Порядок учит время соблюдать

Иоганн Вольфганг фон Гёте,

немецкий поэт, общественный деятель

К публичной защите ВКР допускаются лица, выполнившие требования учебного плана.

Публичной защите предшествует предварительная экспертиза бакалаврской работы, которую осуществляют научный руководитель и внешний рецензент. Руководитель пишет отзыв, а рецензент – рецензию (отмечает замеченные им недостатки) с оценкой в форме рекомендации. Отзыв научного руководителя и рецензия пишутся в свободной форме.

Поэтому не позднее, чем за неделю до предзащиты, на кафедру представляются следующие документы:

- законченная бакалаврская работа, утвержденная научным руководителем;

- отзыв научного руководителя;

- отзыв рецензента с личной подписью, заверенной печатью учреждения, где он работает.

Выпускающая кафедра организует предзащиту ВКР в установленные институтом сроки и обязуется создать все условия для выступления выпускников с докладом. По результатам предзащиты на заседании кафедры в присутствии научного руководителя и студента рассматривается вопрос о его допуске к защите.

Студент должен быть ознакомлен с рецензией по его работе до ее защиты на итоговом заседании Государственной экзаменационной комиссии (далее также ГЭК) и имеет право ответить на замечания рецензента.

Защита бакалаврской работы осуществляется публично на заседании Государственной аттестационной комиссии по заранее утвержденному руководством и известному выпускнику графику, в сроки, установленные учебным планом.

Процедура заседания ГЭК включает в себя:

· доклад выпускника;

· ответы выпускника на вопросы членов комиссии;

· научную дискуссию по проблемам, затронутым в работе;

· оглашение отзыва научного руководителя;

· оглашение рецензии на работу;

· тайное совещание членов ГЭК об оценке ВКР;

· публичное объявление решения тайного совещания ГЭК в присутствии всех ее членов и выпускников.

Доклад выпускникадолжен соответствовать содержанию бакалаврской работы, а также отвечать, на первый взгляд, противоречивым обстоятельствам – полнота, емкость содержания и краткость.

Продолжительность доклада – 7 минут:

- «Введение» – 40 % времени;

- «Основная часть» – 20 % времени;

- «Заключение» – 40% времени.

Недопустимо простое перечисление содержания глав с углублением в детали работы. В докладе должны найти отражение:

- цель и задачи исследования;

- актуальность и практическая ценность;

- основная идея работы и наиболее важные выводы с кратким обоснованием.

При защите используются демонстрационные материалы в форме слайдов, выполненных с использованием программ PowerPoint, и/или отпечатанных раздаточных материалов, распечатанных на листах формата А4 и скрепленных в скоросшивателе и имеющих титульный лист.. Иллюстрации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм призваны повысить информативность устного сообщения диссертанта, придать краткость докладу и необходимую полноту.

Демонстрационный материал в виде слайдов выполняют с соблюдением следующих требований:

· элементы слайда (рисунки, графики и др.) должны быть четкими, плотность заполнения слайда должна составлять не менее 70 %;

· в оформлении рекомендуется придерживаться строгого стиля;

· слайды должны быть пронумерованы и иметь заголовки.

После выступления студента председательствующий зачитывает отзыв на выполненную рецензента и предоставляет слово для ответа на его замечания и пожелания. После этого начинается научная дискуссия, в которой имеют право участвовать все присутствующие на защите.

Члены ГЭК и лица, приглашенные на защиту, в устной форме могут задавать любые вопросы по проблемам, затронутым в бакалаврской работе, уточнять результаты и процедуру работы и т.п.

Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и записать. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.

Оценивание ВКР. Подготовка выпускной квалификационной работы и ее защита в Государственной аттестационной комиссии показывают, в какой степени выпускник овладел методологией научно-исследовательской работы, исследовательскими приемами и навыками, умением самостоятельно работать с научной литературой и источниками, рассматривать проблемы на основе системного анализа, выдвигать гипотезы и определять методы исследования, четко и последовательно излагать результаты исследования на основе доказательных рассуждений.

Выпускная квалификационная работа должна отличаться научной новизной, что означает разработку проблемы, которая еще не получила достаточного освещения в научной литературе.

Бакалаврская работа оценивается по следующим критериям:

а) содержание:

1) понятность и определенность формулировки проблемы исследования;

2) обоснованность актуальности;

3) ревалентность и репрезентативность обзора источников по теме;

4) корректность определения основных понятий;

5) критическая осмысленность работы.

б) форма:

1) понятность и соответствие структуры целям и задачам исследования;

2) использование уместного языка;

3) корректность реферирования;

4) ревалентность объема материала;

5) качество приложений, представления данных в виде таблиц и рисунков.

Защищенные ВКР сдаются на выпускающую кафедру в печатном (прошитом) и электронном (CD, DVD-диск) виде для регистрации и хранения в архиве института. Если ВКР защищена на оценку «неудовлетворительно», студент допускается к повторной защите в течение 5 лет, но не более одного раза. При этом Государственная аттестационная комиссия определяет, может ли студент представить к повторной защите доработанную бакалаврскую работу по той же теме или должен написать исследование по новой теме.

РЕЗЮМЕ ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Хромой, идущий по верному пути, обгонит сбившегося с пути скорохода. Фр. Бэкон, английский философ

Исследовательская деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса в университете.

Задача вышей школы уровня бакалавриата – подготовить профессионала, способного отвечать на значительные технологические и институциональные изменения, характерные для всех сфер жизни общества. Целостный взгляд на современный мир (как в профессиональном, так и в жизненном плане) – одно из требований подготовки кадров ФГОС ВО нового поколения. В связи с этим исследовательский подход в числе многих подходов к организации научно-исследовательской работы студентов будет наиболее эффективным решением данной задачи.

В представленном учебно-методическом пособии на основе нормативно-правовых актов (федерального и локального уровней) описаны и проанализированы основные моменты организации и реализации работы по подготовке курсовых исследований и ВКР студентов-историков.

Рассмотрение материалов, представленных в данном учебно-методическом пособии позволит студентам правильно и продуктивно организовать самостоятельное научное исследование в форме курсовой работы и бакалаврской работы. Пособие призвано помочь студентам в сборе, систематизации, обобщении теоретического и практического материала в процессе подготовки, написания и презентации результатов исследовательской работы.

Выполнение вышеперечисленных задач, стоящих перед студентом-историком, подразумевает наличие умений, ориентированных на результат. А не это ли является успехом в учебной, а затем производственной деятельности? Бесспорно, в условиях современной России профессионал любой отрасли производства, материальной либо духовной, претендующий на рост по карьерной лестнице, должен уметь работать с огромным потоком информации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как оформляется титульный лист курсовой и бакалаврской работы? В каком локальном документе СФУ приведены примеры его оформления?

2. Назовите основные правила языка и стиля письменной научной речи.

3. Каковы правила оформления текста письменной научной работы (формат листа, размер и названия шрифта, междустрочный интервал, размер полей, нумерация страниц)?

4. Назовите основные требования к оформлению таблиц в тексте и приложениях к тексту?

5. Назовите требования к оформлению схемы, фотографии, рисунка?

6. Как оформить цитату и библиографическую ссылку в тексте работы?

7. Дайте характеристику основных правил библиографического описания документальных источников и электронных ресурсов.

8. В соответствии с каким ГОСТом оформляется библиографический список (список использованных источников)?

9. Назовите и охарактеризуйте обязательные структурные компоненты курсовой и бакалаврской работ?

10. Составьте схему (матрицу структурно-логической увязки) ключевых разделов курсовой работы, планируемой бакалаврской работы (в свободной форме).

11. Разработайте памятку для студента по написанию «Введения» (свободная форма).

12. Подготовьте эссе (мини-сочинение) с обоснованием актуальности темы Вашего планируемого научного исследования (курсовой работы, ВКР) в соответствие с требованиями научного стиля изложения и с использованием терминологии в рамках исторической науки.

13. Подготовьте библиографический список используемых источников и литературы в Вашем планируемом научном исследовании в соответствие с требованиями ГОСТа (не менее 20 наименований, включая нормативно-правовые акты, статьи из журналов, тезисы из сборников конференций, монографии, а также книги одного, двух, трех, четырех и более авторов, электронные ресурсы и т.д.).


Наши рекомендации