Методы и формы реализации программы

Этапы реализации программы: два раздела (9 модулей): природа (география - геология - растения – животные) - история (разные периоды). Программа состоит из подготовительных занятий, поисковых краеведческих игр, тематических экскурсий, пешеходных походов по Севастополю и его окрестностям и итоговых занятий. Перед походом (экскурсией) проводится подготовительное занятие, на котором объявляется его тема, основное содержание, совместно с обучающимися разрабатывается маршрут похода (экскурсии), распределяются задания для самостоятельной работы обучающихся, походные краеведческие и туристские должности, проводится инструктаж по технике безопасности. Каждая экскурсия или поход наполняется следующим содержанием: беседа по технике безопасности, информация педагога и обучающихся по темам географического или исторического краеведения, игровые программы, закрепление полученных знаний, умений и навыков. После проведения похода (экскурсии) проводится занятие, на котором подводятся итоги, обрабатывается собранный материал, подготавливаются информационные материалы, проводится промежуточная аттестация обучающихся.

Методы изучения краеведения:

1. Поисковая игра, экскурсия, пешеходный поход

2. Беседа

3. Рассказ педагога, обучающихся

4. Самостоятельная работа обучающихся с краеведческой литературой

5. Совместная работа обучающихся и родителей с интернет-ресурсами

по краеведению

6. Работа с картографическим материалом

7. Наблюдения, фотографирование в природе

Принципы построения программы:

1. Изучение окружающей действительности, достопримечательностей на местности во время поисковых игр, экскурсий, пешеходных походов.

2. Комплексное освоение окружающего мира - природы, истории, культуры родного края.

3. Разнообразие стимулов активизации и мотивации к изучению природы и истории родного края: игры, праздники, викторины, конкурсы и т.п.

В реализации программы участвуют обучающиеся 10-12 лет (5-6 классы) Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 108 часов в год, 12 часов в месяц, из них теоретических 2 часа, практических 10 часов (8 на местности, 2 в помещении).

Результативность программы

Во время теоретического занятия после реализации каждого модуля программы проводится проверка полученных знаний, умений и навыков.

Формы проверки полученных знаний, умений и навыков

1. Совместное обсуждение итогов поисковой игры, экскурсии, похода

2. Викторины

3. Обсуждение типовых ситуаций

4. Анкетирование

5. Тестирование

Результатом обучения является усвоение обучающимися базовых краеведческих знаний, умений и навыков, основных правил безопасности. В ходе реализации программы педагог выявляет склонности обучаемых к занятиям в специализированных туристско-краеведческих объединениях.

Прогнозируемый результат

Обучающиеся должны знать:

• правила безопасности во время экскурсий, пешеходных походов;

• правила поведения в природе;

• основные горные породы, минералы и полезные ископаемые Крыма;

• основные деревья, кустарники и травы Крыма;

• основных представителей животного мира Крыма;

• основные события и героев обороны Севастополя в годы Крымской войны; основные события и героев обороны и освобождения Севастополя в годы Великой Отечественной войны.

Учащиеся должны уметь:

- придерживаться правил санитарии, гигиены и техники безопасности;

- вести наблюдения в городе и в природе;

- ориентироваться по карте и компасу;

- работать с краеведческой литературой и интернет-ресурсами;

- создавать поделки из природных материалов,

-рассказывать о природе, истории, знаменитых людях, достопримечательностях Севастополя.

Формы фиксации и предоставления результатов:

Протоколы, дневник педагога, аттестационные материалы.

Учебно-тематический план

№ п/п   Тема занятий Количество часов
Всего Теорет. Практические
в помещении на местности
Организационная работа - -
Географическое краеведение
Историческое краеведение
Итоговое занятие - -
Всего:

Содержание образовательной программы

Вводное занятие. Разъяснение целей обучения, ожидаемых результатов.

Наши рекомендации