Особенности исламизации кабардинцев до начала Кавказской войны

Для более глубокого понимания особенностей шариатского движения в Кабарде следует обратить внимание на особенности и основные этапы исламизации кабардинцев до начала Кавказской войны.

По вопросам начала исламизации черкесов в науке сложились разные точки зрения. Так, например, М.Х. Мукожев считает, что «вовлечение адыгов в исламское пространство происходило на протяжении ряда веков, начиная с периода Золотой Орды»[39]. Это он объясняет тем, что «при хане Берке были построены первые мечети и мусульманские духовные школы на территории Орды. Среди развалин средневекового города Маджары, ставшего в XIV в. крупным мусульманским центром на Северном Кавказе, были обнаружены мусульманские надписи, датируемые XIII в.»[40]. Об одной из них, построенной в 1334 г. в окрестностях Бештау, упоминает Ибн-Батута[41]. На территории современной Кабардино-Балкарии были найдены руины Нижне-Джулатской кирпичной мечети с остатками минарета и погребальным склепом под полом[42]. Адыги принимали участие в войнах монголо-татарских ханов, а в столице Золотой Орды – г. Сарае Ибн-Батута видел черкесские кварталы. Эти факты, по мнению А. Мукожева, допускают вероятность начала исламизации черкесов в этот период несмотря на то что европейские источники XIV–XV вв. все же их к христианам православного толка[43].

В.Х. Кажаров писал, что «середина XVI в. стала для адыгов решающим историческим рубежом в смене их конфессиональной идентичности»[44]. В пользу этого обстоятельства говорит тот факт, что по данным английского посла в России Дженкинсона, репрезентативным на начало 60-х гг. XVI в., Иван IV отказывал в приеме иностранцам, «будучи занят делами и готовясь вступить в брак с одной знатной черкешенкой магометанской веры»[45]. По мнению же А.Х. Мукожева, во второй половине XVI в. «создается неоднозначная ситуация, когда правящая адыгская аристократия ищет сближения с Россией и пытается восстановить христианскую религиозную традицию, а исламизация в то же время набирает темпы»[46].

На исламизацию кабардинцев в последней трети XVI–XVII вв. во многом оказали внешние связи с Крымским Ханством. Например, Хан-Гирей отмечал, что «около 1570 г. крымский хан Шах-бази-Гирей опустошил черкесские селения, увел пятигорских черкес, то есть кабардинцев, за Кубань и принудил их принять магометанскую религию»[47]. Несмотря на это, А.Х. Мукожев в своем диссертационном исследовании указывает на некоторые сложности определения конфессиональной принадлежности черкесов в это время. Он считает, что исламизация различных субэтнических групп адыгов растянулась на длительное время и предполагает, что кабардинцы одними из первых приняли мусульманское вероисповедание[48]. Свои выводы он строит на различных источниках. В частности, он обращает внимание на то, что Хан-Гирей отмечал, что «в отдаленные эпохи (около 1570 г.) часть черкесов[49] была магометанами … из чего заключим, что некоторые колена черкесские приняли ныне ими исповедываемую веру весьма давно, а другие в позднейшее время»[50]. В 1625 г. Дж. Лукка писал: «Одни из них [черкесов] магометане, другие следуют греческому обряду, но первых больше. Хотя священник, живущий в Терки, приходит иногда к ним совершать таинство крещения, но он мало наставляет их в [христианском] законе, так что они постоянно мусульманятся»[51]. И.Г. Гербер, а позже кабардинец Измаил-бей Атажукин относили переход кабардинцев в магометанство к середине XVII в.[52] и т.д.

К настоящему времени сохранилось немало свидетельств об уровне исламизации кабардинцев в начале XVIII в. Так, в 1708 г. накануне Канжальской битвы к крымскому хану Каплан-Гирею была отправлена делегация, участники который объясняли следующее: «Хотя и такое количество ясыря отдавать водилось у нас в обычае, но только ведь до сих пор в 15–20 лет один хан был сменяем, теперь же каждый год новый хан, чьих детей мы будем отдавать? Особливо теперь: большинство народа черкесского освящены благодатью ислама, в каждой деревне, в каждом селе строятся соборные и приходские мечети и школы, исправно совершается пятикратная молитва и идет обучение юношества. Дозволено ли в священном законе полонить целое полчище народа мухамедданского, подобно воюющим гяурам и отсылать к вашему присутствию. Есть ли соизволение Божие на то притеснение? Пожалуйста, извините, а иначе никак невозможно» (курсив наш – З.Б.)[53]. Поэтому свидетельства, характеризующие состояние религиозности кабардинцев в XVIII в., показывают, что процессы исламизации были еще в самом разгаре.

В XVIII в. процесс исламизации продолжился. Однако трудно согласиться с С.Н. Бейтугановым, который считает, «что ислам стал господствующей религией в Кабарде (во всяком случае, для феодальной верхушки) на рубеже 80–90-х гг. XVIII в.»[54]. В этот период завершается внутренняя исламизация кабардинского общества, а также углубляется исламизация этнополитического окружения Кабарды, что явилось результатом достаточно сложного процесса, сопряженного с длительной коррекцией религиозной идентичности слабоисламизированных крестьянских сословий и подвластных кабардинским князьям соседних народов.

Такова была ситуация с исламизацией кабардинцев до начала Кавказской войны. В настоящее время среди историков ведутся споры о хронологии, периодизации, типологии и многих других аспектах Кавказской войны. По мнению З.А. Кожева, «плюрализм точек зрения в освещении всего круга проблем, связанных с Кавказской войной объясним масштабами явления и, во многом, антагонизмом интересов всех вовлеченных в него субъектов»[55]. Большинство черкесских историков считают, что начало Кавказской войны следует датировать 1763 г. и связывать со строительством крепости Моздок. Такая позиция была зафиксирована в историческом очерке, вошедшем в «Адыгскую (черкесскую) энциклопедию»[56]. Схожей позиции придерживаются и ряд других авторов[57]. Полагаю, что такую датировку вполне можно применять и в рамках настоящего дипломного проекта.

Таким образом, до начала Кавказской войны кабардинцы и западные черкесы в большей своей массе были исламизированы. Однако, предпосылок возникновения шариатского движения до этого времени в источниках и литературе не было зафиксировано.

Наши рекомендации