой низкой цене. Конкуренция - это процесс соперничества между всеми участниками рынка за выгодные условия производства, купли и продажи; она возможна только при условии свободы предпринимательства и является важнейшим фактором развития турпродукта, внедрения новых туров и программ на рынке.
Конкуренция может быть: монополистическая (несовершенная), немонополистическая (совершенная).
Монополистическая конкуренцияпредставляет собой процесс на туристском рынке, при котором нарушается один или несколько признаков совершенной конкуренции. Например, в последние годы отдельные авиакомпании монополизировали туристский рынок и в географическом аспекте, и в отраслевом; это означает, что бронирование билетов, мест в гостиницах можно осуществлять только через посредничество представителей данной авиакомпании.
Немонополистическая конкуренцияпредставляет собой процесс идеального сочетания всех систем на туристском рынке:
-наличие на рынке достаточного числа продавцов и покупателей, причем ни один из них не может существенно повлиять на состояние цен и спрос;
-предложение на продажу товаров и услуг примерно одного качества и содержания;
-равное положение всех участников рынка по владению информацией;
-свободный вход и выход с туристского рынка продавцов и покупателей.
Для российского туристского рынка характерна первая форма конкуренции, т.е. несовершенная, монополистическая.
Конкуренцию формируют три фактора:
-монополия — исключительное право одной организации контролировать рынок и устанавливать свои цены;
-картель — объединение (сговор) нескольких организаций, подписавших соглашение об удержании на одном уровне цен на турпродукт в ущерб клиенту;
-демпинг — продажа турпродукта организацией по цене, самой низкой на рынке, с целью монополизации рынка и устранения возможных конкурентов.
Все три фактора нарушают законы добросовестной конкуренции и запрещены в большинстве стран мира. За соблюдением законов следят специальные органы; в России это государственные органы внутренних дел.
Конкуренция на рынке приводит к постоянным колебаниям цен и изменениям в спросе и предложении туристского продукта.
Определенной туристской организации может быть конкурентом организация, производящая:
-схожий турпродукт в одинаковых условиях (аналогичный турпродукт);
-схожий турпродукт, но в других условиях (турпродукт - заменитель);
-иной турпродукт, способный конкурировать с уже предлагаемым.
Рыночная структура — это условия, в которых протекает рыночная конкуренция, а именно:
-число имеющихся на рынке туристских организаций и их особенности;
-виды туристского продукта;
-условия существования туристской организации на рынке;
-доступность и достоверность информации о параметрах туристского рынка;
-уровень и состояние цен на туристский продукт.
Конкурентоспособностьявляется основным условием стабильного развития любой туристской организации и выражается в способности противостоять на туристском рынке другим туристским организациям. Туристская организация, даже обладающая высокими показателями в производстве туристских.
товаров и услуг, будет неконкурентоспособной, если ее цены слишком высоки для потребителя.
Туристская организация способна победить в конкурентной борьбе только при условии, что она устойчива:
- на рынке труда - в сфере взаимодействия рабочих рук и интеллекта с целью развития туристской деятельности и покупательной способности;
- на финансовом рынке - в области рынка, оказывающей непосредственное влияние на личные сбережения населения и перераспределяющей аккумулированные средства на потребительский кредит и инвестиции;
- на рынке сырья - в области туризма, где создаются турпродукты на основе имеющейся информации относительно спроса и предложения;
- на рынке инвестиций - в сфере, определяющей направление финансовых вложений в развитие туризма в рамках страны, региона, организации, т.е. на расширение производства и повышение качества услуг и товаров. В туризме инвестиции тесно связаны с занятостью населения.
На формирование регионального туристского рынка в России влияют такие факторы, как:
- демографические характеристики населения - возраст, уровень образования, численность учащихся и пенсионеров и т.п.
- качество жизни населения - основные статьи расходов, особенности спроса, система отпусков, выходные дни;
- уровень развития туризма в стране - число гостей-иностранцев, состояние выездного туризма, предлагаемые виды туризма, география поездок, затраты населения на туризм;
- организация туризма - положение туроператоров, работа с турагентами, уровень монополизации на туристском рынке;
- развитие транспорта — виды транспорта в туризме, систематизация транспортных маршрутов, комплексные туристские перевозки;
- туристские услуги - цели туров и экскурсий, продолжительность туров, география поездок, цены на путевки, цены на туристские услуги, тарифы, льготы;
- конкурентность туристского рынка — характер туров у организаций-конкурентов из других регионов, конкурентные про граммы, набор предлагаемых услуг, уровень цен у конкурентов;
- состояние предприятий индустрии гостеприимства — число мест в гостиницах, качество услуг, число мест в ресторанах, профессиональная подготовка экскурсоводов, наличие гидов-переводчиков, состояние транспортного парка компании - перевозчика туристов;
- программы организованного туризма — тематика маршрутов, наличие памятников истории и природы, рекреационные и развлекательные туры, туристский потенциал региона, возможности делового и образовательного туризма;
- реклама - особенности региональной рекламы, предпочтения в рекламе, стоимость рекламы в различных областях;
- спрос на промышленные товары туристского спроса — приоритетные области спроса в регионе, местные декоративно-прикладные товары и товары народного творчества, сувениры.
На туристском рынке выделяют пять основных групп клиентов.
1) Клиенты со средним уровнем доходовсовершают туристские поездки в большинстве случаев с целью простого отдыха на море в недорогой, но удобной гостинице или на базе отдыха с минимальным числом экскурсий. Как правило, клиенты этой группы не претендуют на дальние путешествия, довольствуясь ближайшим доступным выходом к морскому побережью, но довольно требовательны к недорогим развлечениям типа ночных дискотек или прогулок на катере. Самые востребованные туры в этой категории — обзорные экскурсии и лечение в санаториях.
2) Клиенты с уровнем дохода выше среднегоставят своей целью не только отдых на морском побережье, но и основательную познавательно-экскурсионную программу. Они могут довольствоваться гостиницами и мотелями средней классности, так как главной задачей их путешествия является получение новых знаний и впечатлений в процессе приятного отдыха. Наиболее востребованные туры в этой категории — отдых в пансионатах, санаториях, оздоровительных комплексах, поездки по историческим городам недалеко от места проживания (например, по Золотому кольцу России), а также рекреационные и экскурсионно-познавательные поездки за границу.
3) Клиенты с высоким уровнем доходачаще всего интересуются познавательными турами, предпочитают путешествовать не большими группами и посещать знакомые места. Как правило, они отправляются в путешествие не менее чем на 2 недели. Одной из целей предпринятой поездки становится приобретение дорогих экзотических сувениров. Самые востребованные туры в этой категории - автобусные туры по Европе, отдых в Турции, Египте, Израиле, Италии, Греции, Испании.
4) Клиенты, имеющие высшее специальное образование и интересующиеся древней или современной историей народов, природными особенностями разных стран, а также национальными особенностями и традициями, по приблизительным подсчетам, приобретают половину всех продаваемых туров.
В большинстве случаев они предпочитают дорогие экзотические туры, а гостиницы и питание выбирают в зависимости от собственных финансовых возможностей. Наиболее востребованные туры в этой категории - длительные экскурсионные поездки по странам Европы с посещением значимых исторических и природных памятников, водные круизы, спортивные туры, посещение фестивалей и этнографических праздников.
5) Клиенты с очень высоким уровнем доходапредпочитают дорого стоящие экстремальные, приключенческие, деловые туры или длительные морские круизы, поездки на горнолыжные курорты и отдых на морском побережье с прогулками на яхтах и занятиями дайвингом. Стоимость тура для них практически не имеет значения, только его престижность и оригинальность. Клиенты этой группы приобретают туры на экзотические острова и курорты Новой Зеландии и Южной Америки.
В большинстве стран с высоким уровнем развития туризма созданы банки, специализирующиеся на обслуживании туристской отрасли. Такие банки являются инвестиционными, они позволяют туристским организациям создавать новые проекты на общих финансовых основаниях с банком. Во всех остальных случаях туристские организации пользуются услугами универсальных многоотраслевых банков.