Инструкционно-технологических карт
КОМПЛЕКТ
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине «История»
для специальностей
120714/21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
270803/08.02.02 «Строительство и эксплуатация инженерных сооружений»
270802/08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
250109/35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
190629/23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»
230115/09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
080114/38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (в строительстве)»
Саратов, 2016
Комплект инструкционно-технологических карт по выполнению практических работ по дисциплине «История» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» (утв. приказом Министерства образования РФ от _________________ № _____).
ОДОБРЕНО на заседании предметной комиссии гуманитарных, социально-экономических дисциплин Протокол № ___ «___» _______________20___г. Председатель комиссии ________А.В.Галактионова | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _______________ Т.С. Теплякова «_______»_____________20___ г. |
Составитель: Матыцина И.А., преподаватель высшей категории ГАПОУ СО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
Пояснительная записка | |
1. Инструкционно-технологические карты | |
2. Список литературы | |
Приложения |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные требования, связанные с модернизацией системы образования, заставляют по-новому взглянуть на учебный процесс. Традиционные уроки не дают должного эффекта. Задача педагога – создать условия для самостоятельного поиска и отработки информации студентами. Практико-ориентированный подход способствует развитию общих и профессиональных компетенций у обучающихся.
Комплект инструкционно - технологических карт предназначен для студентов 1 курса специальностей технического и естественно-неучного профилей для выполнения практических работ по дисциплине «История», нацелен на оказание практической и методической помощи обучающимися в выполнении практической работы, в организации самоконтроля, формирования навыков анализа своей деятельности на уроке, повышение профессиональной компетентности.
Курс дисциплины «История» рассчитан на 117 аудиторных часов, из которых 33часа практические занятия, которые проводятся после изучения разделов.
Практические занятия, прежде всего, выполняют традиционную задачу обучения, характерную для многих учебных дисциплин: способствуют более прочному усвоению основных научных понятий и положений, помогают тренировать память и мышление, учат самостоятельности. В этих целях в практических заданиях приведены различные приемы проверки, закрепления и развития знаний (разъяснение понятий, выполнение творческих заданий, решение задач, терминологические тренинги).
Практические занятия проводятся при фронтальной организации работы, которая имеет ряд преимуществ:
· Работы проводятся после изучение соответствующего раздела программы, переходя последовательно от простых к более сложным;
· Значительно облегчается руководство студентами и наблюдение за ходом работы;
· Возможно проведение группового инструктажа по выполнению работы;
· Экономит учебное время;
· Позволяет вовлечь всех студентов в работу;
· Дает простор творческому мышлению;
· Позволяет понять, насколько глубоко студенты усвоили материал.
После выполнения практической работы подводятся итоги. Студенты показывают выполненную работу и сдают отчет в письменном виде. В ходе практической работы проводятся индивидуальные беседы. Критериями оценки являются правильные и точные ответы, глубина раскрытия вопросов.
В состав комплекта вошли инструкционно – технологические карты по темам:
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
Практическое занятие №I
Археологические памятники палеолита на территории России.
Неолитическая революция на территории современной России.
Раздел II.Цивилизации Древнего мира
Практическое занятие №2
Особенности цивилизации Древнего мира – древневосточной и античной.
Великая греческая колонизация и ее последствия.
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.
Возникновение христианства.
Особенности христианского вероучения и церковной структуры.
Практическое занятие №3
Возникновение ислама.
Основы мусульманского вероучения.
Принятие христианства славянскими народами.
Принятие христианства славянскими народами.
Военная реформа Карла Мартела и ее значение.
Структура и сословия средневекового общества.
Повседневная жизнь горожан в Средние века.
Крестовые походы, их последствия.
Политический и культурный подъем в Чехии.
Ян Гус. Гуситские войны и их последствия.
Культурное наследие европейского Средневековья.
Практическое занятие №4
Предпосылки и причины образования Древнерусского государства.
Крещение Руси: причины, основные события, значение.
Владимиро-Суздальское княжество.
Деревянное и каменное зодчество.
Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.
Куликовская битва, ее значение.
Образование единого Русского государства и его значение.
Практическое занятие №5
Опричнина, споры о ее смысле.
Окончание Смуты и возрождение российской государственности
Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники.
Реформы патриарха Никона.
Церковный раскол.
Культура России XVII века.
Практическое занятие №6
Зарождение ранних капиталистических отношений.
Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий.
Высокое Возрождение в Италии.
Крестьянская война в Германии.
Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы.
Итоги, характер и значение Английской революции.
Итоги, характер и значение Английской революции.
Европейские колонизаторы в Индии.
Причины, ход, особенности, последствия Тридцатилетней войны.
Идеология Просвещения и значение ее распространения.
Война за независимость как первая буржуазная революция в США. Якобинская диктатура.
Практическое занятие №7
Итоги и цена преобразований Петра Великого.
Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его значение. Присоединение и освоение Крыма и Новороссии.
Историческая наука в России в ХVIII веке.
Практическое занятие №8
Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество.
Крымская (Восточная) война и ее последствия.
Гражданская война в США.
Практическое занятие №9
Колониальный раздел Азии и Африки.
Революция Мэйдзи и ее последствия.
Практическое занятие №10
Отечественная война 1812 года.
Значение движения декабристов.
Начало промышленного переворота в России, его экономические и социальные последствия.
Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность.
Героическая оборона Севастополя в 1854—1855 годах и ее герои.
Значение отмены крепостного права в России.
Народническое движение.
Курс на модернизацию промышленности в России во второй половине ХIХ века.
Русско-турецкая война 1877—1878 годов.
Золотой век русской литературы.
Практическое занятие №11
-Значение отмены крепостного права в России.
-Народническое движение.
-Курс на модернизацию промышленности в России во второй половине ХIХ века.
-Русско-турецкая война 1877—1878 годов.
-Золотой век русской литературы
Практическое занятие №12
Синьхайская революция в Китае.
Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества.
Основное содержание и этапы реализации столыпинской аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России.
Русская философия: поиски общественного идеала.
Восточный фронт и его роль в Первой мировой войне.
Власть и российское общество на разных этапах Первой мировой войны.
Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году.
II Всероссийский съезд Советов.
Практическое занятие №13
Причины мирового экономического кризиса 1929—1933 годов.
Гражданская война в Испании.
Великая национальная революция 1925—1927 годов в Китае.
Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии.
Формирование новых художественных направлений и школ в искусстве первой половины ХХ века.
Сущность нэпа.
Практическое занятие №14
-Сущность нэпа.
-Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания.
-Советская модель модернизации.
-Стахановское движение.
-«Культурная революция»: задачи и направления.
Практическое занятие №15
Военно-политические планы сторон накануне Второй мировой войны. Подготовка к войне.
Историческое значение Московской битвы.
Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны.
Практическое занятие №16
Создание ООН и ее деятельность.
Послевоенное восстановление стран Западной Европы.
«План Маршалла».
Особый путь Югославии под руководством И. Б. Тито.
Основные проблемы освободившихся стран во второй половине ХХ века. Успехи и проблемы развития социалистического Китая на современном этапе. Кубинская революция.
Разрядка международной напряженности в 1970-е годы.
Глобализация и национальные культуры в конце ХХ — начале ХХI века.
Практическое занятие №17
Послевоенное советское общество, духовный подъем людей.
XX съезд КПСС и его значение.
Экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и результаты.
Политика гласности в СССР и ее последствия.
Успехи советской космонавтики.
Практическое занятие №18
Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты.
Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.
В результате выполнения совокупности практических работ по учебной дисциплине «История» у студента должны быть сформированы следующие общие компетенции:
Таблица 1 – Общие и профессиональные компетенции.
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
Таблица 2 - Общие компетенции и профессиональные для специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. |
ОК 3 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 4 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 5 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 6 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 7 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 8 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 9 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 10 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 11 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «САРАТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВ
И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ»
Уметь:
· проводить исторические параллели, сравнивая разные исторические периоды развития России и Европы, по различным проблемам и критериям;
· самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между различными событиями, явлениями и процессами истории;
· самостоятельно интерпретировать и подбирать необходимые исторические источники для анализа исторической ситуации;
· самостоятельно и свободно работать с исторической картой, соотнося территориальные изменения в истории и современности;
· критически анализировать исторические процессы, явления и события.
Норма времени: 1 час .
Оснащение рабочего места: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект инструкционно-технологических карт, мультимедийное оборудование.
Средства обучения:
рабочая тетрадь для проведения практических занятий.
Техника безопасности:С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
Содержание и последовательность выполнения работы
Задание 1.
1) Дать определение таким понятиям как:
археология, палеолит, неолитическая революция, периодизация, культура, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство .
2) Назвать основные виды орудий труда, предметов быта, ремесла, украшений, оружия того времени .
3) Назвать основные способы охоты человека верхнего палеолита.
4) Назвать основные виды деятельности первобытного человека.
Задание 2.
Задание 3.
Текст учебника
Стоянки на территории России. Первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Удалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг -Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены примитивные орудия труда из галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена. Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков — 15—13 тыс. лет. Для археологов одним из самых интересных стал Костенко- Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой территории раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное количество каменных и костяных орудий, статуэток, в том числе огромное количество палеолитических венер.
В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых там начали раз— водить 8—7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель. Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на стоянках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.
Задание 5
Ответить на вопросы в письменном виде:
1. Какая стоянка первобытных людей на территории России самая древняя?
2. Почему в этих местах заселялись первые древние люди?
Методические рекомендации
№ п/п | Содержание работы и последовательность операций | Оборудование | Инструктивные указания и технические требования |
Ознакомление с текстом документа по вариантам. | Текст статьи | 5-10 мин | |
Выделение в тексте главных положений и смыслов; | Текст статьи | 5-10 мин | |
Ответы на вопросы по тексту письменно. | Текст статьи | 10-20 минут | |
Объяснение понятий из текста письменно. | Текст статьи | 10-20 минут |
Ответить на вопросы в рабочей тетради:
1. Какая стоянка первобытных людей на территории России самая древняя?
2. Почему в этих местах заселялись первые древние люди?
Формат выполненной работы: записи в рабочей тетради
Критерии оценки: аккуратность и правильность, обоснованность и четкость ответов, заполнение рабочей тетради
Контроль выполнения: проверка выполнения задания в тетради
Содержание и последовательность выполнения работы
Задание 1:Заполнить таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах».
Начертить в рабочей тетради таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах», пользуясь учебником и конспектом заполнить ее.
(Пример показан в таблице – Города-государства Шумера)
№ | Древнейшее государство | Географическое расположение | Признаки цивилизации |
Др.Египет | |||
Города-государства Шумера | Низовье рек Евфрата и Тигра | Строительство оросительных сооружений. Первая письменность – клинопись. Изобрели колесо | |
Вавилон | |||
Средиземноморье | |||
Персия | |||
Ассирия и Урарту | |||
Индия | |||
Китай | |||
Др.Греция | |||
Др.Рим |
Формат выполненной работы: Правильно заполненная таблица в рабочей тетради .
Критерии оценки: аккуратность и правильность заполнения таблицы, обоснованность и четкость ответов.
Контроль выполнения: фронтальная проверка
Задание 2.
Начертить в рабочей тетради таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах», пользуясь учебником и конспектом заполнить ее.
Содержание работы
Религии | Основные идеи | ||
Зороастризм | |||
Буддизм | |||
Конфуцианство | |||
Иуадаизм |
Формат выполненной работы: Правильно заполненная таблица в рабочей тетради, устное обоснование.
Критерии оценки: аккуратность и правильность заполнения таблицы, обоснованность и четкость ответов.
Задание 3.
Документ №1
Из законов царя Хаммурапи
§117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, (то) они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый над должно отпустить их на свободу.
§118. Если он отдаст в долговую кабалу раба или рабыню, (то) тамкар может передать (его или ее) дальше, может отдать (его или ее) за серебро; (он или она) не может быть требуем (или требуема) (назад) судебным порядком.
Вопросы к документу:Как законы ограничивали долговое рабство? Почему на ваш взгляд, это делалось?
Документ №2
Из законов царя Хаммурапи
§119. Если человек имеет на себе долг и отдаст за се ребро свою рабыню, родившую ему детей, (то) хозяин рабыни может отвесить серебро, какое отвесил (ему) тамкар (кредитор), и выкупить свою рабыню.
§120. Если человек ссыпает свой хлеб на хранение в доме человека, и в хлебной кладовой возникнет недостача, или хозяин - дома, открыв житницу, возьмет хлеб, или совершенно отопрется, что хлеб ссыпан в его доме, (то) хозяин хлеба должен клятвенно указать перед богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый им хлеб вдвойне.
Вопросы к документу:На основе документа составьте схему, показывающую состав вавилонского общества.
Задание 4.
Рассмотрите карту «великое переселение народов», выделите основные этапы этого процесса.
Задание для отчета: выполненные работы представить на проверку преподавателю
Содержание и последовательность выполнения работы
Задание 1.
1. Прочитайте текст, выделите особенности развития цивилизаций востока в средние века.
Вопрос о том, были ли на Востоке свои Средние века, точнее, о возможности применять это понятие для периодизации истории стран и народов Востока, давно и остро обсуждается историками. Средние века в европейском смысле этого термина, как стадия господства в обществе феодальных (прежде всего в сфере социально- экономической) отношений, на Востоке явно отсутствовали. Но этот период истории Востока и Запада характеризуется политической децентрализацией. На Востоке политическая децентрализация была длительной, базировалась на более низком, чем в Европе, уровне развития производительных сил и товарно-денежных отношений: это не способствовало прогрессивным сдвигам в экономике, политике и культуре, воспрепятствовало обретению городами самостоятельности и возникновению особого сословия горожан.
Важно иметь в виду, что очевидной грани, отделяющей древность от Средневековья, на Востоке, в отличие от Запада, не было. Многое из того, что сформировалось в древности, плавно перешло в Средневековье: особый тип государства, определяемый понятием «восточная деспотия» с развитым и прекрасно организованным бюрократическим аппаратом (классический пример - Китай), сильная и сплоченная община как ключевой элемент социальной жизни, преобладание государственной собственности на землю.
Постоянным фактором развития большинства средневековых государств Востока было мощное давление на них со стороны находящейся на племенном уровне или переходящей к государственной стадии кочевой периферии (особенно ярко это давление проявилось в Китае, где в 1280 - 1368 гг. у власти находилась монгольская династия Юань, а с середины XVIIв. воцарилась маньчжурская династия Цин). Непросто складывались отношения кочевников с земледельческими народами. Лавины конных воинов нередко обрушивались на соседние оседлые племена, облагали их данью, грабили их поселения, уводили людей в рабство. Военные экспедиции, предпринимавшиеся империями против кочевников, чаще всего оказывались бессмысленными.
Частное землевладение и частная власть, система вассалитета, условная земельная собственность в форме феода на Востоке развития практически не получили (за исключением Японии).
Духовное влияние религий, возникших в середине I тыс. до н. э., сохранялось. Средневековый Китай - это в первую очередь конфуцианское государство и общество. Индия до начала XIII в. - общество, в котором очень многое определялось индуизмом, сумевшим оттеснить буддизм. В период Делийского султаната (1206-1526) и империи Великих моголов (1526-1858) в Индии получил распространение ислам. Именно в Средние века ислам стал основной религией в Иране, Средней Азии, Северной Африке, Малой Азии. В Японии в целом прочно утвердился буддизм, хотя и был вынужден считаться с традиционным японским синтоизмом.
Приверженность традиции, готовность к воспроизводству давно сложившихся и испытанных форм государственной и социальной жизни - таковы, по мнению историков, особенности средневекового Востока. Перед нами традиционное общество. Две оговорки, однако, необходимы.
Во-первых, европейское средневековое общество тоже было традиционным. Преобладание сельского хозяйства и ремесла, основанных на ручном труде и непосредственной передаче накопленных навыков из поколения в поколение, следование обычаю, возведенное в закон, устойчивая и малоподвижная система ценностей, основанная на христианских заповедях и учении церкви, стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и социальных групп, дорожащих свободами и привилегиями, за ними закрепленными, общинность, поглощающая личность, - таковы его основные черты.
Во-вторых, по уровню развития ремесел, торговли, техники обработки земли, благосостояния общества Восток вплоть до XVI в. опережал Европу.
Методические рекомендации
№ п/п | Содержание работы и последовательность операций | Оборудование | Инструктивные указания и технические требования |
Ознакомление с текстом документа по вариантам. | Текст статьи | 15-20 мин | |
Выделение в тексте главных положений и смыслов; | Текст статьи | 5-10 мин | |
Ответы на вопросы по тексту письменно. | Текст статьи | 10-20 минут | |
Объяснение понятий из текста письменно. | Текст статьи | 10-20 минут |
Задание 2.
Прочитайте текст, выделите основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации.
Византийская империя являлась прямой и законной наследницей Рима. Восточная Римская империя (Византия) пережила Западную почти на тысячелетие и сохранила античное, в первую очередь греческое, культурное наследие. Ее историческая судьба отличалась своеобразием и самобытностью.
Империя имела чрезвычайно сложную территориальную и этническую структуру. Ее владения были расположены на трех материках в Европе, Азии и Африке; здесь проживало множество народов. Поддержание стабильности предполагало наличие сильного государственного начала.
Постоянным фактором византийской истории являлась военная опасность, с разных сторон угрожавшая владениям империи. Среди народов и государств, натиску которых приходилось противостоять Византии, были Иран, арабы, болгары, восточные славяне, турки-сельджуки.
Своеобразие византийской истории определялось и обстоятельствами происхождения империи. Она не знала разрыва с античностью, античные традиции сохранялись длительное время, медленно эволюционируя и изменяясь. Восточная Римская империя была богаче Западной, в ее руках находились пути из Европы в Азию. Сельское хозяйство, ремесла, города, торговля не переживали того глубокого упадка, через который в раннее Средневековье пришлось пройти Западной Европе. Важнейшим элементом византийской экономической жизни оставалось римское право. Предпринятая при императоре Юстиниане (VI в.) кодификация законов привела к созданию надежной правовой основы для регулирования имущественных и иных гражданских отношений. Византию историки иногда называют правовым государством Средневековья.
Сочетание всех этих факторов обеспечивало поддержание относительно стабильного уровня благосостояния, который в Византии, во всяком случае до начала ХIII в., был выше, чем в Западной Европе.
Византийская цивилизация принадлежала к числу тех, в формировании и обеспечении жизнеспособности которых ведущую роль играло государство. Поэтому в Византии не достигли зрелости ни условная собственность (подобная феоду), ни вассальноленная иерархия, ни иммунитеты. Не знала Византия и такого явления, как борьба городов за вольности и самоуправление. Особая роль государственных начал способствовала формированию специфического мироощущения византийцев. Считалось, что, наряду с едиными Богом, верой и церковью, должна существовать единая христианская империя, защитница веры и церкви. Императорская власть приобретала сакральные функции, ибо она самим своим существованием обеспечивала спасение рода человеческого.
Приоритет государства отразился и в особом положении византийской церкви. Если не формально, то реально император был ее подлинным главой. Он фактически управлял церковью, обладая правом назначать и смещать патриархов. Византийская православная церковь не претендовала на светскую власть, не посягала на ее прерогативы, подчинилась государству. Историки видят в этом один из источников формирования автократических (самодержавных) начал, которые заимствовали у Византии государства, оказавшиеся в зоне ее влияния (среди них и Московская Русь). Была и другая сторона у этого явления: православная церковь жила напряженной духовной жизнью, православие настраивало не на раскол и борьбу, а на согласие и гармонию, сплачивало империю и населявшие ее народы.
Жесткая централизация власти вела к умножению числа правительственных ведомств, росту армии чиновников. Неуклюжий и громоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и заговоров.
Византийскую империю подрывали обостряющиеся внутренние социальные противоречия. Со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви. Крестьяне разорялись, становились арендаторами. Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных служить в армии и помешать росту крупной земельной собственности. Но политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разорение крестьянства. При этом она вызывала недовольство крупных землевладельцев и провинциальной знати.
В конце ХI века положение Византии резко ухудшилось. Турки, захватившие власть в Багдадском халифате, присоединили к себе большую часть территории Византии - Малую Азию, Сирию и Палестину. 29 мая 1453 г. Константинополь пал. Турки-османы вступили в «Новый Рим», залитый кровью и полный трупов. Европа, остававшаяся глухой к призывам о помощи, пришла в смущение и ужас, но их питал страх перед османской угрозой. Вскоре в далеком Московском государстве, правитель которого Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина ХI Зое (Софье) Палеолог, возникла идея о том, что именно Москва является подлинной наследницей величия Константинополя и Рима («Третьим Римом»).
Задание3.
Прочитайте текст, выделите черты прогресса и регресса социальной жизни европы в средние века
Путь в Средневековье - это был путь синтеза позднеантичного и варварского укладов, занявший несколько столетий (V - X вв.).
До VII в., в жизни Европы преобладали явления регресса. Сократилась численность населения (не менее чем в полтора раза), пришли в упадок старые римские города, были утрачены многие достижения античной культуры и ремесла. Римская система управления была практически уничтожена. Король смотрел на подвластное ему государство как на личное владение. Аппарата государственного управления, отличного от аппарата хозяйственной службы короля, не было. Римское право, отчасти сохранявшееся в среде завоеванного галло-римского населения, на германцев не распространялось. Они судились в соответствии с нормами обычного права, записанного в варварских правдах. Регресс затронул и сферу навыков.
Однако в хаосе, насилии и регрессе можно увидеть основы наступающего Средневековья. Таковыми были: аграризация экономической и социальной жизни (ее центром стала деревня), усиление роли крестьянского хозяйства в аграрном производстве, рост крупного землевладения знати, укрепление ее власти над крестьянством, возрастание политической роли церкви, весьма успешно решавшей задачу христианизации варварских народов.
В VIII - IX вв. эти тенденции восторжествовали. Короновавшийся в Риме Карл Великий, король франков, стал символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал. Время существования Каролингской державы было периодом оформления институтов Средневековья. Значительная часть крестьянства попадает в различные формы зависимости от крупной знати. Распространяются бенефиции - земельные держания, которые за военную службу получали на определенных условиях приближенные короля. Шире становится практика пожалования иммунитетов, превращавших землевладельца в независимого правителя своих земель.
В основных чертах оформляется культурно-исторический тип, присущий средневековой цивилизации. Античное культурное наследие, сохранявшееся даже в самые «темные века», христианское вероучение и традиции германских народов - таковы источники, синтез которых породил средневековую культуру Европы.
Методические рекомендации
№ п/п | Содержание работы и последовательность операций | Оборудование | Инструктивные указания и технические требования |
Ознакомление с текстом документа по вариантам. | Текст статьи | 15-20 мин | |
Выделение в тексте главных положений и смыслов; | Текст статьи | 5-10 мин | |
Ответы на вопросы по тексту письменно. | Текст статьи | 10-20 минут | |
Объяснение понятий из текста письменно. | Текст статьи | 10-20 минут |
Задание 4.
Прочитайте текст, охарактеризуйте основные этапы эволюции средневековых европейских государств.
В IX веке каждый сеньор являлся государем в своих владениях, а сеньория имела облик государства. Частная власть сеньоров неизбежно ослабляла публичную власть государст