Проверка гипотезы методом популяционного анализа результатов опроса
Гипотеза дигибридности
На основании известных данных (Миклин, 1967, Эфроимсон, 1995, Hamilton, 1975, Wilson, 1974) можно заключить, что эгоизм и альтруизм — два антагонистических проявления некоторых свойств индивидуального человеческого характера, от которых зависит как судьба отдельного человека и его близких, так и направление исторического развития всего человеческого общества.
Эгоист превыше всего ценит себя и заботится прежде всего об интересах собственного выживания. Альтруист подчиняет собственные интересы общественным (семейным, групповым) и в исключительных ситуациях способен жертвовать собой ради выживания других. В результате численность эгоистов в любой социальной группе на порядок выше численности альтруистов, однако и те, и другие присутствуют в популяции.
Большинство исследователей полагает, что в реальности механизм наследственности альтруизма является полигенным. Однако, чтобы уточнить и проверить численное соотношение альтруистов и эгоистов в реальности, в качестве исходного условия, не противоречащего известным фактам, автором была предложена гипотеза упрощенного дигибридного механизма наследования и распространения генов альтруизма и эгоизма в популяции человека. Первая попытка ее применения отражена в курсовой работе, которая весной 1995 г. была принята на курсах повышения квалификации учителей в Санкт-Петербургском Государственном университете педагогического мастерства: (И. Лаверычева. Экспериментальный урок по общей биологии в 11-м классе на тему «Основы генетики. Законы Менделя и анализирующее скрещивание. Возможность применения генетических знаний для объяснения механизмов наследования задатков эгоизма и альтруизма»).
Действительно, всякий полигенный признак можно представить как сумму генов А+(Б+Х), где А — наиболее определенный из этих генов, а Б — менее определенный, взятый вместе со всеми неопределенными, обозначенными как неизвестное Х. В грубом приближении, необходимом для получения значения поправки и более точных результатов, можно упростить формулу А+(Б+Х) до А+Б и, таким образом, исходить из всем известного II-ого закона Менделя. Из этой посылки вытекает целый ряд заключений, которые могут быть существенны для понимания природы альтруизма и эгоизма.
Итак, предположим, что альтруизм и эгоизм вместе контролируются двумя независимыми генами:
1. геном, контролирующим избирательную физиологическую чувствительность человека к другому человеку, связанную с общей физиологической чувствительностью;
2. геном человечной (гуманной) ассоциативности, контролирующим способность человека ставить себя на место другого человека и исходя из этого оценивать и контролировать собственные поступки, формируя в коре головного мозга ассоциации сочувствия, сострадания (альтруизм) или ненависти и жестокости (эгоизм).
Значение этих генов неодинаково. Понятно, что чувствительность вообще и чуткость в частности необходимы для формирования любых реакций человека на человека и, в частности, гуманных ассоциаций. Но ассоциации могут иметь как позитивный, так и негативный характер. Чуткость для проявления душевных, гуманных сострадательных ассоциаций необходима, но недостаточна. Встречаются довольно грубые и малочувствительные люди, которые способны жертвовать собой ради других. Напротив, бывают и чувствительные, но хитрые и коварные эгоисты, которых обычно называют подлецами. Для оценки проявления альтруизма наиболее существенна характеристика ассоциативности: она как закрепленная в памяти под контролем гена формула гуманных или антигуманных отношений показывает свойство эгоизма или альтруизма в человеке как конечный результат. Поэтому основным геном, определяющим свойства альтруизма и эгоизма, будем считать ген ассоциативности, по характеру конкретных ассоциаций определяя, каким образом, гуманно или антигуманно, реализован этот ген в человеке.
Поскольку в реальности свойства эгоизма доминируют и встречаются у людей гораздо чаще, чем свойства альтруизма, резонно рассматривать крайне выраженного альтруиста как носителя культурных генетически чистых полугенов (рецессивно-гомозиготных аллелей) чуткости аа и гуманной ассоциативности bb, проявляющихся одновременно: аа bb. Соответственно, крайне выраженного эгоиста можно рассматривать как носителя диких генетически чистых полугенов (доминантно-гомозиготных аллелей) этих же генов, проявляющихся одновременно: АА ВВ, где нечуткость, грубость — АА, жестокость, бездушие — BB.
Таким образом, те же самые гены альтруизма, которые в культурном открытом рецессивно-гомозиготном состоянии проявляют себя как ген чуткости и ген сострадательности, — в диком доминантном виде будут являться генами эгоизма и проявлять себя, соответственно, как ген грубости и ген жестокости. В более формальном выражении гипотеза сводится к заключению:
1. Альтруизм — проявление в фенотипе двух генов по рецессивно-гомозиготным аллелям (аа — высокая общефизиологическая чувствительность к человеку, или чуткость, bb — высокая гуманная ассоциативность, или сострадательность);
2. эгоизм — проявление тех же генов по доминантно-гомозиготным аллелям (АА — низкая общефизиологическая чувствительность к человеку, или грубость, ВВ — низкая гуманная ассоциативность, или жестокость).
Если предположить, что потомство людей происходит от двух гетерогенных особей — эгоиста и альтруиста, то, согласно II-му закону Менделя, все первое поколение потомков будет гибридным (гетерозиготным) и нести как доминантные, так и рецессивные полугены (аллели) обоих генов, контролирующих задатки эгоизма и альтруизма: Аа Bb. При полном доминировании все эти особи независимо от влияния среды будут проявляться в развитии (по фенотипу) как типичные резко выраженные эгоисты — грубые и бездушные. Альтруизм в их фенотипе будут полностью отсутствовать, хотя в скрытом состоянии все они будут являться потенциальными наследственными источниками свойств альтруизма: и чуткости, и сострадательности.
При соблюдении условий полного доминирования во втором и всех последующих поколениях потомков, полученных от эгоиста и альтруиста, а в дальнейшем согласно закону Харди-Вайнберга и по всей популяции людей, будет проявляться расщепление признаков в соотношении: на все 16 возможных комбинаций генов будет приходиться 12 эгоистов (среди которых 9 — грубых и 3 — чувствительных) и 4 альтруиста (3 нечутких и 1 чуткий и сострадательный).
Таким образом, все альтруисты в популяции человека, соответственно исходной гипотезе, смогут составлять лишь ј или 25%. Абсолютных альтруистов, обладающих высокой чувствительностью, будет еще меньше — 1/16 или 6, 25%. Абсолютное большинство — 75% численности популяции будет образовано фенотипическими эгоистами, хотя эгоистов, генетически чистых по доминантным аллелям ассоциативности будет, как и альтруистов, только 25%. Аналогичными могут быть заключения и в отношении свойства чуткости. Поскольку чуткость, как и альтруизм, будет связана с проявлением по фенотипу только рецессивно-гомозиготных аллелей, которые комбинируются в 3 раза реже, чем доминантные, — нечуткие, согласно принятой модели, должны составить 75% (3/4), а чуткие 25% (1/4) популяции.
Резюме
Материалы статьи свидетельствуют о том, что альтруистов в популяции людей в 16 раз меньше, чем эгоистов, а среди женщин их в 3 раза больше, чем среди мужчин. В качестве теоретической основы автор привлекает к объяснению Менделевскую модель дигибридного расщепления признаков, на основании которой делает вывод о постоянном скрытом характере носительства генов альтруизма у 88% популяции людей. Это значит, что на 88% люди или их дети являются гибридами по признакам эгоизм/альтруизм и, в силу доминантности эгоизма, являются эгоистами. Но с определенной частотой (1/16) от них могут рождаться дети-альтруисты. Данный механизм наследования признаков объясняет достаточно редкий, но общепопуляционный характер встречаемости альтруистов, который не зависит от воспитания и условий среды.
Заключение
До сих пор никто не наблюдал связи альтруизма с тенденциями социальной дифференциации. Альтруисты редки, но встречаются повсюду. Пожалуй, художественная литература, как и другие виды искусства, давно подметили этот факт. Образы альтруистов или эгоистов, также как положительных или отрицательных героев, представляют в литературе любую социальную группу и социальную среду: и мужчин — и женщин, и черных — и белых, и бедных — и богатых, и воспитанных — и невоспитанных, и образованных — и необразованных, и грубых — и утонченных., и т.д.
Не выявлена связь альтруизма/эгоизма и с профессиональной деятельностью людей. Практически полная социальная неопределенность в ожидании рождения альтруиста или эгоиста достаточно хорошо подтверждается и объясняется полученными данными.
Менделевская модель дигибридного расщепления признаков и закон Харди Вайнберга отражают общегенетическую и общепопуляционную закономерность встречаемости альтруистов и эгоистов, независимо от того, какова социальная группа и социальная характеристика семьи, какова среда и условия воспитания. Постоянный скрытый характер носительства генов альтруизма у 88% популяции людей означает, что на 88% люди являются гибридами по признакам эгоизм/альтруизм и, в силу доминантности эгоизма, являются эгоистами и с соответствующей частотой 14/16 от них рождаются такие же, как они сами, дети-гибриды эгоисты. Однако, кроме того, с определенной частотой (1/16) от них рождаются дети — как генетически чистые эгоисты, так и альтруисты. Чтобы альтруист обязательно появился в одной семье, родителям надо родить не менее 16 детей. А чтобы альтруист обязательно появился в роду, в котором поколения семей имеют, допустим, только по 1 ребенку, — нужно, что бы прошло не менее 16 поколений.
Но как бы ни были редки альтруисты в популяции людей, нельзя отрицать, что они являются непреходящим — генетически запрограммированным источником морали гуманизма, более всего способствуя прогрессу цивилизации. В силу скрытого характера носительства генов альтруизма у большинства людей неальтруистов, эти гены невозможно уничтожить никаким способом. И до тех пор, пока будет существовать человечество, в нем всегда будет присутствовать заветная 1/16 людей-альтруистов, вечно страдающих и радеющих о всеобщем благополучии.
Литература
1. Герлинская Л.А. Изменчивость животных по стрессовым реакциям. Автореф. канд. дис. Новосибирск, 1987. 20 с.
2. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М., «Высшая школа», 2000. 479 с.
3. Дембовский Я. Психология обезьян. М., «Наука», 1963. 320 с.
4. Лобашев М.Е., Ватти К.В., Тихомирова М.М. Генетика с основами селекции. М., 1979. С. 67-98.
5. Лоренц К. Ген агрессии. М., «Мир», 1994.
6. Уэлс Г. Павлов и Фрейд. М., «Прогресс», 1961.
7. Фогель М. Генетика человека (1, 2, 3 тома). М., «Мир», 1991.
8. Эспинас А. Социальная жизнь животных. Опыт сравнительной психологии с прибавлением краткой истории социологии. СПб, Тип. д–ра М.А. Хана, 1882.
9. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма // Новый мир. 1961. №10. С. 193- 214
10. Эфроимсон В.П. Генетика Этики и эстетики. СПб, «Талисман», 1995. 281 с.
11. Hamilton W.D. The genetical evolution of social behavior, I, II. J. Theoretical Biology, 1964, 1-52.
12. Hamilton W.D. Innate social aptitudes of man: an approach from evolutionary genetics. Biosocial anthropology. L., Malaby, 1975, 1-169.
13. Wilson E. Theory of Social Biology. NY., London, 1974.
Гипотеза дигибридности
На основании известных данных (Миклин, 1967, Эфроимсон, 1995, Hamilton, 1975, Wilson, 1974) можно заключить, что эгоизм и альтруизм — два антагонистических проявления некоторых свойств индивидуального человеческого характера, от которых зависит как судьба отдельного человека и его близких, так и направление исторического развития всего человеческого общества.
Эгоист превыше всего ценит себя и заботится прежде всего об интересах собственного выживания. Альтруист подчиняет собственные интересы общественным (семейным, групповым) и в исключительных ситуациях способен жертвовать собой ради выживания других. В результате численность эгоистов в любой социальной группе на порядок выше численности альтруистов, однако и те, и другие присутствуют в популяции.
Большинство исследователей полагает, что в реальности механизм наследственности альтруизма является полигенным. Однако, чтобы уточнить и проверить численное соотношение альтруистов и эгоистов в реальности, в качестве исходного условия, не противоречащего известным фактам, автором была предложена гипотеза упрощенного дигибридного механизма наследования и распространения генов альтруизма и эгоизма в популяции человека. Первая попытка ее применения отражена в курсовой работе, которая весной 1995 г. была принята на курсах повышения квалификации учителей в Санкт-Петербургском Государственном университете педагогического мастерства: (И. Лаверычева. Экспериментальный урок по общей биологии в 11-м классе на тему «Основы генетики. Законы Менделя и анализирующее скрещивание. Возможность применения генетических знаний для объяснения механизмов наследования задатков эгоизма и альтруизма»).
Действительно, всякий полигенный признак можно представить как сумму генов А+(Б+Х), где А — наиболее определенный из этих генов, а Б — менее определенный, взятый вместе со всеми неопределенными, обозначенными как неизвестное Х. В грубом приближении, необходимом для получения значения поправки и более точных результатов, можно упростить формулу А+(Б+Х) до А+Б и, таким образом, исходить из всем известного II-ого закона Менделя. Из этой посылки вытекает целый ряд заключений, которые могут быть существенны для понимания природы альтруизма и эгоизма.
Итак, предположим, что альтруизм и эгоизм вместе контролируются двумя независимыми генами:
1. геном, контролирующим избирательную физиологическую чувствительность человека к другому человеку, связанную с общей физиологической чувствительностью;
2. геном человечной (гуманной) ассоциативности, контролирующим способность человека ставить себя на место другого человека и исходя из этого оценивать и контролировать собственные поступки, формируя в коре головного мозга ассоциации сочувствия, сострадания (альтруизм) или ненависти и жестокости (эгоизм).
Значение этих генов неодинаково. Понятно, что чувствительность вообще и чуткость в частности необходимы для формирования любых реакций человека на человека и, в частности, гуманных ассоциаций. Но ассоциации могут иметь как позитивный, так и негативный характер. Чуткость для проявления душевных, гуманных сострадательных ассоциаций необходима, но недостаточна. Встречаются довольно грубые и малочувствительные люди, которые способны жертвовать собой ради других. Напротив, бывают и чувствительные, но хитрые и коварные эгоисты, которых обычно называют подлецами. Для оценки проявления альтруизма наиболее существенна характеристика ассоциативности: она как закрепленная в памяти под контролем гена формула гуманных или антигуманных отношений показывает свойство эгоизма или альтруизма в человеке как конечный результат. Поэтому основным геном, определяющим свойства альтруизма и эгоизма, будем считать ген ассоциативности, по характеру конкретных ассоциаций определяя, каким образом, гуманно или антигуманно, реализован этот ген в человеке.
Поскольку в реальности свойства эгоизма доминируют и встречаются у людей гораздо чаще, чем свойства альтруизма, резонно рассматривать крайне выраженного альтруиста как носителя культурных генетически чистых полугенов (рецессивно-гомозиготных аллелей) чуткости аа и гуманной ассоциативности bb, проявляющихся одновременно: аа bb. Соответственно, крайне выраженного эгоиста можно рассматривать как носителя диких генетически чистых полугенов (доминантно-гомозиготных аллелей) этих же генов, проявляющихся одновременно: АА ВВ, где нечуткость, грубость — АА, жестокость, бездушие — BB.
Таким образом, те же самые гены альтруизма, которые в культурном открытом рецессивно-гомозиготном состоянии проявляют себя как ген чуткости и ген сострадательности, — в диком доминантном виде будут являться генами эгоизма и проявлять себя, соответственно, как ген грубости и ген жестокости. В более формальном выражении гипотеза сводится к заключению:
1. Альтруизм — проявление в фенотипе двух генов по рецессивно-гомозиготным аллелям (аа — высокая общефизиологическая чувствительность к человеку, или чуткость, bb — высокая гуманная ассоциативность, или сострадательность);
2. эгоизм — проявление тех же генов по доминантно-гомозиготным аллелям (АА — низкая общефизиологическая чувствительность к человеку, или грубость, ВВ — низкая гуманная ассоциативность, или жестокость).
Если предположить, что потомство людей происходит от двух гетерогенных особей — эгоиста и альтруиста, то, согласно II-му закону Менделя, все первое поколение потомков будет гибридным (гетерозиготным) и нести как доминантные, так и рецессивные полугены (аллели) обоих генов, контролирующих задатки эгоизма и альтруизма: Аа Bb. При полном доминировании все эти особи независимо от влияния среды будут проявляться в развитии (по фенотипу) как типичные резко выраженные эгоисты — грубые и бездушные. Альтруизм в их фенотипе будут полностью отсутствовать, хотя в скрытом состоянии все они будут являться потенциальными наследственными источниками свойств альтруизма: и чуткости, и сострадательности.
При соблюдении условий полного доминирования во втором и всех последующих поколениях потомков, полученных от эгоиста и альтруиста, а в дальнейшем согласно закону Харди-Вайнберга и по всей популяции людей, будет проявляться расщепление признаков в соотношении: на все 16 возможных комбинаций генов будет приходиться 12 эгоистов (среди которых 9 — грубых и 3 — чувствительных) и 4 альтруиста (3 нечутких и 1 чуткий и сострадательный).
Таким образом, все альтруисты в популяции человека, соответственно исходной гипотезе, смогут составлять лишь ј или 25%. Абсолютных альтруистов, обладающих высокой чувствительностью, будет еще меньше — 1/16 или 6, 25%. Абсолютное большинство — 75% численности популяции будет образовано фенотипическими эгоистами, хотя эгоистов, генетически чистых по доминантным аллелям ассоциативности будет, как и альтруистов, только 25%. Аналогичными могут быть заключения и в отношении свойства чуткости. Поскольку чуткость, как и альтруизм, будет связана с проявлением по фенотипу только рецессивно-гомозиготных аллелей, которые комбинируются в 3 раза реже, чем доминантные, — нечуткие, согласно принятой модели, должны составить 75% (3/4), а чуткие 25% (1/4) популяции.
Проверка гипотезы методом популяционного анализа результатов опроса
Для экспериментального подтверждения выдвинутой гипотезы в октябре 1995 г. автор провел тестирование школьников в возрасте от 13 до 15 лет с целью выявления свойств альтруизма (гуманизма). Тестировались ученики шести восьмых и двух девятых классов во время уроков в средней школе №375 Красносельского района Петербурга. Возрастной диапазон был выбран не случайно: в подростковый период, когда включается программа полового созревания и влияние этического воспитания ослабевает, индивидуальность и, следовательно, генотипические свойства личности могут проявляться с наибольшей силой.
Объем исследуемой выборки составил 214 человек. Результаты исследования обрабатывались стандартным методом статистической обработки с определением дисперсии, среднеквадратической погрешности среднего и коэффициентов корреляции на уровне достоверности 0,95 (Гмурман, 2000).
Во время тестирования школьникам задавались вопросы, по которым можно было составить объективное представление о способности к альтруизму (эгоизму) каждого из них. Они формулировались исходя из предположения, что альтруизм/эгоизм является реализацией по фенотипу не одного, а по крайней мере двух генов — гена избирательной чувствительности (чуткости/грубости) и гена ассоциативности (сострадательности/жестокости). Тест включал 8 вопросов на чувствительность и 10 вопросов на ассоциативность.
Вопросы на чувствительность предполагали оценку реакций по всем органам чувств, включая оценку глубины контакта, и, таким образом, итоговая сумма баллов по этим вопросам могла объективно отражать степень общей индивидуальной общефизиологической чувствительности индивида к человеку как явлению. Все вопросы на ассоциативность предусматривали обязательное включение в индивидуальную личностную оценку школьника и его отношение к соответствующей этической норме. Таким образом, итоговая сумма балов ассоциативности реально отражала его готовность заботиться о других и была использована в качестве основного количественного показателя альтруизма или эгоизма.
Таблица Частота встречаемости показателей высокой гуманной ассоциативности (альтруизма) у школьников
Резюме
Материалы статьи свидетельствуют о том, что альтруистов в популяции людей в 16 раз меньше, чем эгоистов, а среди женщин их в 3 раза больше, чем среди мужчин. В качестве теоретической основы автор привлекает к объяснению Менделевскую модель дигибридного расщепления признаков, на основании которой делает вывод о постоянном скрытом характере носительства генов альтруизма у 88% популяции людей. Это значит, что на 88% люди или их дети являются гибридами по признакам эгоизм/альтруизм и, в силу доминантности эгоизма, являются эгоистами. Но с определенной частотой (1/16) от них могут рождаться дети-альтруисты. Данный механизм наследования признаков объясняет достаточно редкий, но общепопуляционный характер встречаемости альтруистов, который не зависит от воспитания и условий среды.