Формирование туристских услуг
Туристский продукт является одним из основных понятий в туризме. Это понятие имеет три основных значения: о право на тур, предназначенный для реализации туристами;
совокупность предметов потребления и услуг потребительских стоимостей для удовлетворения потребностей туриста во время действия путевки; потребительский комплекс, включающий тур, услуги и сувениры.
На рынке туристский продукт выступает в качестве туристского предложения. Качества турпродукта должны соответствовать потребностям туристов, а услуги — предложенным маршрутам и целям.
Например, этнографический тур: проезд и размещение в этнографическом поселке или на территории национальной деревни, участие в национальных фестивалях и праздниках, дегустация традиционных блюд. Туристам должны быть предоставлены схемы района с нанесенными на них памятниками природы и истории, буклеты, сопутствующие товары, сувениры или продукция народных промыслов.
Туристский пакет - наиболее распространенный туристский продукт, представляющий собой комплекс услуг, который получает путешественник по индивидуальному или групповому плану, и включающий в себя средство размещения и транспорт, питание, услуги гида-переводчика, экскурсовода, приобретение билетов на концерты, спектакли, шоу и т.д.
Как товар туристский продукт характеризуется потребительской стоимостью, полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность турпродукта определяется его ценностью для клиента, поэтому главная задача туроператора — создать качественный турпродукт, высоко оцененный максимально большим числом потребителей.
Туристский продукт переживает пять этапов жизненного цикла:
- разработка туристского продукта, предполагающая предварительное изучение спроса рынка и тщательное маркетинговое исследование;
- запуск - начальная стадия жизненного цикла, которая характеризуется высокими затратами на рекламу; развитие - постепенное увеличение спроса на новый продукт, усиление конкуренции;
- зрелость - замедление роста объема продаж и его стабилизация;
- спад - резкое сокращение объема продаж и прибыли, обусловленное наличием на рынке новых предложений.
Туристские продукты бывают следующих типов:
- крупный исторический объект всемирного значения (Париж, Москва, египетские пирамиды, Тадж-Махал, Дели);
- туристский объект, завоевавший популярность благодаря длительной рекламе (Диснейленд);
- туристские продукты, оформленные как крупные международные события (кинофестивали, Олимпийские игры, международные турниры по разным видам спорта);
- туристские продукты, привлекающие своей уникальностью и неповторимостью (озеро Байкал, пещеры с наскальными рисунками во Франции, крупные заповедники и природные парки)
С целью формирования турпродукта туроператор на основе договоров приобретает права на услуги, входящие в тур.
Государственной сертификации и стандартизации подлежат все туристские продукты.
Сертификаты на туристские продукты и классификацию гостиниц выдают специальные государственные органы по сертификации. Сертификация туристской деятельности является средством государственного регулирования туризма в целях защиты прав и интересов туристов. Без свидетельства о сертификации туристская фирма не имеет права рекламировать свою деятельность. Сертификация проводится по правилам сертификации туристских услуг и услуг гостиниц и предусматривает обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья туристов, сохранности имущества туристов, охраны окружающей природной среды, соответствия туристской услуги своему назначению и своевременности исполнения.
При выдаче сертификатов учитывается несколько факторов:
- уровень предлагаемого сервиса;
- наличие информационно-рекламных буклетов;
- стоимость путевок;
- наличие самостоятельно разработанных маршрутов;
- договоры с гостиницами, транспортными страховыми компаниями;
- документы, подтверждающие отношения с фирмами-партнерами.
К заявлению о выдаче сертификата прикладываются заключения органов Госсанэпиднадзора, Госпожарнадзора, сертификат соответствия, выдаваемый не более чем на 3 года.
Аннулирование действия сертификата или приостановление его действия может производиться в случаях отказа туроператора от обязательной сертификации и во всех случаях нарушения правил, предусмотренных законодательством.
Стандартизацияв туризме — это средство государственного регулирования туристской деятельности. Цель государственной стандартизации — защита прав и интересов туристов путем установления единых норм, правил и требований, предъявляемых к туристскому продукту, услугам и информации. Туроператорская и турагентская деятельность подлежат обязательной стандартизации, как и все объекты туристской индустрии (места размещения, организации питания, организации, предоставляющие культурно-массовый досуг и развлечения).
После заключения Шенгенской конвенции о безвизовом режиме в 1995 г. во многих странах Европы стали особенно актуальными вопросы определения единых требований к тур-продукту. Турпродукт приобретается в одном месте, а потребляется в другом, поэтому необходимо не только полное согласование действий туроператора, турагента и туриста, но и готовность любой из сторон отвечать за невыполнение каждого условия, оговоренного в путевке.
Туристский пакет, или пэкидж-тур, используемый в туристском сервисе, — это обязательный комплекс услуг, предоставляемый в путешествии по индивидуальному или групповому плану. Турпакет носит серийный характер и имеется в широкой продаже в турфирмах.
В турпакет входят четыре обязательные услуги: оформление путевки, предоставление транспорта или бронирование билетов, размещение, трансфер. Фиксированный турпакет клиент приобретает со значительными скидками. В то же время всегда есть возможность расширения предоставляемых услуг по дополнительному соглашению.
Туристская деятельность осуществляется в следующих основных формах:
- стратегическая - подготовка уставных и договорных документов, составление бизнес-планов, маркетинговые исследования, расчет прибыли;
- турагентская - продвижение и реализация туристского продукта, осуществляемая на основе государственной лицензии;
- туроператорская - разработка, формирование и продвижение туристского продукта, его реализация собственными силами и через подчиненную сеть турагентств;
- экспедиционная - экспедиционные исследования с целью решения задач реализации турпродукта.
При реализации турпродукта используются такие методы, как торговля с помощью рассылки рекламы, выполнение заказов по почте, в том числе электронной, предложения по телефону.
Удобная форма работы в туристской индустрии - кооперирование,которое может быть:
- отраслевое - сотрудничество двух или нескольких туристских баз, обслуживающих один маршрут;
- межотраслевое - постоянное взаимодействие туристской фирмы с гостиницей и конкретным экскурсоводом;
- территориальное - взаимодействие по обслуживанию конкретных туров несколькими организациями на одной территории.
Сезонность - одно из основных понятий в туризме, представляющее собой цикличность туристской деятельности. Циклы в туризме повторяются из года в год, из сезона в сезон. Сезонность оказывает наибольшее влияние на деятельность курортов из-за климатических особенностей того или иного места.
Специалисты выделяют четыре сезона в туристской деятельности:
- сезон пик - период наиболее благоприятный для организации большинства туров и путешествий, начинающийся приблизительно в середине мая и длящийся до начала октября. К этому периоду также относятся рождественские каникулы, когда резко вырастает спрос на праздничные туры для школьников и семейные путешествия;
- высокий сезон - период наибольшей деловой активности на туристском рынке; на протяжении этого периода на все туристские товары и услуги действуют самые высокие тарифы. К высокому сезону относится период поздней весны и ранней осени, как правило, в это время проводится большинство конференций и симпозиумов;
- низкий сезон - период снижения деловой активности на туристском рынке; тарифы на протяжении низкого сезона существенно снижаются. К низкому сезону относится период ранней весны и поздней осени;
- «мертвый» сезон - период самого низкого спроса на туристские товары и услуги. К этому периоду относятся декабрь и февраль, когда наступает предпраздничное и послепраздничное затишье и спрос на туристские услуги сходит на нет.
Туристские организации, курортные предприятия стремятся создавать новые рынки в период межсезонья. С этой целью организуются фестивали, учебные семинары, спортивные состязания и соревнования, дни города, региональные и областные праздники, театрализованные шоу, конгрессы различных уровней.
Развитие индустрии туризмапредполагает строительство гостиниц и туристских баз нового уровня, строительство и расширение дорог, обустройство территорий для отдыха, профессиональную подготовку специалистов.
В 1995 г. в России была разработана и утверждена Правительством РФ целевая программа развития туризма в РФ, которая легла в основу государственного регулирования туристской сферы в нашей стране.
Главная цель программы — создание в России современного конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего потребности российских и иностранных граждан и значительный вклад в развитие народного хозяйства.
Программу предполагалось реализовать в два этапа:
1) 1995-1997 гг. — формирование правовой базы, решение организационных вопросов, разработка Генеральной схемы развития туристской сферы, развитие и совершенствование рекламы, кадровое и научное обеспечение развития туризма;
2) 1998—2005 гг. завершение создания подготовки кадров, модернизация существующей материальной базы, реконструкция старых и строительство новых объектов туристской индустрии, внедрение отечественного турпродукта на иностранном рынке.
Сегодня некоторые поставленные проблемы решены — открыты новые профильные учебные заведения, завершено строительство ряда современных туристских объектов, заложена основа компьютеризации отрасли, но многие идеи находятся в стадии разработки и внедрения. Так, актуальными проблемами являются: улучшение образовательных программ учебных заведений высшего и среднего профессионального образования; создание достаточного числа гостиниц и ресторанов повышенной комфортности; выведение рекламы на новый качественный уровень; развитие компьютерных программ в сфере туризма; создание веб-сайтов туристских фирм. Финансирование программ ведется за счет государственных и внебюджетных источников, в том числе частных вложений.
Периодически в определенных местах проводятся туристские ярмарки,на которых фирмы представляют новые туристские программы и направления. Участниками крупных туристских ярмарок могут стать только те организации, которые получили лицензии на туристскую деятельность. В ходе ярмарок представители турфирм всех регионов России имеют возможность лично пообщаться друг с другом, определить оптимальные пути развития всех видов туризма, договориться о взаимовыгодном сотрудничестве.
С 1993 г. ежегодно в Москве в «Экспоцентре» проходит одна из ведущих ярмарок в мире — Московская международная выставка «Путешествия и туризм». Организаторами ярмарки выступают российские и зарубежные туристские и финансовые организации. В ярмарке участвуют российские и зарубежные туристские фирмы и агентства, учебные заведения туризма, посольства, средства массовой информации. По окончании работы выставки выходит каталог, включающий в себя рекламу туристских организаций и туров - участников выставки.
На развитие туризма в стране влияют следующие факторы:
- политические - политическая стабильность в стране в целом и народная обстановка, характеризуемая отсутствием крупных войн, конфликтов и террористических актов, хорошие отношения между странами. Примером влияния политических факторов на туризм является резкий спад продажи путевок в США после террористического акта 11 сентября 2001 г.;
- экономические - общее состояние экономики страны и связанный с этим уровень доходов населения, так как среди туристов больше всего представителей многочисленного в Европе и Северной Америке среднего класса, а именно они максимально зависят от состояния экономики. Например, жители богатого стабильного Кувейта тратят в среднем ежегодно 600 долл. на туризм, а в России - менее 150 долл. В то же время развитие туризма замедляется при ужесточении паспортного и таможенного контроля, финансовых сложностях;
- социально-демографические - рост численности горожан, общее старение населения, появление значительного числа бездетных пар среднего возраста, рост числа деловых поездок в связи с созданием Шенгенской зоны, Европейского Союза;
- культурные — определяются менталитетом населения, сложившимися традициями. Например, россияне предпочитают отдыхать на морских побережьях, в первую очередь в недорогих экзотических Турции и Египте, в отечественных санаториях; более половины японцев выбирают отдых в городах с участием в деловых встречах и познавательных экскурсиях, а итальянцы любят путешествовать по другим странам;
- природные — море, горы, лес, озера и реки, привлекательные для туристов. Эти природные красоты стали особенно сильно притягивать отдыхающих в последние годы в связи с ухудшением экологической ситуации, стремительным темпом жизни, когда у человека нет возможности ежедневно проводить на свежем воздухе даже несколько минут. В зимнее время туристов привлекают горнолыжные курорты, спортивные туры;
- научно-технические — современные средства связи и транс
порта, обеспечивающие комфортабельность перемещения; развитые компьютерные технологии, позволяющие приобретать путевки через Интернет; развитая туристская инфраструктура, в частности комфортабельность гостиниц, сервис обслуживания;
- психологические — мотивы туристов, которые заставляют их искать перемены жизни хотя бы на время отпуска. Известно, что многие туристы каждый раз выбирают новые места для посещений, желая во время долгожданного отдыха сменить обстановку.
На развитие российского туризма оказывают негативное влияние объективные трудности:
- частые изменения в налоговой политике;
- конкуренция на международном и внутреннем туристских рынках, применение нечестных приемов в борьбе за клиентов;
- слабая поддержка государства;
- низкий жизненный уровень большинства населения;
- сложные нормативные акты по туризму;
- слабое развитие туристской инфраструктуры;
- недостаточное качество подготовки специалистов при огромном числе специализированных вузов, факультетов и отделений;
- низкий уровень сервисного обслуживания;
- недостаточность рекламы;
- медленные темпы компьютеризации сферы.
В настоящее время на российском туристском рынке резко возросло число иностранных компаний, реализующих свои туры. Российские туристские компании из-за недостатка опыта и финансовых вложений государства пока не могут составить конкуренцию иностранным коллегам за редким исключением (например, фирма «Натали-тур», «TEZ-тур» и некоторые другие).
Одной из целей отечественного туризма является создание новых крупных объединений и выход управления в сфере туризма на качественно новый уровень. Для достижения этой цели есть несколько путей:
- объединение туристских фирм с крупными транспортными предприятиями. Во многих европейских странах авиакомпании или железнодорожные организации объединялись с туристскими фирмами или создавали собственные. В России так была создана компания «Мир Аэрофлота»;
- создание крупных многопрофильных концернов с общим торговым брендом;
- приобретение туристскими компаниями гостиниц, баз отдыха, центров развлечений;
- привлечение в туризм крупных банков и страховых компаний. Например, в России известная и престижная туристская компания «Спасские ворота-тур» была создана одноименной страховой компанией.
Современные международные туристские организации создают свои- представительства в разных странах. Задача российского туризма - открывать подобные представительства за рубежом для привлечения иностранных туристов и развития въездного туризма.
Экономика туризма
Экономика туризмавключает в себя систему взаимоотношений и взаимосвязей между государством и туристскими предприятиями и между производителями и потребителями туристских услуг.
В основе туризма лежит эксплуатация местных туристских возможностей с определенным финансовым вкладом в объекты туризма. Особое отношение к туризму в России обусловлено тем, что на протяжении многих десятилетий его рассматривали исключительно как средство оздоровления граждан, а не как один из важнейших источников дохода государства.
В настоящее время в связи с наступлением рыночной экономики по всем фронтам туризм рассматривается как экономическое явление, которое:
- имеет индустриальную форму; создает новые рабочие места;
- служит каналом перераспределения ВВП в пользу стран, специализирующихся на туризме;
- является мультипликатором развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;
- отличается высокой эффективностью и быстрой окупаемостью инвестиций;
- выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия;
- сочетается со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.
Экономика туризма рассматривает несколько основных предметов и понятий, такие как: туристский продукт, туристский спрос, туристский рынок, правила реализации туристского продукта, материальная выгода, цена на турпродукт.
Производителями туристских услуг, работ и товаров являются туристские организации, которые формируют и развивают туристское предложение, приобретают производственные ресурсы (персонал, путевки), обрабатывают их в процессе производства туристского продукта и реализуют его потребителям-туристам. В результате этого процесса получается доход от продаж туристского продукта точно так же, как от любого другого продукта.
Туристский продукт- это пакеты предлагаемых путешествий и экскурсий. Работник сферы туризма должен уметь грамотно определить стоимость того или иного туристского продукта и его востребованность на рынке в настоящий момент. Туристский продукт имеет меновую стоимость - форму, в которой проявляется потребительская стоимость, зависящая от оценки турпродукта потенциальными покупателями.
Туристский спросопределяется как число покупателей туристского продукта при имеющейся установленной цене; его можно изучать несколькими путями. Первый и самый простой - в процессе продажи имеющихся туров. Второй и требующий комплексного подхода - изучение потенциальных возможностей и желаний клиентов, участие в туристских ярмарках, про ведение социологических опросов и анкетирования. Туристский спрос складывается из запросов клиентов, их платеже способности и имеет ярко выраженную сезонность. Самый действенный способ установить реальный туристский спрос - это регулярное проведение маркетинговых исследований туристского рынка. Существует важное правило: туристское
предложение напрямую зависит от цены тура и доходов основной группы клиентов. Туристский рынок существует по закону спроса, согласно которому при более высоких ценах на тур-
продукт покупатели приобретут меньше, чем при более низких ценах. Туристский спрос потребителей с постоянным доходом изменяется при снижении цен: возникает как бы дополнительный доход, позволяющий увеличить вложения в покупку. Туристский спрос - это и сложный рыночный механизм, и количество туристского продукта, легко реализуемого потребителю при данных ценах.
Туристский спрос можно условно разложить на элементы спроса: подготовка путешествия (выбор тура, приобретение путевки, сбор вещей, бронирование билетов и т.д.) → поездка к месту отдыха → проживание и питание → экскурсии, приобретение сувениров, участие в мероприятиях → впечатление от поездки.
На туристский спрос влияют следующие факторы:
- распределение рекреационных ресурсов;
- наличие или отсутствие военных конфликтов и террористических актов;
- экономическое положение в стране;
- демографическая ситуация;
- удаленность того или иного места отдыха, состояние дорог и транспортных коммуникаций;
- покупательная способность населения в настоящий момент;
- проведение конференций, фестивалей, симпозиумов, праздников, карнавалов в той или иной стране.
Туристский рыноквключает четыре основных элемента:
- туристский спрос;
- предложение турпродукта;
- цена натурпродукты;
- конкуренцию и представляет собой систему хозяйственных связей, в которой главным является процесс превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.
Туристский рынок включает в себя территорию, на которой встречаются продавцы и покупатели, где формируется спрос на продукты и услуги и действует механизм движения турпродуктов и услуг в форме товаров и денег. Основные клиенты туристского рынка в настоящее время - бизнесмены, государственные служащие, и люди, приобретающие туры в период отпуска. Туристский рынок не имеет географических границ и не учитывает национальные интересы. Поэтому органы власти регулируют туристские рынки в свою пользу, формируя собственную политику в сфере туризма.
4. Правила реализации туристского продуктапредусматривают тщательную его подготовку' на основе уже имеющихся маркетинговых исследований. Занимающийся реализацией продукта туроператор проводит работу по заключению договоров, бронированию мест, созданию определенного пакета туристских услуг по минимальной цене. Профессиональный работник сферы туризма всегда вынесет дополнительные услуги в
необязательно оплачиваемые услуги. Например, сюда может входить несколько вспомогательных экскурсий, посещение театрализованной вечеринки, услуги гида-переводчика во время поездки по стране и т.д.
5. Материальная выгода- это реальная стоимость тура и возможность получения прибыли при его реализации. Расчет стоимости туристского продукта учитывает несколько факторов: за
траты на транспорт, проживание, питание, экскурсионное обслуживание, страховку. Прибавка к основной стоимости зависит от спроса и является материальной прибылью туроператора, его комиссией.
Например, пусть требуется провести расчет стоимости тура и комиссии туроператора. Для этого вычисляем:
- расходы на транспорт (автобусные, авиационные, морские/речные
или железнодорожные перевозки до места назначения) - 500 руб.;
- расходы на размещение в гостинице (5 суток) - 500 руб. х 5 =
= 2500 руб.;
- расходы на питание (5 суток) - 1000 х 5 = 5000 руб.;
- расходы на экскурсионное обслуживание (3 экскурсии) - 300 руб. к
х 3 = 900 руб.;
- страховка - 500 руб.;
- стоимость тура на одного человека — 13 900 руб.;
- комиссия туроператора — 1100 руб.
Всего 15 000 руб.
6. Ценав туризме бывает:
- нормальная - теоретическая цена на продукт или услугу при условии равновесия спроса и предложения; о равновесная - цена на данный турпродукт, определенная на основе взаимодействия спроса и предложения; о розничная - цена, установленная договором купли-продажи между туристом и туроператором;
- цена покупателя - наименьшая из двух цен, предлагаемая участниками рынка;
- цена предложения - минимальная цена продавца, которую он согласен получить за свой турпродукт и в основе которой лежат требования учета затрат труда и капитала;
- цена спроса - максимальная цена потребителя, которую он
мог бы уплатить за данный турпродукт.
Согласно статистике, в большинстве случаев туроператор выручает Уз стоимости турпродукта. Более значительные расходы туриста остаются в местности пребывания — оплата дополнительных услуг, экскурсий, не входящих в ваучер, покупка сувениров, продовольственных и промышленных товаров.
Тариф- одно из основных понятий туризма. Тариф может быть:
- опубликованный - цены розничной продажи туристских путе-ноки туров;
агентский - цены на туристский продукт и услуги, предлагаемые для реализации турагентам и выраженные в виде процентных скидок от опубликованных тарифов;
- групповой - цены-нетто, предлагаемые для размещения групп туристов;
- корпоративный - цены на туристский продукт и услуги, предлагаемые коллективным заказчикам-организациям, не занимающимся туроператорской и турагентской деятельностью.
Главная цель работника туристской сферы - реализовать па туристском рынке как можно больше туристского продукта при его лучшем качестве, т.е. обеспечить качественный объем продаж.
Объем продаж- это общее количество реализованного туристского продукта за конкретный промежуток времени, определяемое как произведение цены товара на количество проданного товара. Например, объем продаж в туристской компании за прошедший год равен 1 млн. руб.; продано в среднем 100 туров по 10 000 руб. каждый (разумеется, цифры условные).
Объем продаж определяет доходы, получаемые от реализации всех имеющихся в наличии турпродуктов.
Доход от туризма – прибыль, которую туристская организация получает в результате успешного продвижения и реализация туристского продукта на рынке. Прибыль в туризме означает положительный финансовый результат и представляет собой разницу между денежными поступлениями и полной себестоимости реализованных товаров и услуг, т.е. выступает как форма чистого дохода.
Одной из составляющих дохода от туризма является туристская рента.
Туристская рента – часть дохода от туристского обслуживания, получаемого за использование туристских ресурсов и направляемая на финансирование новых проектов, поддержку уже внедренных программ и расширение материальной базы туризма.
Размер ренты зависит от качества потребляемого ресурса, т.е. тесно связан с земельным кадастром. Получатель ренты – собственник того или иного ресурса. Плательщик – туроператор, взявший тот или иной ресурс в рекреационное использование.
Например, турфирма разработал программу по посещению местной частной страусиной фермы; в данном случае турфирма – плательщие ренты, а владелец фирмы – ее получатель.
Туристская рента введена в целях регулирования туристского рынка и как можно большего его охвата. С помощью туристской ренты турпродукта получают большие возможности для развития.
Социальная туристская рента является основой для создания льготной системы в сферу туризма. С помощью выплат в рамках социальной ренты можно вводить в туризме систему поощрений и разработать механизм самофинансирования.
Факторы, образующие социальную ренту:
- о хозяйственное использование туристских ресурсов;
- о преобразование налога на добавленную стоимость на социальный турпродукт;
- о расширение ассортимента социального продукта.
Важной составной частью туристской экономики, в результате которой фирма получает прибыль, является процесс продажи тура. Взаимодействие продавца и покупателя в туризме носит форму сделки. Сделка может состояться как при прямом контакте, например при продаже тура в офисе, так и посредством технических средств связи: телефона, Интернета, банкомата. В качестве продавца может выступать и туроператор, и турагент.
Условия произведенных фирмой сделок, полученные доходы, размер ренты отражены в отчетности каждой туристской организации. Отчет о деятельности – это сводка главных итогов работы туристской фирмы. Существуют пять форм отчета туристской организации:
- годовой – отчет правления туристской компании, публикуемый в предусмотренных законом случаях для информации акционеров, кредиторов, партнеров, банкиров;
- финансовой – документ текущей отчетности организации, содержащей информацию о балансовом отчете, о до доходах, анализ платежей и т.д.;
- о доходах – основной документ финансового отчета туристской организации, готовящейся ежемесячно;
- о прибылях и убытках – документ финансовой отчетности, раскрывающий изменения в денежных средствах за отчетный период;
- об изменении финансового положения – документ, фиксирующий изменения в балансе организации за отчетный период.
Субъектами туристского рынка являются:
- клиенты, т.е. непосредственные потребители туристских услуг;
- предприятия индустрии гостеприимства – турфирмы, гостиницы, организации питания, организации, занимающиеся предоставлением развлечений, транспортные компании;
- органы власти в качестве регулирующей структурной единицы рынка – бюджетные организации, учреждения и ведомства, формирующие политику в сфере туризма и осуществляющие контроль за реализацией продукта.