По учебному предмету «Познание мира»
для 1-4 классов уровня начального образования
1) 1 класс
Сквозная тема | Подразделы программы | Цели обучения | |
1 четверть | |||
1. Все обо мне | 1.2 Школа и школьное сообщество | 1.1.2.6 - характеризовать себя в качестве школьника и члена коллектива класса | |
1.1 Я и моя семья | 1.1.1.5 - определять структуру своих потребностей в предметах потребления и источники их поступления | ||
1.1.2.4 - объяснять важность соблюдения режима дня и составлять примерный режим одного дня | |||
1.1.2.5 - применять названия времени суток и дней недели | |||
1.1.1.3 - объяснять важность заботливого отношения между членами семьи и приводить примеры | |||
2. Моя школа | 1.2 Школа и школьное сообщество | 1.1.2.1 - объяснять важность школы в жизни людей | |
1.1.2.6 - характеризовать себя в качестве школьника и члена коллектива класса | |||
1.1.4.3 - объяснять правила безопасного поведения дома | |||
1.1.4.4 - объяснять правила поведения на дороге, значение дорожных знаков, регулирующих пешеходное движение | |||
1.1.4.5 - составлять план безопасного маршрута от дома до школы; | |||
1.1.2.2 - определять местонахождение функциональных зон школы | |||
1.1.2.3 - объяснять важность соблюдения правил поведения в школе | |||
2 четверть | |||
3. Моя семья и друзья | 1.2 Школа и школьное сообщество | 1.1.2.3 - объяснять важность соблюдения правил поведения в школе | |
1.1 Я и моя семья | 1.1.1.1 - понимать и объяснять значение понятия «семья» на основе исследования различных источников | ||
1.1.1.2 - определять свое место в системе родственных связей относительно других членов семьи | |||
1.1.6.1 - описывать один из семейных праздников | |||
1.1.1.3 - объяснять важность заботливого отношения между членами семьи и приводить примеры | |||
1.3 Моя малая Родина | 1.1.3.1 - называть свой адрес и описывать географическое положение своего населенного пункта | ||
1.1 Я и моя семья | 1.1.1.5 - определять структуру своих потребностей в предметах потребления и источники их поступления | ||
4. Мир вокруг нас | 2.1 Ориентирование на местности | 1.2.1.1 - определять стороны горизонта по местным признакам | |
1.3 Моя малая Родина | 1.1.3.1 - называть свой адрес и описывать географическое положение своего населенного пункта | ||
1.1.3.2 - описывать главную улицу, здания и достопримечательности своего населенного пункта | |||
2.2 Погода и климат | 1.2.2.1 - определять влияние погоды на жизнь и деятельность людей; | ||
1.2.3.1 - определять возможности занятий на природе различными видами досуговой деятельности в зависимости от времени года | |||
3 четверть | |||
5. Путешествия | 3.1 Древние культуры и цивилизации | 1.3.1.1 - рассказывать о жизни древних людей на основе изучения наглядных материалов | |
3.2 Исторические корни Казахстана | 1.3.2.1 - описывать на основе наглядных материалов образ жизни саков | ||
1.3.4.1 - на основе изучения источников рассказывать о Томирис | |||
2.4 Туризм | 1.2.4.1 - определять значение туризма; 1.2.4.2 - определять основные цели туриста | ||
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм | 1.3.5.3 - представлять творческие работы о столице Казахстана | ||
6. Традиции и фольклор | 3.2 Исторические корни Казахстана | 1.3.2.1 - описывать на основе наглядных материалов образ жизни саков | |
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм | 1.3.5.2 - рассказывать об основных признаках независимого государства; | ||
1.3.5.1 - отличать государственные символы Республики Казахстан от символов других стран | |||
3.3 Важные события в истории Казахстана | 1.3.3.1 - рассказывать о древней письменности на территории Казахстана | ||
1.3.3.2 - изображать древние письмена, используя различные материалы, способы и средства | |||
3.1 Древние культуры и цивилизации | 1.3.1.2 - рассказывать о наиболее известных исторических памятниках/экспонатах древности | ||
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм | 1.3.5.3 - представлять творческие работы о столице Казахстана | ||
4 четверть | |||
7. Еда и напитки | 1.4 Здоровье и безопасность | 1.1.4.2 - объяснять необходимость соблюдения режима питания | |
3.1 Древние культуры и цивилизации | 1.3.1.1 - рассказывать о жизни древних людей на основе изучения наглядных материалов | ||
1.4 Здоровье и безопасность | 1.1.4.1 - объяснять важность соблюдения личной гигиены | ||
1.1.4.2 - объяснять необходимость соблюдения режима питания | |||
1.1 Я и моя семья | 1.1.1.4 - объяснять простые формы товарно-денежных отношений | ||
1.1.1.5 - определять структуру своих потребностей в предметах потребления и источники их поступления | |||
8. В здоровом теле – здоровый дух! | 1.4 Здоровье и безопасность | 1.1.4.1 - объяснять важность соблюдения личной гигиены | |
1.1.4.3- объяснять правила безопасного поведения дома | |||
1.1.4.6 - называть службы экстренной помощи и определять ситуации для обращения к ним | |||
2.1 Ориентирование на местности | 1.2.1.2 - объяснять необходимость соблюдения правил поведения на природе | ||
2) 2 класс
Сквозная тема | Подраздел программы | Цели обучения |
1 четверть | ||
1. Все обо мне | 1.1 Я и моя семья | 2.1.1.1- составлять словесный портрет членов семьи на основе материалов семейного архива |
2.1.1.2 - объяснять этические нормы своей семьи на основе примеров | ||
2.1.1.3 - определять общественные этические нормы на основе изучения различных источников | ||
2.1.1.4 - определять структуру семейных потребностей в предметах потребления и источники их поступления на основе наблюдений и опроса | ||
2. Моя семья и друзья | 1.5 Права и обязанности | 2.1.5.1 - на основе примеров из своей жизни различать права, обязанности и ответственность |
2.1.5.2 - объяснять значимость служения обществу | ||
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм | 2.3.5.3 - объяснять значение дружбы народов Казахстана | |
2 четверть | ||
3. Моя школа | 1.2 Школа и школьное сообщество | 2.1.2.1 - объяснять виды и функции учебной и внеучебной деятельности в школе |
2.1.2.2 - определять структуру и функции членов школьного сообщества | ||
2.1.2.3 - объяснять коллективные, групповые и межличностные нормы поведения в школьном сообществе | ||
2.1.2.4 - давать характеристику своему классу | ||
4. Мой родной край | 1.3 Моя малая Родина | 2.1.3.1 - описывать и изображать достопримечательности своей местности на основе собственных исследований |
2.1.3.2 - показывать на карте Казахстана крупные реки и озера, города, дороги, свою область | ||
1.4 Здоровье и безопасность | 2.1.4.3 - различать виды транспорта и знать об их назначении | |
2.1.4.4 - объяснять правила поведения в общественном транспорте | ||
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм | 2.3.5.1 - объяснять значение государственных символов Республики Казахстан | |
2.3.5.2 - на основе наблюдений определять сферу применения государственных символов Республики Казахстан | ||
3 четверть | ||
5.В здоровом теле – здоровый дух! | 1.2 Школа и школьное сообщество | 2.1.2.1 - объяснять виды и функции учебной и внеучебной деятельности в школе |
1.4 Здоровье и безопасность | 2.1.4.1 - определять различия между здоровой и нездоровой пищей на основе различных источников | |
2.1.4.2 - объяснять правила безопасного поведения в повседневных ситуациях в общественных местах | ||
6.Традиции и фольклор | 1.6 Праздники | 2.1.6.1 - объяснять значение национальных и государственных праздников Республики Казахстан по выбору |
2.3.1.2 - описывать древние города и памятники на основе изучения различных источников | ||
3.2 Исторические корни Казахстана | 2.3.2.1 - на основе изучения наглядных материалов описывать образ жизни гуннов | |
3.1 Древние культуры и цивилизации | 2.3.1.1 - определять разницу между присваивающим и производящим хозяйством на основе наглядного материала | |
3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры | 2.3.4.1 - рассказывать о вкладе аль-Фараби в развитие науки | |
3.3 Важные события в истории Казахстана | 2.3.3.1- описывать особенности Ботайской культуры | |
4 четверть | ||
7.Окружающая среда | 2.1 Ориентирование на местности | 2.2.1.1 - определять стороны горизонта по компасу |
2.2 Климат и погода | 2.2.2.1 - анализировать положительные и отрицательные характеристики погоды для жизни и хозяйственной деятельности людей | |
2.3 Природные условия и их значение (влияние) | 2.2.3.1 - определять хозяйственное значение крупных природных объектов (гор, равнин, озер и рек) | |
2.2.3.2 - анализировать положительные и отрицательные стороны природных условий своей местности (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты) | ||
2.2.3.3 - классифицировать неблагоприятные и опасные явления природы | ||
8. Путешествия | 1.3 Моя малая Родина | 2.1.3.1 - описывать и изображать достопримечательности своей местности на основе собственных исследований |
2.4 Туризм | 2.2.4.1 - различать основные виды туризма по целям | |
2.2.4.2 - на основе исследования определять объекты для развития различных видов туризма в Казахстане | ||
2.2.4.3 - описывать особенности туристских объектов | ||
3.1 Древние культуры и цивилизации | 2.3.1.2 - описывать древние города и памятники на основе изучения различных источников |
3) 3 класс
Сквозная тема | Подраздел | Цели обучения |
1 четверть | ||
1. Живая природа | 2.2 Климат и погода | 3.2.2.1 - определять характеристики основных типов климата на Земле |
2.3 Природные условия и их значение (влияние) | 3.2.3.1 - анализировать расселение людей в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты) | |
2.2 Климат и погода | 3.2.2.2 - составлять правила поведения при неблагоприятных погодно-климатических условиях | |
2.3 Природные условия и их значение (влияние) | 3.2.3.2 - составлять правила поведения в случае возникновения геологических и природно-климатических катаклизмов | |
1.4 Здоровье и безопасность | 3.1.4.3 - на основе различных источников выявлять и оценивать риски и опасности в естественной среде | |
3.1.4.4 - планировать свою безопасность в естественной среде | ||
2. Что такое хорошо и что такое плохо? (свет и темнота) | 1.1 Я и моя семья | 3.1.1.3 - определять ценности своей семьи |
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм | 3.3.5.2 - объяснять роль труда в развитии личности, семьи, общества и государства | |
1.1 Я и моя семья | 3.1.1.4 - планировать и обосновывать собственные расходы | |
3.1.1.5 - предлагать пути оптимизации собственных расходов | ||
1.2 Школа и школьное сообщество | 3.1.2.3 - объяснять этические нормы поведения, принятые в обществе | |
3.1.2.4 - доказывать важность дружбы между людьми на примерах из собственного опыта | ||
3.1.2.1 - объяснять правила самоуправления в классе и предлагать свою модель | ||
3.1.2.2 - объяснять пути принятия коллективных решений в классе в условиях существования различных точек зрения | ||
1.5 Права и обязанности | 3.1.5.1 - объяснять значимость Конституции Республики Казахстан | |
2 четверть | ||
3. Время | 1.1 Я и моя семья | 3.1.1.1 - объяснять степень родства между членами семьи |
3.1.1.2 - составлять свою родословную | ||
1.4 Здоровье и безопасность | 3.1.4.2 - группировать виды спорта, определять базовые и свои данные для занятия тем или иным видом спорта | |
1.6 Праздники | 3.1.6.1 - на основе исследований творчески представлять значение праздников народов Казахстана | |
2.2 Климат и погода | 3.2.2.2 - составлять правила поведения при неблагоприятных погодно-климатических условиях | |
3.1 Древние культуры и цивилизации | 3.3.1.1 - объяснять особенности кочевого и оседлого образа жизни | |
3.3.1.2 - объяснять важность сохранения памятников истории и культуры | ||
3.2 Исторические корни Казахстана | 3.3.2.1 - на основе изучения различных материалов определять образ жизни тюрков | |
4 Архитектура | 2.3 Природные условия и их значение (влияние) | 3.2.3.1 - анализировать расселение людей в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты) |
1.3 Моя малая Родина | 3.1.3.1 - различать населенные пункты по различным признакам (тип, размер, функции) | |
2.4 Туризм | 3.1.3.2 - исследовать связь города и села, приводить примеры | |
3.2.4.1 - составлять рейтинг наиболее привлекательных туристских объектов Казахстана | ||
2.1 Ориентирование на местности | 3.2.1.2 - составлять план местности, соблюдая масштаб и используя условные знаки | |
3.2.1.1 - определять стороны горизонта по астрономическим признакам | ||
3 четверть | ||
5. Искусство | 1.1 Я и моя семья | 3.1.1.3 - определять ценности своей семьи |
1.4 Здоровье и безопасность | 3.1.4.1 - графически представлять правила пользования бытовыми приборами | |
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм | 3.3.5.1 - объяснять значение неофициальных символов Казахстана (монументы «Алтын адам», «Байтерек», Триумфальная арка «Мәңгілік ел») | |
3.2 Исторические корни Казахстана | 3.3.2.1 - на основе изучения различных материалов определять образ жизни тюрков | |
3.1 Древние культуры и цивилизации | 3.3.1.2 - объяснять важность сохранения памятников истории и культуры | |
6. Выдающиеся личности | 3.2 Исторические корни Казахстана | 3.3.2.1 - на основе изучения различных материалов определять образ жизни тюрков |
3.3 Важные события в истории Казахстана | 3.3.3.1 - объяснять причины образования Казахского ханства | |
3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры | 3.3.4.1 - на исторических примерах объяснять роль ханов, батыров, биев | |
3.3.4.2 - на исторических примерах представлять в творческой форме роль борцов за независимость казахского народа | ||
4 четверть | ||
7. Вода – источник жизни | 2.2 Климат и погода | 3.2.2.1 - определять характеристики основных типов климата на Земле |
2.3 Природные условия и их значение (влияние) | 3.2.3.1 - анализировать расселение людей в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты) | |
2.4 Туризм | 3.2.4.1 - составлять рейтинг наиболее привлекательных туристских объектов Казахстана | |
2.2 Климат и погода | 3.2.2.2 - составлять правила поведения при неблагоприятных погодно-климатических условиях | |
2.3 Природные условия и их значение (влияние) | 3.2.3.2 - составлять правила поведения в случае возникновения геологических и природно-климатических катаклизмов | |
1.4 Здоровье и безопасность | 3.1.4.3 - на основе различных источников выявлять и оценивать риски и опасности в естественной среде | |
3.1.4.4 - планировать свою безопасность в естественной среде | ||
8. Культура отдыха. Праздники | 1.1 Я и моя семья | 3.1.1.3 - определять ценности своей семьи |
1.2 Школа и школьное сообщество | 3.1.2.3 - объяснять этические нормы поведения, принятые в обществе | |
1.6 Праздники | 3.1.6.1 - на основе исследований творчески представлять значение праздников народов Казахстана | |
3.1 Древние культуры и цивилизации | 3.3.1.2 - объяснять важность сохранения памятников истории и культуры | |
1.1 Я и моя семья | 3.1.1.4 - планировать и обосновывать собственные расходы | |
3.1.1.5 - предлагать пути оптимизации собственных расходов | ||
1.4 Здоровье и безопасность | 3.1.4.2 - группировать виды спорта, определять базовые и свои данные для занятия тем или иным видом спорта |
4) 4 класс
Сквозная тема | Подраздел | Цели обучения |
1 четверть | ||
1. Моя Роди- на – Казахстан! | 1.3 Моя малая Родина | 4.1.3.1 - различать административно-территориальные единицы различного ранга (округ, район, область); 4.1.3.2 - основываясь на различных источниках, давать описание субъектов экономической деятельности своего края |
2.3 Природные условия и их значение (влияние) | 4.2.3.1 - анализировать хозяйственную деятельность людей своей местности и регионов Казахстана в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты) | |
2. Человеческие ценности | 1.1 Я и моя семья | 4.1.1.1 - доказывать значимость семьи в жизни общества |
4.1.1.2 - анализировать функциональную роль членов семьи | ||
4.1.1.3 - анализировать доход и расход семейного бюджета | ||
4.1.1.4 - предлагать пути оптимизации семейного бюджета | ||
1.5 Права и обязанности | 4.1.2.1 - объяснять пути вступления в состав школьного самоуправления | |
4.1.2.2 - определять личностные качества лидера | ||
4.1.5.1 - делать выводы о значении Конституции в жизни общества | ||
4.1.5.2 - приводить примеры демократических прав и свобод, обязанностей в качестве гражданина Республики Казахстан | ||
2 четверть | ||
3. Культурное наследие | 3.2 Исторические корни Казахстана | 4.3.2.1 - на основе различных источников объяснять происхождение казахского народа; |
4.3.2.2 - графически отображать связь между саками, гуннами, тюрками и казахами | ||
3.1 Древние культуры и цивилизации | 4.3.1.1 - на основе различных источников определять технологический прогресс в исторические периоды | |
3.3 Важные события в истории Казахстана | 4.3.3.1 - объяснять достижения Казахстана в ХХ-XXI веках (культура, наука, образование, экономика) | |
3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры | 4.3.4.1 - основываясь на биографических данных выдающихся деятелях творческих и трудовых профессий, сообщать об их вкладе в развитие страны | |
3.1 Древние культуры и цивилизации | 4.3.1.2 - объяснять назначение исторических музеев | |
4.3.1.3 - предлагать собственный проект музея | ||
4. Мир профессий | 1.1 Я и моя семья | 4.1.1.2 - анализировать функциональную роль членов семьи |
1.6 Праздники | 4.1.6.1 - на основе исследований творчески представлять историю профессиональных праздников | |
2.3 Природные условия и их значение (влияние) | 4.2.3.1 - анализировать хозяйственную деятельность людей своей местности и регионов Казахстана в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты) | |
1.3 Моя малая Родина | 4.1.3.2 - основываясь на различных источниках, давать описание субъектов экономической деятельности своего края | |
3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры | 4.3.4.1 - основываясь на биографических данных выдающихся деятелей творческих и трудовых профессий, сообщать об их вкладе в развитие страны | |
3.1 Древние культуры и цивилизации | 4.3.1.1 - на основе различных источников определять технологический прогресс в исторические периоды | |
3.3 Важные события в истории Казахстана | 4.3.3.1 - объяснять достижения Казахстана в ХХ-XXI веках (культура, наука, образование, экономика) | |
1.4 Здоровье и безопасность | 4.1.4.1 - исследовать причины травматизма в различных видах спорта | |
4.1.4.2 - предлагать меры по профилактике и способы снижения травмоопасности при занятиях различными видами спорта | ||
3 четверть | ||
5. Природные явления | 2.2 Климат и погода | 4.2.2.1 - анализировать влияние климата на развитие человечества |
2.3 Природные условия и их значение (влияние) | 4.2.3.1 - анализировать хозяйственную деятельность людей своей местности и регионов Казахстана в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты) | |
4.2.3.2 - на основе исследования прогнозировать вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе | ||
1.4 Здоровье и безопасность | 4.1.4.3 - на основе различных источников выявлять и оценивать риски и опасности в искусственной среде | |
4.1.4.4 - планировать свою безопасность в искусственной среде | ||
2.1 Ориентирование на местности | 4.2.1.1 - определять местоположение объекта по отношению к другим | |
6. Охрана окружающей среды | 2.2 Климат и погода | 4.2.2.1 - анализировать влияние климата на развитие человечества |
2.3 Природные условия и их значение | 4.2.3.1 - анализировать хозяйственную деятельность людей своей местности и регионов Казахстана в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты) | |
4.2.3.2 - на основе исследования прогнозировать вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе | ||
2.1 Ориентирование на местности | 4.2.1.1 - определять местоположение объекта по отношению к другим | |
4.2.1.2 - объяснять назначение глобуса и карт, показывать на них основные объекты | ||
4.2.1.3 - показывать на глобусе и картах параллели, меридианы, экватор | ||
4 четверть | ||
7. Путешествие в Космос | 1.6 Праздники | 4.1.6.1 - на основе исследований творчески представлять историю профессиональных праздников |
3.3 Важные события в истории Казахстана | 4.3.3.1 - объяснять достижения Казахстана в ХХ-XXI веках (культура, наука, образование, экономика) | |
3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры | 4.3.4.1 - основываясь на биографических данных выдающихся деятелей творческих и трудовых профессий, сообщать об их вкладе в развитие страны | |
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм | 4.3.5.2 - определять роль Казахстана на мировой арене | |
4.1.5.2 - приводить примеры демократических прав и свобод, обязанностей в качестве гражданина Республики Казахстан | ||
1.4 Здоровье и безопасность | 4.1.4.3 - на основе различных источников выявлять и оценивать риски и опасности в искусственной среде | |
4.1.4.4 - планировать свою безопасность в искусственной среде | ||
8.Путешествие в будущее | 1.3 Моя малая Родина | 4.1.3.2 - основываясь на различных источниках, давать описание субъектов экономической деятельности своего края |
2.4 Туризм | 4.2.4.1 - создавать туристский маршрут по Казахстану и по Астане, используя доступные источники информации (интернет, книги, СМИ) | |
3.1 Древние культуры и цивилизации | 4.3.1.1 - на основе различных источников определять технологический прогресс в исторические периоды | |
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм | 4.3.5.1 - на основе исследований предлагать ряд смысловых ассоциаций, связанных с названием «Казахстан» (национальный бренд) | |
1.6 Праздники | 4.1.6.1 - на основе исследований творчески представлять историю профессиональных праздников | |
1.5 Права и обязанности | 4.1.5.1 - делать выводы о значении Конституции в жизни общества | |
4.1.5.2 - приводить примеры демократических прав и свобод, обязанностей в качестве гражданина Республики Казахстан |
Примечание:
Рекомендуется в одной четверти интегрировать (по возможности) цели обучения со сквозными темами, исходя из расчета – 2 сквозные темы на четверть.