На начальных стадиях кавказской войны

Социально-политические аспекты шариатского движения конца XVIII – начала XIX в. уже исследовались Р.У. Тугановым[58], В.Х. Кажаровым[59], С.Н. Бейтугановым[60] и Б.К. Мальбаховым[61]. В их работах шариатское движение рассматривается как социально-политическое движение, ориентированное на переустройство общественной жизни кабардинцев в соответствии с доктриной шариата. Также подчеркивается и тот факт, что шариатское движение возникло как реакция на политику российского правительства и его мероприятия по включению Кабарды в административно-политическую систему Российской империи. Полагаем, что эти положения вполне применимы для исследования поставленной проблемы в рамках настоящего дипломного проекта.

Вместе с тем авторы по-разному определяют хронологические рамки и этапы шариатского движения. Поэтому данный аспект проблемы нуждается в определенном уточнении. Прежде всего, это касается времени начала шариатского движения. Характеризуя восстание в Кабарде в 1794 г., Т.Х. Кумыков отмечал, что «духовенство при поддержке антирусски настроенных князей развернуло активную деятельность против введенного царскими властями судопроизводства. Оно добивалось полного сосредоточения судебной власти в своих руках... Духовенство же стремилось, чтобы все судебные дела решались по мусульманскому закону...»[62]. При этом в его работе события не назывались еще шариатским движением. Р.У. Туганов датирует шариатское движение 1799–1807 годами[63]. Такого же мнения придерживаются К.Ф. Дзамихов[64] и Б.К. Мальбахов[65]. В.Х. Кажаров также первоначально датировал его 1799–1822 гг.[66], но затем повысил верхние хронологические рамки до 1794 г.[67] Е.Г. Битова связывает начало шариатского движения с учреждением в 1807 г. в Кабарде духовного суда (мехкеме)[68]. В новейшей обобщающей работе по истории кабардино-русских отношений шариатское движение датируется 1795–1822 годами. Причем 1795–1796 гг. характеризуются как начало движения, 1798–1799 гг. – как его подъем, а 1807–1822 гг. – как шариатское правление в Кабарде[69].

В целом же, мы считаем, что шариатское движение возникло в Кабарде в конце XVIII в. В источниках и литературе отмечается, что в условиях начавшейся Кавказской войны резко изменяется политическая роль ислама в сторону его радикализации[70].

Определенное влияние на шариатское движение в Кабарде оказало движение Шейха Мансура (Ушурма) в середине 80-х гг. XVIII в. О шейхе Мансуре имеется обширная литература[71]. Влияние его движения на общественно-политическую жизнь Кабарды затрагивалось фрагментарно в работах В.А. Потто[72], Р. Трахо[73], В.Х. Кажарова[74], Б.К. Мальбахова[75], Р.Х. Гугова[76], Н.И. Покровского[77], Т.Х. Алоева[78] и др., а также в обобщающих трудах по истории Кабарды и Северного Кавказа[79].

По мнению Р. Трахо, «распространение Ислама в Чечне, Ингушетии, Кабарде и Черкесии, идея единения народов Северного Кавказа и «Газавата» (Священной войны), ко­торая проводилась впоследствии и в Дагестане, исходила впервые от него (шейха Мансура. – З.Б.)»[80]. В.Х. Кажаров подчеркивает, что движение шейха Мансура «способствовало «интенсификации процессов «внутренней» исламизации кабардинского общества»[81]. Отмечая «невыгодные для российской администрации элементы исламской трансформации традиционного уклада» в Чечне, которая имела решающее значение в складывании предпосылок для движения шейха Мансура, В.Б. Виноградов проводит прямые параллели с событиями в Кабарде на примере шариатского движения против родовых судов и расправ[82].

Объявившись в Чечне, шейх Мансур проповедовал соплеменникам, «дабы они оставили худые дела, и кто с кем имел ссору или вражду, помирились бы, а равно вина и водки не пили бы и табаку не курили, подавали б милостыню и наблюдали б закон Магомедов»[83]. Собрав «великое число войска», Ушурма объявил, что поедет «к ингушам для приведения их в закон магометанский, а оттуда в Большую Кабарду, после уже в российские пределы»[84]. По данным В.А. Потто, «с появлением Шейх-Мансура в Кабарде, народ, а за ним и князья почти поголовно стали переходить под его знамя»[85]. Несмотря на поражения, которые он потерпел в окрестностях Григориополисского редута в Малой Кабарде и под Кизляром, «восстание в Кабарде… принимало все большие и большие размеры; кабардинцы звали Мансура к себе и делали большие приготовления к торжественной встрече пророка. <…> Нетерпеливейшие из его сторонников устремились в начале октября на Наур и на Моздок, но были отражены»[86].

Ближайшим сподвижником шейха Мансура был малокабардинский владелец Дол Мударов, за голову которого русское командование назначило вознаграждение в 200 рублей, тогда как за самого шейха Мансура – 300 рублей[87]. В исторической литературе активными сторонниками Ушурмы называются Касбулат Кильчукин[88] и Исхак Абуков. Последний состоял с шейхом в переписке и в 1785 г. приглашал его в Кабарду для проведения на р. Баксан собрания представителей мусульманских народов Северного Кавказа[89]. Согласно сведениям кабардинского дворянина Шабаз-Гирея Куденетова, несколько князей во главе с Атажуко Мисостовым собрали конницу, насчитывавшую более трехсот всадников, и решили напасть на станицу Прохладная. А сын Атажуки Мисостова, Асланбек Атажукин с сотней своих узденей уже направился к Ушурме[90].

В конце XVIII – начале XIX вв. шариат в Кабарде становится идеологическим оружием сопротивления кабардинцев России. Разворачивается так называемое «шариатское движение», которое по словам В.Х. Кажарова было «самым мощным всплеском религиозного фундаментализма в истории Кабарды»[91]. Шариатское движение в Кабарде в то время возглавили кабардинский князь Адиль-Гирей Атажукин и эфенди Исхак Абуков.

По мнению ряда авторов, движению шейха Мансура не была оказана всеобщая поддержка Кабарды[92]. В ноябре 1785 г. крупные силы восставших был разгромлены у Татартупа в Малой Кабарде. Дальнейшие энергичные действия царских войск не позволили шейху Мансуру добиться заметных успехов в политическом объединении горцев Северного Кавказа. Постепенно его сторонники в Кабарде, Чечне и Дагестане стали отходить от активной борьбы и искать пути примирения с Россией[93]. Несмотря на обещания Ушурмы, что в ближайшее время к нему прибудут войска султана и шаха, по отзыву Д. Мударова, сдавшегося в плен в 1786 г., «никто ему в том не верит и не собирается»[94]. Центр движения переместился в Закубанье. В 1791 г. шейх Мансур был захвачен в плен после осады и штурма Анапы[95].

Р.У. Туганов в своей первой работе о шариатском движении, цитирует рапорт от 25 июня 1793 г. генерал-майор Савельев. В нем главнокомандующему на Кавказе генералу И.В. Гудовичу сообщалось: «Кабардинские владельцы Джанхот Сидаков, Бекмурза Касаев, Докшука Наурузов, Али Салаткиреев, Кучук Джанхотов, Адильгирей Темрюк Аджиев[96], собрав всех в Кабаре эфендиев и хаджиев приводили всех кабардинцев к присяге, чтоб судилися духовным судом»[97]. Примечательно, что в приведенном фрагменте описываются события, произошедшие за четыре месяца до учреждения в октябре 1793 г. Родовых судов и расправ[98].

В 1794 г. произошло восстание кабардинцев против русских нововведений, которое В.Х. Кажаров и считает началом шариатского движения[99]. Волнения в Кабарде, прекращавшиеся только после ввода русских войск, повторялись в 1796, 1797 и 1798 гг. С появлением в Кабарде Адиль-Гирея Атажукина шариатское движение вступает в новый этап. С 1799 г. оно приобретает, по мнению В.Х. Кажарова, общую стратегическую линию, направленную «не только на восстановление «духовного суда», но и коренное изменение социального и политического устройства Кабарды»[100]. В последствии А. Атажукин с некоторыми сподвижниками мигрировал в Закубанье.

Полагаем, что шариатское движение продолжило линию, определенную еще шейхом Мансуром, впервые использовавшим ислам в качестве идеологического средства социально-политической интеграции народов Северного Кавказа. «Объединительные тенденции находят свое идеологическое оформление в исламе»[101], провозглашавшем равенство всех людей перед Богом.

1.3 Судебные преобразования и миграции кабардинцев

Наши рекомендации