Влияние иных религиозных представлений и культа древнего Египта.

Книга Бытия («Берешит», что означает «В начале») повествует о происхождении мира, первых людей и первого общества патриархального времени. Описание сотворения мира преследует не научную, а религиозную цель; оно показывает, что Бог есть первопричина всего сущего. Мир и все, что его наполняет, возникло не случайно, но по воле Творца. Человек не просто животное — он носит в себе бессмертную душу по образу и подобию Божию. Человек создан для высшей цели: быть владыкой Земли и всей твари и совершенствоваться в добродетели. Виновником падения человека является диавол как источник зла в мире. Бог постоянно проявляет заботу о человеке и направляет его жизнь ко благу.

Вся книга подразделяется условно на три части:

1. История создания мира (гл. 1, 2). Сюда входит сотворение вселенной, создание земли и сотворение человека.

2. Первоначальная история человечества (гл. 3–11). Основные темы этой части — грехопадение и его последствия, история Каина {27} и Авеля, праотцы — от Адама до Ноя; всемирный потоп, история Вавилонской башни, родословие народов и родословная потомков Сима до Авраама.

3. Патриархи: Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф.

Первые страницы Библии — это так называемый Шестоднев, или Гексамерон (Шесть дней творения). По выражению св. Григория Богослова, первые главы книги Бытия приближают читателя к Творцу и разъясняют основание вселенной. Книга Бытие поможет нам уяснить вопросы, связанные с возникновением мира, происхождением человека, возникновением нравственности, с нравственными аспектами грехопадения, его следствиями, а также с состоянием человечества до принятия закона Моисеева.

Первые стихи Библии говорят нам о творении Богом всего видимого и невидимого мира. Библейское учение противостоит язычеству и пантеизму всех оттенков, раскрывая нам идею творения как акт Божественной воли, разума и любви. Согласно Писанию, именно Слово Божие, его созидательная мощь вызывает тварь из небытия, вызывает к жизни всю вселенную, питает и поддерживает ее до наших времен. Кроме того, библейский космогенез показывает нам постепенное восхождение от низшего к высшему, от мира неорганического к миру органическому и в конце концов — к человеку.

В книге Бытия Бог представлен не магом, демиургом или мастером, который своими руками все формирует, но Словом Божиим: «И сказал Бог» — и произвела вода, и произвела земля. То есть Слово Божие придает творческую силу природным стихиям (земле, воде), вводит в мир «жизнь». Даже противники христианства, признают, что Библия показывает нам великую идею поступательного развития. Поэтому мы можем только восхищаться великим пониманием природы иудейского законодателя.

Как мы уже говорили, в Библии все подчиняется закону симметрии, что свойственно поэзии и вообще искусству Востока. Это говорит о том, что само Пятикнижие и первые главы книги Бытия не претендуют на сколько-нибудь серьезное научное описание этого творческого процесса.

Основное ее значение — показать, что мир сотворен Богом. В 1 главе книги Бытия трижды повторяется слово «бара», которое в переводе с еврейского означает «творение из ничего того, чего до сего времени не было».

Бытописатель употребляет это слово впервые, когда говорит о творении вселенной: «В начале сотворил Бог небо и землю». Здесь впервые употребляется слово «бара» — «творение из ничего, из того, что не существовало до этого». Во второй раз это слово употребляется, когда говорится о начале жизни на земле, о появлении первых элементарных клеток — того, чем не обладала мертвая природа. В третий раз — когда говорится о творении человека.

Библейское учение о мироздании резко отличается от языческого миропонимания. Заметьте, что здесь нет никакой предвечной бездны, никакой предшествующей Божеству материи. Нет ничего: ни борьбы богов, ни чудовищ, ни титанов только Творец, Который творим Своим словом.

Одно из самых важных положений этой главы — то, что Бог является Первопричиной, Великим Разумом, обладающим вечным Сознание.

Первый этап — свет. Но прежде всего это энергия, из которой потом произошел весь видимый космос; в конце концов мы с вами, наша материя — это тоже энергия, которая не исчезает никуда, лишь превращается в иной вид, поэтому мы вечны в этом мире. Мы не превращаемся ни в кого и ни во что, Один Бог знает пути души после смерти. Но важно, что мы созданы из духа и материи и что мы пребываем вечно в этом мире — до тех пор, пока Господь скажет: «Се, творю все новое» (Апок 21:5).

Второй этап — происхождение суши и воды. Это не просто суша и вода в нашем понимании. Это разделение в космосе хаотического вещества, из которого образуются отдельные элементы суши, элементы космических тел, которые пребывают уже не в хаотическом состоянии, а, скажем, в состоянии первотворчества.

Словом, возникают три элемента: материя неживая, жизнь и человек. Долгое время последовательность творения в книге Бытия подвергалась сомнению. Как мог сначала появиться свет, а затем солнце? Но тут говорится о разных вещах. Солнце, как и другие светила, появилось во второй день творения, когда появилась твердь небесная, видимый космос. О солнце как Солнце для земли говорится уже в четвертый день.

Третий день — происхождение суши и растений. На пятый день появляются рыбы в воде и птицы на суше. В шестой день животные на суше, и заканчивается этот период сотворением человека.

Постепенное движение от простого к сложному наблюдается в Моисеевом повествовании. Мы видим, что сначала производит душу живую вода, затем уже жизнь появляется на земле.

Итак, Господь творит человека. Человек создается, как мы видим, в шестой день — в один день с животными. Значит, он как бы связан с ними и является их продолжением. Действительно, по учению св. Максима Исповедника, творение состоит как бы из пяти отделов, создающих концентрические сферы бытия, в центре которых стоит человек. Поставленный на грани физического, материального и духовного миров, человек как бы сочетает в себе эти два мира, будучи причастным к всем сферам тварной вселенной. Поэтому свв. отцы называют человека микрокосмом.

Все отцы Церкви, как восточной, так и западной, видят в самом факте сотворения человека по образу и подобию Божию превечную соустроенность, изначальную согласованность между существом человека и Богом. В Ветхом Завете раскрывается и выделяется одно качество, присущее Личному Богу, которое проявляется уже в первых главах книги Бытия: Бог Живой.

Бог Ветхого Завета, о Котором говорит нам первая же фраза книги Бытия, — это абсолютная реальность, Личность, Которая открывается человеку. Одно из свойств Бога — святость. Это свойство онтологически присуще Богу. Григорий Нисский говорил: «Бог по Своей природе — сама благодать». Первоначально, в собственном смысле, все, что Он творит, обладает этой благодатной силой. Согласно библейскому повествованию, первый человек полностью отвечал высокому назначению, для которого он был создан.

Перед нами дальнейшее повествование о человеке. Сразу оговоримся, что в первых главах книги Бытия дважды повествуется о творении человека. Когда о творении человека говорится во второй раз, о женщине не упоминается.

Филологи считают его более древним. Согласно этому тексту, создание человека с самого начала не предполагало разделение на два противоположных пола. Сначала Бог творит мужчину, получающего, соответственно, имя мужского рода Адам. Однако это имя указывает лишь на тварную природу человека («Адам» переводится как «созданный из земли»). Вовсе не имеется в виду его пол. Именно в этого целостного первого человека Бог вдунул дыхание жизни и сделал его душою живою.

Следующее за тем разделение полов совершается Господом с единственной целью: удовлетворить потребность человека в общении.

Адам дает себе самому имя, соотнесенное с именем подруги. Отныне он не просто Адам, но муж, в то время как та, что взята от мужа, получает название «жена». А слово «Ева» значит «мать всех живущих».

В соответствии с церковными традициями мы должны видеть в образе первого человека выражение нераздельного единства его природы. Однако естественное подобие по кости и плоти недостаточно для обеспечения природного единства, в котором человек предстал бы как образ Единого Бога. Тринитарная модель жизни — это отнюдь не единство на уровне естества, но соединение в любви отличных друг от друга ипостасей. То есть человек сотворен по образу Божию.

Когда творится человек, Господь знает его путь, предвидит его грехопадение и поэтому от вечности готовит Сына Своего для искупления человека. Грех в мир входит не человеком. На землю он приходит с человеком, но еще раньше грех присутствовал в мире духовном, в сфере бытия духов. Об этом в Библии прямо не говорится, просто говорится, что создал Бог небо и землю, подразумевая под небом мир духовный. Но можно предполагать, что в этом творческом процессе есть уже некое тварное, противящееся воле Бога несовершенство.

Адам знал, что такое смерть, он видел смерть. И слово «умрешь» — это не просто смерть духовная — это физическая смерть. Образ смерти был. Но для того и создал Господь человека, привел его в эту землю и сделал его владыкой, чтобы победить этот образ. Будучи бессмертным, человек мог сам вести за собой всю тварную природу к бессмертию через свою личность, через свое «я», через своих потомков.

Вот в чем была задача человека, вот для чего он был создан на земле. Не просто плодиться и размножаться, не для того человек был создан на земле, чтобы просто населять ее. Ведь сказано: владычествовать над природой, а это не просто быть. Владыка твари должен природу вести к совершенству. И человек должен был привести весь мир к Богу.

Соединенный с Богом на земле, Адам знал, что измена несет ему гибель. Бог предписывает Адаму и Еве запрещение вкушать от плода известного дерева и провозглашает тем самым существование нравственного закона {33} свободы.

Эта заповедь является выражением сознания зависимости его от Творца. Райская заповедь дана была человеку для того, чтобы сделать свободу первого человека сознательной, и должна была упражнять волю человека через послушание ее добру.

Сотворенный Богом человек Адам обитал в потенциальном бессмертии. Смерть была в мире, и Адам имел о ней представление. До Адама и растения, и животные подвергались тлению, это был естественный процесс для развивающегося мира. Возможность смерти была в мире для того, чтобы человек мог сделать ее невозможной.

Что такое Древо Жизни? Это источник живой воды, это пища, которая поддерживает, непрестанно обновляет жизнь человека, жизнь человека, способствует расцвету всех его способностей, прежде всего духовных.

В повествовании о грехопадении слово «грех» еще не употребляется, именно здесь говорится только о его происхождении и сущности. Что же побудило ко греху? Это свободная воля и возможность ею злоупотребить.

Из всего вышеизложенного следует, что истоки греха заключаются в тайне свободы. Свобода делает действия человека нравственно вменяемыми. В грехопадении свв. отцы различают несколько моментов. Один из них — момент нравственный и личный, заключается он в непослушании и в нарушении Божественного порядка.

Библейское повествование содержит в себе глубокий нравственный смысл. Оно утверждает вину и ответственность человека за ту катастрофу, продолжающуюся в нашей истории, которая лишила человека общения с древом жизни. Согрешив, человек дал место злу в своей воле и через себя ввел его в мир.

По учению свв. отцов, зло имеет начало в Ангельских мирах. Воля Ангелов, навеки определившихся в ненависти к Богу, первая породила зло, которое есть влечение воли к небытию, отрицание бытия, творения Божиего и неистовая ненависть к благодати.

Итак, видимым следствием грехопадения является суд Божий, завершающийся проклятием земли: «Проклята земля за тебя» (Быт 3:8–19) и изгнанием грешников из Эдема (Быт 3:23).

Изгнание из Эдема повлекло отлучение человека от Древа Жизни и смерть. Поэтому Господь говорит Адаму, что он умрет в тот день, когда вкусит от древа познания. Однако из библейского повествования мы видим, что человек не умирает сразу, так что в Библии речь идет прежде всего о смерти духовной, которая есть грех. За смертью духовной последует также и смерть телесная. В смерти телесной многие богословы видят проявление Правды Божией, не столько карающей, сколько милующей. В смерти они видят милосердие Божие, потому что именно смерть ограничивает пагубные следствия греха. Смертью Бог преграждает человеку путь к более глубокому ниспадению, потому что внешнее благополучие при внутреннем расстройстве человека привело бы его ко все большим и большим злоупотреблениям. И телесное бессмертие в таком случае только утверждало бы в нем владычество духовной смерти, как и происходит сейчас в мире падших Ангелов.

Св. митр. Московского Филарета (Дроздова): «Грехом человек остановил в себе поток Божественной благодати». Отношения между Богом и человеком были нарушены, гармония исчезла. Ум, чувства, воля потеряли должные взаимоотношения. И вместо того, чтобы следовать своей естественной расположенности к Богу, ум человека обращается к миру. Вместо того, чтобы одухотворять тело, он сам отдался течению животной и чувственной жизни, подчинился материальному.

Адам не выполнил своего призвания. Согрешив, он не сумел достичь единения с Богом и обожения тварного мира. Вместо прямого восхождения к Богу, воля Адама и Евы пошла противоположным путем, ведущим к смерти. Отныне вся история человека будет непрерывной борьбой с темным началом, которое вторглось в жизнь человека.

Тема 5. Исключительность первых десяти заповедей Закона Моисеева. Десятословие Сравнительный анализ Десятословия и Нагорной проповеди. Прообразовательное значение установлений книги Левит. Постановления о жертвах, священстве, праздниках.

Синайский закон положил основу истинной нравственности и достоинства человека в мире. Сила и действенность этих десяти заповедей охватывает весь период Ветхого Завета, но сохраняет свое значение и в новозаветный период, во все века до конца мира.

Откровение дано Израилю всенародно, в свободной пустыне, которая была ничьей собственностью. Ибо будь оно дано на земле Израиля и израильтяне могли бы сказать, что прочие народы к нему непричастны. А от того, что оно дано в свободной пустыне, оно — достояние всего мира, и всякий волен его принять или отвергнуть.

Слова Синая обращены ко всему миру. Мы видим, что основной целью Синайского закона является нравственное восстановление человека. Однако скрижали, даны людям по грубости их сердец в форме категорического повеления: поступить во всем согласно воле Божией, иначе за преслушание ждет наказание или смерть.

Из десяти заповедей Моисея, семь были запретительные. Они предохраняли от самых страшных преступлений: убийства, блуда, прелюбодеяния, кражи, лжи.

Итак, в десятословии заключена вся основа ветхозаветного нравственного учения. Весь закон и пророки основаны на этих десяти заповедях.

Все ветхозаветные заповеди носят запретительный характер: «Не убий», «Не укради», «Не пожелай»… Они призваны были удержать человека от нарушения Воли Божьей. Заповеди блаженства носят уже другой, положительный характер. Но их лишь условно можно назвать заповедями. По существу они есть не что иное, как изображение красоты свойств того человека, которого апостол Павел называет новым. Блаженства показывают, какие духовные дары получает новый человек, если он будет следовать пути Господнему. Десятословие Ветхого Завета и Нагорная проповедь Евангелия — это два разных уровня духовного порядка. Ветхозаветные заповеди обещают награду за их исполнение: чтобы продлились дни твои на земле. Блаженства, не отменяя эти заповеди, возводят сознание человека к истинной цели его бытия: Бога узрят, ибо блаженство есть Сам Бог. Не случайно такой знаток Писания, как святитель Иоанн Златоуст, говорит: «Ветхий Завет отстоит от Нового, как земля от неба».

Можно сказать, что заповеди, данные через Моисея, — некий барьер, ограда на краю пропасти, удерживающее начало. А блаженства — открытая перспектива жизни в Боге. Но без исполнения первого второе, конечно же, невозможно.

Третья книга Пятикнижия, названная в евр. тексте, подобно другим частям Пятикнижия, по первому слову «Вайкра» (vajikra – «и воззвал»), в предании Иудейском называется, соответственно содержанию, «Torat-kohanim» – «закон священников», или «Torat-qorbanot» – закон жертв. Равным образом греческое название (у LXX) книги Λευιτικὸν, латинск. Leviticus, слав.-рус. «Левит» показывает, что содержание книги составляют относящиеся к обязанностям священного Левиина колена отправления ветхозаветного культа: жертвоприношения, религиозно-обрядовые очищения, праздники, теократические подати и т. п. Книга Левит имеет почти исключительно законодательное содержание, будучи почти совершенно лишена повествовательно-исторического элемента: на всем ее протяжении сообщены лишь два, притом не имеющих существенной связи с целым содержанием всей книги, факта (смерть Надава и Авиуда после посвящения первосвященника и священников, гл. Лев.10.1-3, и казнь богохульника, Лев.24.10-23); все же остальное содержание книги образует подробное развитие и непосредственное продолжение статей и постановлений закона, излагаемых во 2-ой части кн. Исход; всюду законодательство книги Левит представляется развитием и восполнением возвещенного с Синая откровения (Лев.25:1, 26:46, 27:34). Главная идея или цель книги (выраженная особенно ясно в Лев.26.11-12) состоит в образовании из Израиля общества Господня, которое стояло бы в тесном благодатном и нравственном общении с Иеговою. Этой цели служат находящиеся в кн. Левит постановления:

о жертвах (Лев. 1-7);

о посвящении священнослужителей (Лев. 8-10);

о чистом и нечистом (Лев. 11-16);

о личной святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной (Лев. 17-20);

о святости и порядке всех отправлений богослужения, культа, о священных временах и проч. (Лев. 21-27).

Таким образом идея святости и освящения – господствующая идея книги Левит, проникающая все намеченные отделы, связанные как исторически или хронологически, так и логически, развитием одного и того же принципа.

Помимо непосредственной задачи – освящения членов народа Божия во всех отправлениях религиозной и бытовой жизни, – законы книги Левит по преимуществу были «тенью и образом грядущих благ» (Евр 10.1) новозаветных.

Книга Левит более, чем любая другая, представляет собой сборник правил и установлений. Какое это к нам имеет отношение? К нам это имеет отношение самое прямое в связи с тем символическим и прообразовательным значением, которое скрыто во всех установлениях этой книги. Во-первых, несомненно, что святость, к которой призваны были члены израильского общества, есть то же самое, к чему призваны мы с вами. Во-вторых, во всех установлениях этой книги содержится указание на Иисуса Христа как на первосвященника Нового Завета, на жертву, которой Он очистил нас от греха.

Все священники были только из потомков Аарона. Первосвященником должен был быть старший, и первосвященники не должны были сменяться. То, что мы видим в эпоху земной жизни Спасителя, есть ситуация совершенно противозаконная, когда священников меняли регулярно по требованию властей: мог быть и Анна первосвященник, и Каиафа первосвященник, и все жить в одном доме.

Степеней иерархии было три: первосвященническая, священническая и левитская.

Первосвященническая степень восходила непосредственно к Аарону и передавалась от отца к сыну по наследству. Первосвященник распоряжался всеми богослужебными действиями при скинии, от него исходил распорядок служб, он мог устанавливать те или иные положения, или законы, для служения в скинии. Он один имел право входить единожды в год во Святое Святых и окроплять жертвенной кровью крышку Ковчега Завета.

Одежды первосвященника отличались великолепием: риза (по аналогии сравним с саккосом архиерейским или священнической фелонью) была голубого цвета, а по подолу была украшена разноцветными яблоками и имела золотые позвонки. На эту одежду надевался ефод — короткая одежда до бедер, сотканная из крученого виссона, голубой, червленой и пурпуровой шерсти и прошитая золотыми нитями. Ефод скреплялся на груди поясом и двумя нарамниками. В нарамники вставлялись два камня оникса с начертанием имен колен Израилевых по шести на каждом. На груди первосвященника находился наперсник судный — табличка, которая была украшена четырьмя рядами из трех драгоценных камней, каждый по числу колен Израилевых. Камни не повторялись, и на каждом было написано имя колена Израилева.

Таинственное название, которое мы встречаем в Ветхом Завете — это Урим и Тумим, которое обозначало Советы и Совершенства. При помощи его указывалось на истинность ответов, получаемых от Бога через первосвященников. До конца никто не может сказать, что же это было: то ли некий символ, то ли жребий, который бросали, чтобы узнать волю Божию. Он был присущ только первосвященникам. До нас он не сохранился, осталось только название.

На голове первосвященника находился специальный головной убор, который назывался кидар, род древней митры. К этому убору была прикреплена дощечка из чистого золота со словами «Святыня Господня».

Сыновья Аарона приносили жертвы, поддерживали огонь и воскуряли фимиам над алтарем кадильным, а также поддерживали огонь в светильниках. По прошествии семи дней они заменяли хлебы предложения на свежие и потребляли старые. Они обязаны были также трубить в священные трубы для созывания на молитву в собрание, в случае снятия стана и в случае тревоги. Они также были учителями народа Божия и его судьями.

Одежды священника составляли надроги в виде фартука, который надевался поверх нижней одежды. Также хитон — длинная льняная одежда и пояс разнотканый, красивый, которым повязывалась вся эта одежда, и головная повязка для удобства служения, чтобы не мешали волосы.

Потомки Левия, за исключением потомков Аарона, назывались левитами и также присутствовали при скинии и служили в ней. Одежда левитов была проще, но также состояла из ефода, из хитона и специального пояса, которым они подпоясывались. Левиты исполняли низшие должности и были в подчинении у первосвященников и священников.

Священники должны были в скинии исполнять все то, что связано с жертвоприношениями, кроме того, на них лежала обязанность освидетельствования ряда болезней, и еще они должны были учить народ законам. От священников требовалась особая чистота и святость жизни и не только от священников, но и от членов их семей, например, к дочерям священников за разного рода преступлениями применялась гораздо более строгая кара, чем к простым девушкам-израильтянкам.

Был запрет приступать к служению в нетрезвом виде, чтобы священник случайно не перепутал чистого и нечистого и не совершил чего-нибудь не должным образом; был запрет для ветхозаветных священников жениться на разведенной женщине и тому подобное

Священникам ветхозаветным полагалось различать проказу и свидетельствовать о прохождении проказы, причем говорится о некой таинственной проказе на домах.

Ветхозаветные священники совершали полное омовение тела в ритуальных целях только один раз – перед посвящением (Исх.29:4; Лев.8:6). После этого перед ежедневным служением в скинии они омывали только руки и ноги (Исх.40:31).

Именно весь строй ветхозаветных жертв, начиная от жертвы пасхальной, которая совершалась первой при исходе, и кончая хлебным приношением, несомненно, нам указывает на ту единственную жертву, благодаря которой люди действительно получили очищение и искупление, и прощение всех своих грехов.

Основных ветхозаветных жертв было 5: это жертва всесожжений, которая приносилась ежедневно (утром и вечером), – так она называлась потому, что после заклания всё животное целиком, кроме шкуры, сжигалось на жертвеннике. Затем была жертва о грехе, которая приносилась за грехи по слабости, по неведению и, вообще, более здесь шла речь о грехах, совершенных против Бога, против первых 4-х заповедей, поэтому и оговаривалось, что по слабости и по неведению, потому что сознательный грех против Бога карался смертью. Здесь в жертву приносились разные животные, чем выше был по своему положению человек, тем крупнее. Если это был священник или князь народный, то от него требовался телец, а если это был простой человек, то достаточно было овцы или козла, или в самых крайних случаях, по бедности – пары голубей или горлиц. Затем – жертва о преступлении, которая приносилась за грехи сознательные. Как правило, грехи, которые подразумевались этой жертвой, были против ближнего. Обычно кроме жертвы для искупления их требовалось и возмещение ущерба. И затем – жертва мирная, которая имела характер праздничного торжества, благодарения. Наконец, последняя – это бескровная или хлебная жертва, которая приносилась либо в виде мучной похлебки, либо в виде пресных лепешек. Часть этих хлебов сжигалась, а часть шла в пользу священников и должна была съедаться в скинии. Вообще, кроме случая жертвы всесожжения, обычно только часть жертвы сжигалась на огне, а другая шла в пользу священников, или часть шла в пользу священников, а часть съедалась теми, кто приносил эти жертвы, на соответствующих трапезах, в зависимости от вида жертв.

В жертву предназначалось только 5 пород животных. Это тельцы, овцы, козы, голуби и горлицы, причем все эти животные должны были быть без телесных недостатков, что тоже очень важно

 В книге Левит есть установление о праздниках. Правила этого праздника описываются сначала еще в книге Исход, затем, уточнение дается в книге Левит.

Праздники:

- Пасха.

- праздник Снопов – начатков урожая. Прежде того, когда первый сноп урожая не приносился священнику, не освящался Богом, никто не должен был вкушать от нового урожая – все должны были есть только от старого, в знамение того, что Христос есть начаток умерших, и до Христа никто не мог войти в Его небесную скинию, не мог к Христу Богу приблизиться.

- Пятидесятница. Затем через 50 дней после Пасхи отмечался праздник Пятидесятницы. В этот праздник вспоминалось установление законов на Синае, потому что мы с вами помним, что Синайский закон был дарован через 50 дней после исхода из Египта.

- Праздник Труб. Затем книгой Левит предписывается совершение праздника Труб в первый день седьмого месяца года – это конец года, конец уборки урожая, приближение зимы.

- День Очищения. На 10 день того же самого месяца – через 10 дней после праздника Труб праздновался день Очищения. Исторически этот день Очищения был установлен после того, как два старших сына Аарона: Надав и Авиуд внесли чуждый огонь во святилище, не благословленные Богом, и были попалены, и после этого было установлено ежегодно совершать день Очищения – как раз в день, когда приносилась жертва за весь народ и кровь этой жертвы священником вносилась единственный раз в год во Святое Святых и там он семикратно кропил ею на крышку ковчега, а перед этим на завесу.

- Праздник Кущей. И, наконец, в 15 день начинался праздник Кущей – праздник Палаток. Куща – это палатка или шатёр. Во время этого праздника, на протяжении 8 дней, евреи должны были жить в этих кущах, украшенных цветами, деревьями и в 1-ый и в 8-ой день этого праздника предписывался полный покой и особые торжественные собрания, сугубые жертвоприношения.

Постановление относительно субботы и Субботних и юбилейных годах.

Тема 6. Исторические книги Ветхого Завета Идеал библейской теократии. Суверенная власть Бога и власть царя. “Монархическая” и “антимонархическая” традиции. Ветхозаветная монархия. Ветхозаветные войны. Книга Иисуса Навина. Книга Судей. Книги Царств. Книги Паралипоменон. Их краткая характеристика.

Моисей благословляет Иисуса Навина на свое преемство и Господь сам в виде столпа облачного является, чтобы это преемство подтвердить.

Книги Иисуса Навина и Судей охватывают ранний период жизни еврейского народа, когда еврейские племена, населявшие обетованную землю, не были еще объединены в одно государство. Это были разрозненные племена, обособленные друг от друга, которые объединялись иногда лишь для отражения общего врага. Их объединяла только вера в Единого Бога, был единый центр — скиния в Сихеме, куда они могли приходить, чтобы там молиться, приносить жертвы и общаться между собой.

Кто такие судьи? Судьи (евр. шофет) были вождями, предводителями племени. Преемство их власти не было обусловлено никакими жесткими человеческими факторами, например, династическим преемством. Они были харизматическими лидерами. О самом Израиле еще нельзя говорит как о едином целом в государственно политическом смысле. Племена, или, говоря языком Библии, колена были разрозненны и независимы друг от друга. Однако между ними существовала связь. Во-первых, это была связь кровная: Израиль представлял собой совокупность кланов (колен), во главе каждого из которых стоял глава, шейх. А вовторых, их объединяла одна религия — религия одного Бога —. Имелся культовый центр — Силом

И сама Книга Судей, и эпоха, в ней описанная, не оставляют впечатления единства. Это время Израиль запомнил, с одной стороны, как время, так сказать, идеальной теократии, когда Бог правил через тех харизматических народных вождей, которых Сам избирал, — судей, — а с другой стороны, время действительно сложное для Израиля, не скрепленного жестким, по-человечески гарантированным единством (государством как стабильной силой).

Эта постоянно возрастающая внешняя угроза заставила Израильские колена задуматься над установлением стабильной центральной власти.

Первой такой попыткой, хотя и неудачной, можно считать «царство» некоего Авимелеха (Суд. 9), попытавшеюся воцариться над несколькими центральными коленами. Книга Судей о нем говорит крайне неодобрительно, ибо он незаконно узурпировал власть, которую Бог осуществлял в Своем народе через Им самим избраемых судей.

В связи с историей Авимелеха — своеобразной «антисудье», пожелавшей стать царем на династической, то есть человеческой, а не харизматической, основе (Суд. 8, 22—23), — рассказывается притча Иофама (Суд. 9, 8—15), один из самых антимонархических текстов не только в Библии, но и, пожалуй, во всей мировой литературе.

Наконец, в лице Саула идея централизованной власти получает воплощение. Сначала она ограничилась центральной частью страны и в то же время тяготела к югу. Это был военный союз племен (колен), которые хотели выжить и остаться автономными, несмотря на угрозу. Но династии Саула тоже, как мы знаем из 1 Цар., было не суждено закрепиться в Израиле. На смену Саулу приходит монархия Давида (ок. 1000 г.) и его потомков.

Давид становится царем, избранный южными коленами и затем признанный и на севере. Через семь лет он завоевывает Иерусалим — город Иевусеев (2 Цар. 5), расположенный между двумя группами племен, — и делает его столицей.

Основной лейтмотив всей книги Судей в том, что «в те дни не было царя у Израиля; каждый делал то , что ему казалось справедливым» (Суд 21:25). Так как Израиль поступал нечестиво, а ему казалось, что он поступает справедливо, Господь посылал ему во исправление различные испытания в виде наказаний окружающих его народов. Причина отпадения от благочестия во времена Иисуса Навина объясняется следующим: «И когда весь народ оный отошел к отцам своим, восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, которые Он делал Израилю»

Гедеон: Перед нами предстоит типичный восточный правитель со всеми его плюсами и минусами. Пожалуй, у Гедеона больше минусов, чем плюсов. То, что он освободил Израиль, оставив при себе только 300 воинов, хотя Мадианитян было бесчисленное множество — это промысл Божий. Это заслуга не Гедеона, просто он был поставлен в такие условия. А в дальнейшем мы видим страшную жестокость по отношению к жителям Пенуэла. Затем Библия показывает нам его дальнейшую жизнь. Израильтяне предлагают ему возглавить их в качестве царя. Впервые появляется такая мысль, что он будет их вождем. Однако, его устраивает настоящее свое положение. Он богат, пользуется уважением и ему достаточно, что он живет, как восточный владыка. А быть царем означает взять на себя нечто большее, чем просто иметь популярность в народе, а отвечать за все и к этому он, возможно, не был способен. Слишком он был занят своим домом, устройством своего быта, своими женами.

Самуил был последним судией Израиля. Напомню, что судьи — это были особого рода правители, которые избирались народом и избрание их утверждалось свыше. Весь Израиль, по мысли ветхозаветного Закона, имеет особое государственное устроение. Дело в том, что Господь, давая Закон, тем самым регламентировал не только религиозное поведение человека, не только давал какие-то чисто религиозные нормы, но Закон включал в себя также и две другие важнейшие составляющие: нравственную и гражданскую. Смысл в том, что все, что ни совершалось в Израиле, должно было совершаться в точном соответствии с Законом Божиим, в точном соответствии с Пятикнижием Моисея. В этом смысле, Израиль представлял собою государство совершенно особое. Оно имело мало общего с монархией и еще меньше общего имело с республикой, хотя черты и того и другого присутствовали в ветхозаветном государстве времен Судей.

С одной стороны, утверждалось безусловное равенство любого члена общества, но равенство пред лицем Божиим, но также равенство пред Законом Божиим. С другой стороны, в некотором смысле, весь Израиль рассматривался, как монархия. Однако, монархия не земного царя, а Царя Небесного. И поэтому вполне справедливо было бы называть Израиль — царством Божиим, царством Иеговы. В литературе называют обычно период судей периодом ветхозаветной теократии, т. е. прямого и непосредственного богоправления.

На смену свободе приходит рабство царю о чем и говорит Самуил израилю.

Как пророк, как провозвестник Божественной воли, Самуил понимал, что такое прошение старейшин, есть ни что иное, как форма богоотступления. Это поставление человека на то место, которое занимал сам Господь Бог, поставление некоего независимого правителя, правителя самодержавного и самочинного. Говорится: «поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов»

Само установление монархии было предусмотрено в Законе и нельзя говорить, что требование старейшин было совершенным богоотступничеством. Старейшины грешили воспользоваться тем благословением, которое было дано в свою очередь, Моисею. Однако, любое благословение не есть повеление. По всей видимости, Самуила возмутило то, что старейшины настаивали на установлении монархии не вследствие того, что это позволено при некоторых ограничениях, идущих от Бога, а вследствие того, что при монархическом строе живут языческие народы.

Народ израильский оказался духовно неспособен к самоуправлению под тем возвышеннейшим началом Богоправления, которое было изложено в Моисеевом законодательстве. За время правления судей в изрядный упадок пришла как религиозная, так и нравственная жизнь.

Книга Иисуса Навина

Надписание книги и ее писатель.

Ряд исторических книг Ветхого завета начинается книгою Иисуса Навина3. В еврейском тексте книга Иисуса Навина надписывается: «Иегошуа», в греческом перевода LXX-ти толковников: «Иисус». Такое надписание дано ей «потому, что в ней содержится история и деяния Иисуса Навина, преемника Моисея». Так сказано в «Синопсисе священных книг», приписываемом святителю Афанасию Александрийскому4. Известное иудейское сказание5 о том, что «Иегошуа» написал свою книгу и восемь стихов а Законе (Втор 34.5-12), не было общепринятым у отцов и учителей христианской церкви6 и не соответствует содержанию некоторых мест книги. В самой книге говорится только, что Иисус Навин во время последнего при нем народного собрания, после заключения завета, «вписал слова сии в книгу закона» (Нав 24.26), т. е. вписал изложенные в Нав.24 увещание к народу и обещание последнего служить Господу.

Наши рекомендации