По учебному предмету «Познание мира»

для 1-4 классов уровня начального образования

1) 1 класс

Сквозная тема Подразделы программы Цели обучения
1 четверть
1. Все обо мне 1.2 Школа и школьное сообщество 1.1.2.6 - характеризовать себя в качестве школьника и члена коллектива класса
1.1 Я и моя семья 1.1.1.5 - определять структуру своих потребностей в предметах потребления и источники их поступления
1.1.2.4 - объяснять важность соблюдения режима дня и составлять примерный режим одного дня
1.1.2.5 - применять названия времени суток и дней недели
1.1.1.3 - объяснять важность заботливого отношения между членами семьи и приводить примеры
2. Моя школа 1.2 Школа и школьное сообщество 1.1.2.1 - объяснять важность школы в жизни людей
1.1.2.6 - характеризовать себя в качестве школьника и члена коллектива класса
1.1.4.3 - объяснять правила безопасного поведения дома
1.1.4.4 - объяснять правила поведения на дороге, значение дорожных знаков, регулирующих пешеходное движение
1.1.4.5 - составлять план безопасного маршрута от дома до школы;
1.1.2.2 - определять местонахождение функциональных зон школы
1.1.2.3 - объяснять важность соблюдения правил поведения в школе
2 четверть
3. Моя семья и друзья 1.2 Школа и школьное сообщество 1.1.2.3 - объяснять важность соблюдения правил поведения в школе
1.1 Я и моя семья 1.1.1.1 - понимать и объяснять значение понятия «семья» на основе исследования различных источников
1.1.1.2 - определять свое место в системе родственных связей относительно других членов семьи
1.1.6.1 - описывать один из семейных праздников
1.1.1.3 - объяснять важность заботливого отношения между членами семьи и приводить примеры
1.3 Моя малая Родина 1.1.3.1 - называть свой адрес и описывать географическое положение своего населенного пункта
1.1 Я и моя семья 1.1.1.5 - определять структуру своих потребностей в предметах потребления и источники их поступления
4. Мир вокруг нас 2.1 Ориентирование на местности 1.2.1.1 - определять стороны горизонта по местным признакам
1.3 Моя малая Родина 1.1.3.1 - называть свой адрес и описывать географическое положение своего населенного пункта
1.1.3.2 - описывать главную улицу, здания и достопримечательности своего населенного пункта
2.2 Погода и климат 1.2.2.1 - определять влияние погоды на жизнь и деятельность людей;
1.2.3.1 - определять возможности занятий на природе различными видами досуговой деятельности в зависимости от времени года
3 четверть
5. Путешествия 3.1 Древние культуры и цивилизации 1.3.1.1 - рассказывать о жизни древних людей на основе изучения наглядных материалов
3.2 Исторические корни Казахстана 1.3.2.1 - описывать на основе наглядных материалов образ жизни саков
1.3.4.1 - на основе изучения источников рассказывать о Томирис
2.4 Туризм 1.2.4.1 - определять значение туризма; 1.2.4.2 - определять основные цели туриста
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 1.3.5.3 - представлять творческие работы о столице Казахстана
6. Традиции и фольклор 3.2 Исторические корни Казахстана 1.3.2.1 - описывать на основе наглядных материалов образ жизни саков
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 1.3.5.2 - рассказывать об основных признаках независимого государства;
1.3.5.1 - отличать государственные символы Республики Казахстан от символов других стран
3.3 Важные события в истории Казахстана 1.3.3.1 - рассказывать о древней письменности на территории Казахстана
1.3.3.2 - изображать древние письмена, используя различные материалы, способы и средства
3.1 Древние культуры и цивилизации 1.3.1.2 - рассказывать о наиболее известных исторических памятниках/экспонатах древности
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 1.3.5.3 - представлять творческие работы о столице Казахстана
4 четверть
7. Еда и напитки 1.4 Здоровье и безопасность 1.1.4.2 - объяснять необходимость соблюдения режима питания
3.1 Древние культуры и цивилизации 1.3.1.1 - рассказывать о жизни древних людей на основе изучения наглядных материалов
1.4 Здоровье и безопасность 1.1.4.1 - объяснять важность соблюдения личной гигиены
1.1.4.2 - объяснять необходимость соблюдения режима питания
1.1 Я и моя семья 1.1.1.4 - объяснять простые формы товарно-денежных отношений
1.1.1.5 - определять структуру своих потребностей в предметах потребления и источники их поступления
8. В здоровом теле – здоровый дух! 1.4 Здоровье и безопасность 1.1.4.1 - объяснять важность соблюдения личной гигиены
1.1.4.3- объяснять правила безопасного поведения дома
1.1.4.6 - называть службы экстренной помощи и определять ситуации для обращения к ним
2.1 Ориентирование на местности 1.2.1.2 - объяснять необходимость соблюдения правил поведения на природе
       

2) 2 класс





Сквозная тема Подраздел программы Цели обучения
1 четверть
1. Все обо мне 1.1 Я и моя семья 2.1.1.1- составлять словесный портрет членов семьи на основе материалов семейного архива
2.1.1.2 - объяснять этические нормы своей семьи на основе примеров
2.1.1.3 - определять общественные этические нормы на основе изучения различных источников
2.1.1.4 - определять структуру семейных потребностей в предметах потребления и источники их поступления на основе наблюдений и опроса
2. Моя семья и друзья 1.5 Права и обязанности 2.1.5.1 - на основе примеров из своей жизни различать права, обязанности и ответственность
2.1.5.2 - объяснять значимость служения обществу
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 2.3.5.3 - объяснять значение дружбы народов Казахстана
2 четверть
3. Моя школа 1.2 Школа и школьное сообщество 2.1.2.1 - объяснять виды и функции учебной и внеучебной деятельности в школе
2.1.2.2 - определять структуру и функции членов школьного сообщества
2.1.2.3 - объяснять коллективные, групповые и межличностные нормы поведения в школьном сообществе
2.1.2.4 - давать характеристику своему классу
4. Мой родной край 1.3 Моя малая Родина 2.1.3.1 - описывать и изображать достопримечательности своей местности на основе собственных исследований
2.1.3.2 - показывать на карте Казахстана крупные реки и озера, города, дороги, свою область
1.4 Здоровье и безопасность 2.1.4.3 - различать виды транспорта и знать об их назначении
2.1.4.4 - объяснять правила поведения в общественном транспорте
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 2.3.5.1 - объяснять значение государственных символов Республики Казахстан
2.3.5.2 - на основе наблюдений определять сферу применения государственных символов Республики Казахстан
3 четверть
5.В здоровом теле – здоровый дух! 1.2 Школа и школьное сообщество 2.1.2.1 - объяснять виды и функции учебной и внеучебной деятельности в школе
1.4 Здоровье и безопасность 2.1.4.1 - определять различия между здоровой и нездоровой пищей на основе различных источников
2.1.4.2 - объяснять правила безопасного поведения в повседневных ситуациях в общественных местах
6.Традиции и фольклор 1.6 Праздники 2.1.6.1 - объяснять значение национальных и государственных праздников Республики Казахстан по выбору
2.3.1.2 - описывать древние города и памятники на основе изучения различных источников
3.2 Исторические корни Казахстана 2.3.2.1 - на основе изучения наглядных материалов описывать образ жизни гуннов
3.1 Древние культуры и цивилизации 2.3.1.1 - определять разницу между присваивающим и производящим хозяйством на основе наглядного материала
3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры 2.3.4.1 - рассказывать о вкладе аль-Фараби в развитие науки
3.3 Важные события в истории Казахстана 2.3.3.1- описывать особенности Ботайской культуры
4 четверть
7.Окружающая среда 2.1 Ориентирование на местности 2.2.1.1 - определять стороны горизонта по компасу
2.2 Климат и погода 2.2.2.1 - анализировать положительные и отрицательные характеристики погоды для жизни и хозяйственной деятельности людей
2.3 Природные условия и их значение (влияние) 2.2.3.1 - определять хозяйственное значение крупных природных объектов (гор, равнин, озер и рек)
2.2.3.2 - анализировать положительные и отрицательные стороны природных условий своей местности (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты)
2.2.3.3 - классифицировать неблагоприятные и опасные явления природы
8. Путешествия 1.3 Моя малая Родина 2.1.3.1 - описывать и изображать достопримечательности своей местности на основе собственных исследований
2.4 Туризм 2.2.4.1 - различать основные виды туризма по целям
2.2.4.2 - на основе исследования определять объекты для развития различных видов туризма в Казахстане
2.2.4.3 - описывать особенности туристских объектов
3.1 Древние культуры и цивилизации 2.3.1.2 - описывать древние города и памятники на основе изучения различных источников

3) 3 класс

Сквозная тема Подраздел Цели обучения
1 четверть
1. Живая природа 2.2 Климат и погода 3.2.2.1 - определять характеристики основных типов климата на Земле
2.3 Природные условия и их значение (влияние) 3.2.3.1 - анализировать расселение людей в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты)
2.2 Климат и погода 3.2.2.2 - составлять правила поведения при неблагоприятных погодно-климатических условиях
2.3 Природные условия и их значение (влияние) 3.2.3.2 - составлять правила поведения в случае возникновения геологических и природно-климатических катаклизмов
1.4 Здоровье и безопасность 3.1.4.3 - на основе различных источников выявлять и оценивать риски и опасности в естественной среде
3.1.4.4 - планировать свою безопасность в естественной среде
2. Что такое хорошо и что такое плохо? (свет и темнота) 1.1 Я и моя семья 3.1.1.3 - определять ценности своей семьи
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 3.3.5.2 - объяснять роль труда в развитии личности, семьи, общества и государства
1.1 Я и моя семья 3.1.1.4 - планировать и обосновывать собственные расходы
3.1.1.5 - предлагать пути оптимизации собственных расходов
1.2 Школа и школьное сообщество 3.1.2.3 - объяснять этические нормы поведения, принятые в обществе
3.1.2.4 - доказывать важность дружбы между людьми на примерах из собственного опыта
3.1.2.1 - объяснять правила самоуправления в классе и предлагать свою модель
3.1.2.2 - объяснять пути принятия коллективных решений в классе в условиях существования различных точек зрения
1.5 Права и обязанности 3.1.5.1 - объяснять значимость Конституции Республики Казахстан
2 четверть
3. Время 1.1 Я и моя семья 3.1.1.1 - объяснять степень родства между членами семьи
3.1.1.2 - составлять свою родословную
1.4 Здоровье и безопасность 3.1.4.2 - группировать виды спорта, определять базовые и свои данные для занятия тем или иным видом спорта
1.6 Праздники 3.1.6.1 - на основе исследований творчески представлять значение праздников народов Казахстана
2.2 Климат и погода 3.2.2.2 - составлять правила поведения при неблагоприятных погодно-климатических условиях
3.1 Древние культуры и цивилизации 3.3.1.1 - объяснять особенности кочевого и оседлого образа жизни
3.3.1.2 - объяснять важность сохранения памятников истории и культуры
3.2 Исторические корни Казахстана 3.3.2.1 - на основе изучения различных материалов определять образ жизни тюрков
4 Архитектура 2.3 Природные условия и их значение (влияние) 3.2.3.1 - анализировать расселение людей в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты)
1.3 Моя малая Родина 3.1.3.1 - различать населенные пункты по различным признакам (тип, размер, функции)
2.4 Туризм 3.1.3.2 - исследовать связь города и села, приводить примеры
3.2.4.1 - составлять рейтинг наиболее привлекательных туристских объектов Казахстана
2.1 Ориентирование на местности 3.2.1.2 - составлять план местности, соблюдая масштаб и используя условные знаки
3.2.1.1 - определять стороны горизонта по астрономическим признакам
3 четверть
5. Искусство 1.1 Я и моя семья 3.1.1.3 - определять ценности своей семьи
1.4 Здоровье и безопасность 3.1.4.1 - графически представлять правила пользования бытовыми приборами
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 3.3.5.1 - объяснять значение неофициальных символов Казахстана (монументы «Алтын адам», «Байтерек», Триумфальная арка «Мәңгілік ел»)
3.2 Исторические корни Казахстана 3.3.2.1 - на основе изучения различных материалов определять образ жизни тюрков
3.1 Древние культуры и цивилизации 3.3.1.2 - объяснять важность сохранения памятников истории и культуры
6. Выдающиеся личности 3.2 Исторические корни Казахстана 3.3.2.1 - на основе изучения различных материалов определять образ жизни тюрков
3.3 Важные события в истории Казахстана 3.3.3.1 - объяснять причины образования Казахского ханства
3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры 3.3.4.1 - на исторических примерах объяснять роль ханов, батыров, биев
3.3.4.2 - на исторических примерах представлять в творческой форме роль борцов за независимость казахского народа
4 четверть
7. Вода – источник жизни 2.2 Климат и погода 3.2.2.1 - определять характеристики основных типов климата на Земле
2.3 Природные условия и их значение (влияние) 3.2.3.1 - анализировать расселение людей в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты)
2.4 Туризм 3.2.4.1 - составлять рейтинг наиболее привлекательных туристских объектов Казахстана
2.2 Климат и погода 3.2.2.2 - составлять правила поведения при неблагоприятных погодно-климатических условиях
2.3 Природные условия и их значение (влияние) 3.2.3.2 - составлять правила поведения в случае возникновения геологических и природно-климатических катаклизмов
1.4 Здоровье и безопасность 3.1.4.3 - на основе различных источников выявлять и оценивать риски и опасности в естественной среде
3.1.4.4 - планировать свою безопасность в естественной среде
8. Культура отдыха. Праздники 1.1 Я и моя семья 3.1.1.3 - определять ценности своей семьи
1.2 Школа и школьное сообщество 3.1.2.3 - объяснять этические нормы поведения, принятые в обществе
1.6 Праздники 3.1.6.1 - на основе исследований творчески представлять значение праздников народов Казахстана
3.1 Древние культуры и цивилизации 3.3.1.2 - объяснять важность сохранения памятников истории и культуры
1.1 Я и моя семья 3.1.1.4 - планировать и обосновывать собственные расходы
3.1.1.5 - предлагать пути оптимизации собственных расходов
1.4 Здоровье и безопасность 3.1.4.2 - группировать виды спорта, определять базовые и свои данные для занятия тем или иным видом спорта

4) 4 класс

Сквозная тема Подраздел Цели обучения
1 четверть
1. Моя Роди- на – Казахстан! 1.3 Моя малая Родина 4.1.3.1 - различать административно-территориальные единицы различного ранга (округ, район, область); 4.1.3.2 - основываясь на различных источниках, давать описание субъектов экономической деятельности своего края
2.3 Природные условия и их значение (влияние) 4.2.3.1 - анализировать хозяйственную деятельность людей своей местности и регионов Казахстана в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты)
2. Человеческие ценности 1.1 Я и моя семья 4.1.1.1 - доказывать значимость семьи в жизни общества
4.1.1.2 - анализировать функциональную роль членов семьи
4.1.1.3 - анализировать доход и расход семейного бюджета
4.1.1.4 - предлагать пути оптимизации семейного бюджета
1.5 Права и обязанности 4.1.2.1 - объяснять пути вступления в состав школьного самоуправления
4.1.2.2 - определять личностные качества лидера
4.1.5.1 - делать выводы о значении Конституции в жизни общества
4.1.5.2 - приводить примеры демократических прав и свобод, обязанностей в качестве гражданина Республики Казахстан
2 четверть
3. Культурное наследие 3.2 Исторические корни Казахстана 4.3.2.1 - на основе различных источников объяснять происхождение казахского народа;
4.3.2.2 - графически отображать связь между саками, гуннами, тюрками и казахами
3.1 Древние культуры и цивилизации 4.3.1.1 - на основе различных источников определять технологический прогресс в исторические периоды
3.3 Важные события в истории Казахстана 4.3.3.1 - объяснять достижения Казахстана в ХХ-XXI веках (культура, наука, образование, экономика)
3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры 4.3.4.1 - основываясь на биографических данных выдающихся деятелях творческих и трудовых профессий, сообщать об их вкладе в развитие страны
3.1 Древние культуры и цивилизации 4.3.1.2 - объяснять назначение исторических музеев
4.3.1.3 - предлагать собственный проект музея
4. Мир профессий 1.1 Я и моя семья 4.1.1.2 - анализировать функциональную роль членов семьи
1.6 Праздники 4.1.6.1 - на основе исследований творчески представлять историю профессиональных праздников
2.3 Природные условия и их значение (влияние) 4.2.3.1 - анализировать хозяйственную деятельность людей своей местности и регионов Казахстана в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты)
1.3 Моя малая Родина 4.1.3.2 - основываясь на различных источниках, давать описание субъектов экономической деятельности своего края
3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры 4.3.4.1 - основываясь на биографических данных выдающихся деятелей творческих и трудовых профессий, сообщать об их вкладе в развитие страны
3.1 Древние культуры и цивилизации 4.3.1.1 - на основе различных источников определять технологический прогресс в исторические периоды
3.3 Важные события в истории Казахстана 4.3.3.1 - объяснять достижения Казахстана в ХХ-XXI веках (культура, наука, образование, экономика)
1.4 Здоровье и безопасность 4.1.4.1 - исследовать причины травматизма в различных видах спорта
4.1.4.2 - предлагать меры по профилактике и способы снижения травмоопасности при занятиях различными видами спорта
3 четверть
5. Природные явления 2.2 Климат и погода 4.2.2.1 - анализировать влияние климата на развитие человечества
2.3 Природные условия и их значение (влияние) 4.2.3.1 - анализировать хозяйственную деятельность людей своей местности и регионов Казахстана в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты)
4.2.3.2 - на основе исследования прогнозировать вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе
1.4 Здоровье и безопасность 4.1.4.3 - на основе различных источников выявлять и оценивать риски и опасности в искусственной среде
4.1.4.4 - планировать свою безопасность в искусственной среде
2.1 Ориентирование на местности 4.2.1.1 - определять местоположение объекта по отношению к другим
6. Охрана окружающей среды 2.2 Климат и погода 4.2.2.1 - анализировать влияние климата на развитие человечества
2.3 Природные условия и их значение 4.2.3.1 - анализировать хозяйственную деятельность людей своей местности и регионов Казахстана в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты)
4.2.3.2 - на основе исследования прогнозировать вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе
2.1 Ориентирование на местности 4.2.1.1 - определять местоположение объекта по отношению к другим
4.2.1.2 - объяснять назначение глобуса и карт, показывать на них основные объекты
4.2.1.3 - показывать на глобусе и картах параллели, меридианы, экватор
4 четверть
7. Путешествие в Космос 1.6 Праздники 4.1.6.1 - на основе исследований творчески представлять историю профессиональных праздников
3.3 Важные события в истории Казахстана 4.3.3.1 - объяснять достижения Казахстана в ХХ-XXI веках (культура, наука, образование, экономика)
3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры 4.3.4.1 - основываясь на биографических данных выдающихся деятелей творческих и трудовых профессий, сообщать об их вкладе в развитие страны
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 4.3.5.2 - определять роль Казахстана на мировой арене
4.1.5.2 - приводить примеры демократических прав и свобод, обязанностей в качестве гражданина Республики Казахстан
1.4 Здоровье и безопасность 4.1.4.3 - на основе различных источников выявлять и оценивать риски и опасности в искусственной среде
4.1.4.4 - планировать свою безопасность в искусственной среде
8.Путешествие в будущее 1.3 Моя малая Родина 4.1.3.2 - основываясь на различных источниках, давать описание субъектов экономической деятельности своего края
2.4 Туризм 4.2.4.1 - создавать туристский маршрут по Казахстану и по Астане, используя доступные источники информации (интернет, книги, СМИ)
3.1 Древние культуры и цивилизации 4.3.1.1 - на основе различных источников определять технологический прогресс в исторические периоды
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 4.3.5.1 - на основе исследований предлагать ряд смысловых ассоциаций, связанных с названием «Казахстан» (национальный бренд)
1.6 Праздники 4.1.6.1 - на основе исследований творчески представлять историю профессиональных праздников
1.5 Права и обязанности 4.1.5.1 - делать выводы о значении Конституции в жизни общества
4.1.5.2 - приводить примеры демократических прав и свобод, обязанностей в качестве гражданина Республики Казахстан

Примечание:

Рекомендуется в одной четверти интегрировать (по возможности) цели обучения со сквозными темами, исходя из расчета – 2 сквозные темы на четверть.

Наши рекомендации